В защиту Марфы

Марфа и МарияПодражая первым христианским авторам, хочется защитить и восстановить репутацию незаслуженно униженной сестры нашей во Христе Марфы, у которой была сестра Мария и Лазарь, которого Иисус воскресил из мёртвых.

Множество раз в комментариях и проповедях при упоминании двух сестёр Лазаря Марфа упоминается в несколько уничижительном ключе как человек непонимающий и, в общем, недалёкий. Однако, справедливости ради надо сказать, что во всех трёх историях (Лк.10:38-42, Ин.11:1- , Ин.12:1-8, где упоминается Марфа, Мария и Лазарь, прослеживается, что Иисус любил их всех, об этом даже прямо говорится в Ин.11:5, при этом в данном тексте Мария даже не  упомянута по имени.

Из текста Писания читателю надо вытащить не характер Марфы, а что-то, что Иисус сказал лично ей (и нам) в конкретной ситуации. Впрочем, исходя из её поведения, можно сделать вывод, что по характеру, вероятно, она чем-то напоминала апостола Петра, который часто отвечал невпопад, поступал, не подумав, спал, когда нужно было бодрствовать, и даже отрёкся но, в то же время, именно ему Иисус вручил ключи (Мф.16:19) от Царства Небесного.

Рассмотрим ситуацию, о которой говорят и цитируют больше всего – она описана в Лк.10:38-42, и является великолепным продолжением предыдущего повествования о проповеди 70 учеников и о том, что нужно радоваться, что «имена записаны на небесах» (Лк.10:20), о радости Иисуса в отношении простосердечных людей, о Собственной власти и о двух главных заповедях, а также известнейшая притча о том, кто же ближний (более известная как притча о добром самаритянине – Лк.10:25-37). Евангелист Лука подводит прекрасный итог этим событиям и плавно подводит к учению о молитве, описанном далее. Зачем же такая в общем бытовая ситуация находится именно здесь, среди таких великих истин? И что на самом деле сказал Иисус Марфе?

Марфа (букв. «госпожа») приняла Иисуса в свой дом и позаботилась о том, чтобы всё было устроено как надо (букв. «заботилась о большом служении (в син.пер.-угощении) (διακονίαν)», – не об этом ли заботятся хорошие служители?), она была служителем, хоть и была хозяйкой (как и тёща Петра, например-Мк.1:30). Большое служение отнимает много сил и времени, но упрекнул ли Иисус Марфу за служение? Конечно, нет, Он любит служителей и когда Марфа опять служила после воскресения Лазаря (Ин.12:1-8), это упоминается как похвала ей, а Марию Иисус опять защищает, но уже от Иуды Искариота, который упрекает её за расточительство. Значит, дело здесь не в том, что Марфа что-то делала не так, а в том, что она начала упрекать свою сестру, что та как-то неправильно служит, а попутно и Иисуса упрекнула в равнодушии. Невольно вспоминается ситуация, когда Аарон и Мариам упрекали Моисея (Чис.12), и тогда Бог также ответил очень быстро и недвусмысленно. Здесь же Иисус по Писанию ответил смиренно (Ис.42:1-4), но с убеждением, защищая слабого.

И здесь нам хороший урок о том, что надо быть скромнее в наших претензиях к другим верующим и к их служению. Возможно, ты считаешь, что вот этот брат у кафедры не умеет хорошо говорить, а та сестра в хоре неподобающе одета, а этот любитель богословия уж слишком умничает, а этот мальчуган уж очень хулиганист («куда смотрят его родители?»). Остановись, не будь судьёй неправедным, не ты управляешь Церковью Господней, они все рабы Божьи, и Он, если захочет их остановит или направит или поднимет их (Рим.14:4), от тебя же требуется только любить (Рим.13:8), это и будет нашей лучшей заботой о Царстве Божьем и правде его (Мф.6:33). И здесь показателен пример с Петром (Ин.21), которому было сказано заботиться о себе и собственном следовании за Иисусом, а не о том, что будет с любимым учеником. А второй урок, который мы можем извлечь из того, как вёл Себя и говорил Иисус – говорить правду просто, искренно и с убеждением, защищая слабых.

Марфа – прекрасная, служащая сестра во Христе, которая готова была служить и действительно служила, удовлетворяя самые простые, но этого не становящиеся ненужными нужды – в еде и комфорте. И, как и любой человек, порой она уставала, и один раз настолько, что не смогла справиться с искушением осуждения других. Поучимся же на этой истории милосердию Божью к нам грешникам, которые часто грешат и будем стремиться быть милосердными к ближним нашим “…ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.” (Иак.2:13)

Веруйте в Иисуса Христа, как в Спасителя, изучайте Библию, укрепляйте свою, возгревайте свои дары!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.