Преобразующая Божья любовь (1Ин.4:7-12)

NB! При изучении (в том числе совместном) можно использовать следующую презентацию).

В настоящее время люди, в том числе и христиане не очень любят о говорить о «высоких материях» и «абстрактных понятиях». Стоит отметить, что труды «Отцов Церкви», а также более современных толкователей, в настоящее время доступны как никогда раньше, современные технологии позволяют иметь множество переводов Писания с подробными комментариями на любой текст в Библии, библейские словари и справочники, перекрёстные ссылки, поиск по ключевым словам, тексты оригинала у себя в кармане в смартфоне или на компьютере.

Однако, разговоры христиан друг с другом по какой-то причине заходят не о таких категориях как «любовь Божья» или «искупление», «значение жертвы Христа», «воскресение мёртвых», «возложение рук» и т.д., а о практическом применении и эффективности тех или иных методик или практик общины. Ги́лберт Кит Че́стертон — английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX — начала XX веков в своей книге «Еретики» так охарактеризовал отношение современного общества к этой проблеме:

Предположим, на улице началась безобразная свара из–за газового фонаря, который желают снести много влиятельных персон. В разгар ссоры появляется монах в сером одеянии, воплощающий дух Средневековья, и начинает заунывно вещать в сухой манере схоластов: «Собратья, давайте прежде всего рассмотрим достоинства Света. Ежели Свет есть Добро…» В этот момент его милосердно сшибают с ног. Возле фонарного столба возникает сутолока, через десять минут столб повален, и все поздравляют друг друга с практическим достижением, не свойственным Средневековью.

Однако дальше дело развивается туго. Одни валили столб, потому что хотели электрического света; другим требовалось ржавое железо; третьи — потому что любят темноту, в которой вершат злые дела. Кое–кому одного столба мало, надо больше; кое–кто присоединился, потому что подумывал сокрушить городскую управу; кое–кто просто хотел что–нибудь сокрушить. И вскоре в ночи разгорается война, и никто не знает, против кого сражается. И медленно, но неизбежно — сегодня, завтра или послезавтра — люди приходят к выводу, что монах был все–таки прав, и все зависит от доктрины Света.

Только теперь то, что можно было обсуждать при свете газового фонаря, придется обсуждать в темноте.

Как вы видите из этой цитаты, неуважение к некоторым догматам приводит к совершенной анархии и неразберихе, в которой ничего невозможно сделать или сказать с достаточной степенью уверенности, потому что нет базы, с которой можно было бы начинать разговор.

Сегодня мы рассмотрим один из элементов такой «базы», которая должна быть в жизни любого верующего – любовь Божья. Необходимо сказать, что при всей кажущейся очевидности данной темы и известности рассматриваемого текста, она очень широка, и текст из 1-го послания апостола Иоанна раскрывает эту тему в контексте данной книги, а именно, – в контексте спасительной веры в Иисуса Христа (1Ин.5:13) и того, что эта вера легко может быть искажена лжеучителями, если не пребывать в ней и не учиться у Духа Святого.

Каким же образом любовь Божья преобразует верующих?

Бог в Своём Слове открывает нам следующие характеристики Своей любви: её причины, её действия и её последствия. Прочитаем наш сегодняшний текст (слайд 2):

7 Возлюбленные, будем любить друг друга, потому что любовь – от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

8 Не любящий не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

9 Любовь Божия была явлена в нас в том, что Бог послал в мир Сына Своего Единородного, чтобы мы получили жизнь чрез Него.

10 Любовь в том, что не мы возлюбили Бога, но что Он возлюбил нас и послал Сына Своего как умилостивление за грехи наши.

11 Возлюбленные, если Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга.

12 Бога никто никогда не созерцал: если мы любим друг друга. Бог пребывает в нас, и любовь Его совершенна в нас.

(1Иоан.4:7-12)

Но прежде, чем приступить, взгляните на греческий оригинал данного текста (слайд 3) и увидите, что в данном тексте говорится не о любви вообще, а о вполне определённой Божьей любви, перед словом άγάπη (агАпэ) стоит определённый артикль во всех случаях кроме одного, который будет рассмотрен особо. Вторым выжным замечанием будет то, что слово «агапэ» не обозначает какую-то особенную, высшую форму любви, отличную, например, от любви фИлос. Чтобы в этом убедиться, посмотрите текст Евангелия Иоанна 21:15-17, в котором эти слова заменяют друг друга, сначала Иисус употребляет глагол ἀγαπάω (агапАо), а потом глагол φιλέω (филЕо). Надо сказать, что агапэ порой означает вполне плотскую любовь, так что не стоит добавлять дополнительный смысл в эти слова, достаточно прочитать несколько статей на эту тему, чтобы разобраться в вопросе.

Вернувшись к тексту, мы увидим, что первая характеристика Божьей любви – она имеет причины преобразовывать верующих.

Причины Божьей любви

В стихах 7-8 мы видим призыв Иоанна к верующим любить, и этот призыв основан на том, что у любви Божьей тоже есть свои причины. Надо сказать, что здесь апостол не повелевает, как мы читали ранее, он призывает, причём этот призыв направлен не только на читателей, но и на него самого – «будем же любить друг друга».

И первой причиной преобразований является то, что любовь Божья исходит от Него и имеет направление. Вспоминая контекст этого послания, отметим, что в той церкви была проблема, которая существует и сейчас – некоторые верующие считают, что они могут любить Бога индивидуально, не любя при этом никого вокруг. Один пастор как-то сказал, что обожает своё служение, вот только с людьми как-то тяжеловато, и это проблема не только служителей, имеющих пастырские роли, это проблема, с которой сталкивается в церкви каждый.

Джон МакАртур так пишет об этой проблеме:

Вам кажется, что вы обнаружили замечательный новый принцип, новое течение, новый способ организации, но на самом деле это редко имеет значение для эффективности служения. На это не надо тратить много времени; время лучше тратить на само служение, духовное воспитание людей.

Проще делать какие-то дела, чем посмотреть на Бога, на то, что любовь – «от Бога», она имеет направленность и цель, и если человек имеет такое же отношение, то он действительно «знает Бога» и «рождён от Него». Рождение происходит однажды, но любовь и познание происходят в настоящем, человек любящий и познающий.

Второй причиной преобразований любви Бога является то, что любовь – это качественная характеристика Бога, точно в такой же грамматической конструкции в Ин.1:1 Слово есть Бог, так и здесь Бог есть любовь. Надо сказать, что здесь нельзя поменять слова местами, то есть, нельзя сказать, что любовь есть Бог, любовь – это качество Бога, которое не имеет в русском языке достаточно точного слова, лишь отчасти эту характеристику отражает слово «любящий». И христианин должен обладать этой же характеристикой, потому что без неё всё безполезно (1Кор.13:1-3), никакие, даже самые великие дела не принесут никакой пользы, если не будет этого.

Наконец, третьей причиной  преобразований любви Бога является то, что она создаёт новое, она рождает и даёт познание, она объединяет верующих в одну семью, где нет уже ни пола, ни расы, ни социального положения (Гал.3:26-29). В начале Бог создал небо и землю, потом наполнил их явлениями и творениями, наконец, жизнью (Быт.1). Бог создаёт каждый новый день и делает это прекрасно.

Одна девочка очень хотела, чтобы её отец поверил в Бога, но ей никак не удавалось этого сделать, ей было ещё очень мало лет. Она молилась об этом, но долгое время ничего не происходило, отец просто не хотел приходить в церковь. И вот однажды она смертельно заболела, и к ним в гости пришёл пастор, говоря, что все молятся за её выздоровление. Девочка сказала, что не нужно молиться об этом, потому что её отец уже стар, а в церковь он придёт только в двух случаях – на её свадьбу или на её похороны. До её свадьбы он вряд ли доживёт, так что лучше бы ей умереть. И отец действительно пришёл на похороны, но прошло ещё много времени прежде, чем он всё-таки принял решение стать христианином.

Любовь Божья создаёт по-настоящему любящих Его людей, для которых даже собственная жизнь не так важна, как служение Ему.

Исходя из причин, любовь Божья осуществила определённые действия.

Действия Божьей любви

Во-первых, Бог послал Сына Своего Единородного для того, чтобы спасти людей. Чтобы хоть как-то приблизиться к пониманию этого действия, вспомним историю Авраама и Исаака, когда Бог повелел принести также единственного сына во всесожжение Богу.

Эта история описана в 22-й главе книги Бытия, и читая её трудно даже представить, как всё происходило на самом деле. Исааку тогда было 37 лет, он был уже вполне взрослый мужчина, по некоторым данным Христу, кстати, также было столько же в момент распятия. Схожим является также то, что Исаак добровольно готов был стать жертвой, а Авраам ни слова не сказал против воли Божьей, более того, он сделал всё так, чтобы исполнить Его волю наилучшим образом, сам наколол дрова, взял помощников, если сам не справится (ему было тогда около 137 лет), встал рано утром и пошёл, хотя даже на знал точное место. Позже на этом месте будет принесена жертва Давидом, а ещё позднее его сын Соломон построит там храм для поклонения Господу. Единственный сын, добровольная жертва и чудесная заместительная жертва – агнец, символически отражающий Потомка Авраама, который будет спасением для каждого человека.

Это главное действие Божьей любви, которое должно быть всегда перед вашими глазами, именно мысли об этом действительно меняют жизнь и поведение христиан.

Во-вторых, через Иисуса Христа людям была дарована жизнь, во Христе вы буквально «ожили», крестившись в смерть Его (Рим.6:3-4), чтобы уже не жить для себя (Рим.14:7, 2Кор.5:15). Иисус действительно жизнь, без него вы ничего не сможете сделать (Ин.15:5-6), без Него полученная уже жизнь может быть потеряна, ведь вера в Него и есть жизнь вечная. Это то, что случилось однажды, но это нужно запомнить навсегда, напоминать себе, вспоминать снова и снова, не отводить взора от Того, Кто даёт силы.

Если бы вам предложили вспомнить о Руанде, то вы вряд ли бы вспомнили что-нибудь хорошее, это отсталая, бедная страна, в которой произошёл страшный геноцид в начале 90-х годов. Можно сказать, что это место, где не хочется жить и где очень просто умереть. Но именно в этой стране впервые в мире была организована доставка крови в больницы при помощи беспилотных дронов. В стране смерти появилась надежда на жизнь.

Без Христа нет жизни, без Него её вообще не было бы, ведь через Него Бог сотворил этот мир, и через Него этот мир был спасён от смерти.

И это третье действие Божьей любви – она изглаживает грехи благодаря Иисусу Христу. В 10-м стихе содержится потрясающая мысль, которая продолжает предыдущее учение апостола Иоанна – верующие действительно возлюбили Бога и любят, об этом свидетельствует перфект глагола «возлюбили», но важно не это, а то, что уже сделала (здесь стоит глагол совершенного вида) Божья любовь – был послан Иисус Христос, чтобы быть «умилостивлением» за наши грехи. Во 2-й главе говорится, что Он умер за весь мир (1Ин.2:2), и важно помнить, что это было единственной возможностью, в ВЗ «умилостивлением» была «примирительная жертва» или «жертва за грех» (Лев.25:9, Чис.5:8, Иез.44:27, Ам.8:14). Псалмопевец ярко и понятно выразил эту мысль:

Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?

Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.

(Пс.129:3,4)

Именно Господь прощает, нет никакой надежды у того, кто отвергает Иисуса Христа, нет никакого шанса устоять, потому что каждый согрешает каждодневно. И это тоже необходимо помнить, мы – грешники, мы нуждаемся в прощении, мы должны уповать на милость Божью, мы должны исповедовать грехи, чтобы Бог простил нас.

Таким образом, у любви Бога есть последствия.

Последствия Божьей любви

Дух Святой через апостола Иоанна в этом коротком тексте создал целостную картину, начав с причин, продолжив действиями и завершив последствиями Божьей любви.

Первое последствие состоит в том, что у нас появился долг – мы имеем долг любить друг друга, и этот долг невозможно удовлетворить никогда в полной мере. Говоря о взаимоотношениях христиан и властей, Павел увещевает верующих, что они не должны иметь долгов перед другими, но друг перед другом у них должен быть единственный долг – долг взаимной любви. И любить надо так, как любил Иисус (Ин.13:34-35), Он исполнил закон Своей любовью, нам же нужно исполнить Его повеления, и они совсем не тяжки.

Один христианин был в большой борьбе, они с женой должны были родить, и врачи сказали, что ребёнок, вероятно, родится с синдромом Дауна, и, возможно, следует сделать аборт. Этот брат пошёл к другому брату за сочувствием, но получил кучу отрывков, а также увещевания о том, что аборт-это убийство и что это всё – испытания веры. Надо сказать, что от этих увещеваний ему только стало хуже, ведь ему нужно было просто сочувствие, а не сухие поучения.

Мы все должны Господу, и долг наш невозможно оплатить, но если Бог смог оплатить наши долги, то и мы должны постараться, тем более, что мы в одной упряжке с Иисусом Христом, и большую часть работы Он уже сделал.

Второе последствие следует из первого, – теперь в любви друг к другу мы обретаем Бога внутри нас, когда мы собираемся во имя Его, Он среди нас (Мф.18:20). И это действие постоянное, оно происходит здесь и сейчас, нельзя думать, что однажды получив при крещении Святого Духа, нам не нужно ничего делать. Наоборот, Дух Святой побуждает нас делать, познавать Бога, бороться с плотью, преображаться, вести святую жизнь, говорить Слово Божье с дерзновением.

Мы обрели Собеседника, с Которым мы в общении день и ночь, это Он – наши «потоки вод», это Он приносит плод любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержание. Он же видит всё, что мы делаем, об этом тоже стоит помнить, когда приходит искушение или желание сделать добро, для Него все наши дела.

В стихе 12 говорится о том, что Бога никто никогда не созерцал, здесь нужно понимать правильно, здесь нет противоречия с тем, что Иоанн свидетельствует, как лично они осязали Христа и видели Его (1Ин.4:14). Стоит обратить внимание, что здесь слово «Бог» стоит без артикля, что говорит о качественной характеристике, а Бога по сути действительно никто никогда не созерцал, да никто и не может это сделать, то, о чём говорится в 1Ин.3:2 – лишь то, что мы не можем увидеть сейчас из-за наших немощных тел, но что будет возможно в телах прославленных. Не может творение в полной мере понять творца.

Наконец, данный текст завершается последним последствием Божьей любви – она открывает нам совершенство, и это совершенство в Иисусе Христе, Он совершенно исполнил Слово Божье на кресте (Ин.19:28), и мы, исполняя Слово Его, обретаем совершенство Божьей любви в нас (1Ин.2:5). Насколько мы знаем Его Слово, насколько горим желанием познать Его волю и Его любовь.

Про известного христианского писателя Джона Баньяна говорили, что если его поранить, то из раны потечёт Библия, одно время его книга «Путешествие Пилигрима» была самой читаемой книгой на английском языке после Библии, её миссионеры переводили сразу же после Библии. Читая эту книгу, легко увидеть, насколько автор жил Библией, насколько был пропитан ей, что образы, мысли и даже слова и выражения в этой книги практически полностью оттуда. При этом он изначально не был учёным или исследователем, он торговал жестяными изделиями, пойдя по стопам своего отца.

Возможно, сейчас у вас в жизни некоторый духовный спад, и Писание не вдохновляет вас, как раньше, но просто вспомните то, что вы сегодня изучали, изучение Слова и исполнение его совершает Божью любовь в вас.

Сегодня мы изучали текст о преобразующей Божьей любви. Она:

  1. Имеет причины, которые необходимо знать и понимать.
  2. Осуществляет действия, которые необходимо видеть и помнить.
  3. Создаёт последствия, которые необходимо осознавать и реализовывать.

Подписывайтесь на рассылку, чтобы получать новые материалы сразу после их публикации, заходите на наш сайт и поддерживайте наше служение, распространяя наши материалы.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.