О чём молиться верующему?

Многих христиан вдохновляет апостольская церковь, описанная в первых главах книги Деяний. Надо сказать, что вернуть то состояние невозможно по нескольким причинам: подавляющее большинство тех верующих составляли иудеи, которые достаточно глубоко разбирались в Танахе, выполняли предписания Торы, например, хранили субботу, правила, связанные с едой и одеждой, собирались в храме и по домам. В настоящее время знание т.н. “Ветхого Завета” весьма поверхностно, да и нам, не будучи иудеями не стоит выполнять все 613 заповедей (согласно Маймониду), многие из которых невозможно выполнить по причине отсутствия храма в Иерусалиме (или отсутствия царя, например). Да и апостол Павел не возлагал на язычников излишнее бремя, потому что главное не внешние проявления, а внутреннее соответствие.

28 Ибо Иудей не тот, кто по виду Иудей, и обрезание не то, что видимо на плоти;
29 но тот Иудей, кто в сокровенности Иудей, и обрезание сердца – в духе, не по букве. И похвала его – не от людей, но от Бога.
(Рим.2:28,29)

Также стоит отметить, что книга Деяний не предписательная книга по строительству церковной общины, там достаточно поверхностно описаны функциональные обязанности служителей и членов общины, цель книги – показать действие Святого Духа через людей в деле распространения Евангелия от Иерусалима до Рима. Однако, в этой книге мы можем увидеть некоторые христианские практики, которые актуальны и сейчас.

Рассмотрим одну ситуацию, которая произошла после того, как Петра и Иоанна пытались осудить за проповедь о Христе и исцеление человека с больными ногами. Духовные лидеры того времени пытались запретить им говорить о Господе, на что апостолы справедливо заметили, что они будут больше слушать Бога, а не людей и молчать они не собираются, потому что не могут не говорить (Деян.4:19-20). После этого Пётр и Иоанн вернулись к своим, и всё им рассказали, что само по себе великолепный пример открытости и желания всё разделить с общиной – даже то, что другим казалось бы позором. И, надо сказать, община первым делом стала молиться и благодарить Бога. Прочитаем следующий текст об этом:

24 Они же, выслушав, возвысили голос к Богу и сказали: Владыко, Ты, сотворивший небо и землю, и море, и всё, что в них,
25 сказавший чрез Духа Святого, устами отца нашего Давида, отрока Твоего:
26 “Почему разъярились язычники, и народы замыслили праздное?
27 Предстали цари земные, и начальники собрались вместе против Господа и против Помазанника Его”.
28 Собрались, ведь, воистину в городе этом на Святого Отрока Твоего Иисуса, Которого Ты помазал, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народами Израиля,
29 чтобы сделать то, чему предопределила быть Твоя рука и совет.
30 И теперь, Господи, взгляни на угрозы их и дай рабам Твоим со всяким дерзновением говорить слово Твое,
31 простирая руку Твою так, чтобы были исцеления, знамения и чудеса именем Святого Отрока Твоего Иисуса,
32 И когда они помолились, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Святого Духа и говорили слово Божие с дерзновением.
(Деян.4:24-32)

Надо сказать, что здесь при обращении к Богу употреблено слово “Владыко” (букв. δεσπότης -деспОтэс, слово обозначающее неограниченного властелина, слово, кстати, не имело негативных коннотаций в то время). Это слово, например, употребил старец Симеон (Лк.2:25-32), увидевший Младенца Иисуса, во 2Пт.2:1, Иуд.1:4, 2Тим.2:21, Откр.6:10, Иисус называется этим словом, а в 1Пт.2:18, 1Тим.6:1-2, Тит.2:9 это слово употребляется для обозначения отношения рабов-христиан к своим хозяевам-“деспотам”. Согласно Ин.1:3 всё возникло через Иисуса, однако здесь всё-таки молитва обращена к Богу Отцу, о чём свидетельствует ст.31, где говорится о “Святом Отроке … Иисусе”.

Некоторые части этой молитвы очень похожи на молитву “Отче наш”: здесь также идёт возвышенное обращение к Богу, показывающее Его величие, здесь говорится о предвидении Божьем, изложенном в Писании. Стоит отметить, что христиане не смущались дословно цитировать 2-й Псалом в своих молитвах, что говорит о том, что они знали наизусть некоторые части Слова Божьего дословно и могли их применить к современной им ситуации.

И далее они молятся о самом главном – говорить слово Божье с дерзновением, также они повторяют известные им фразы некоторых псалмов и обращаются к Богу с просьбой обратить внимание на их врагов (“взгляни на их угрозы”), а также признают, что Бог творит исцеления, знамения и чудеса именем Иисуса Христа. Что касается последнего, то это целиком зависит от воли Божьей, что же касается первого – это то, что зависит от людей, от их веры, от их решимости и знаний, но они молят Бога о том, чтобы Он дал им возможность реализовать свои намерения, послал им такие обстоятельства, которые бы способствовали бы этому.

Слово “дерзновение” (гр.παρρησία-паррэсИа) обозначает “открытость, откровенность, прямота”, а также “смелость, уверенность, твёрдое упование”. Это слово в книге Деяний Лука употребил в самом начале (во 2-й главе и в рассматриваемом тексте), а также в самом конце (Деян.28:31), и это действительно “альфа и омега” в жизни Церкви и распространении Евангелия – искреннее, прямое и смелое провозглашение Божьих истин, взятых у Него. Надо сказать, что слово Божье не нужно приукрашивать или преуменьшать его значение при помощи психологических приёмов или социальных проектов, и порой оно вызывает бурю возмущения, как это произошло с Петром (Мк.8:32), Иисус же вообще всегда говорил открыто и прямо (Ин.18:20), чего так не хватает множеству Его последователей.

Но вернёмся к тексту – как только верующие помолились, было сотрясено место, где они были собраны, Дух Святой наполнил их, и они стали ДЕЛАТЬ ровно то, о чём молили – говорили слово Божие с дерзновением. Верующий – это тот, кто не просто молится, это тот, кто также делает, когда Бог отвечает на молитвы.

Итак, что мы видим в этом тексте об этих христианах в сложной ситуации?

  1. Они молятся с усердием (“возвысили голос”).
  2. Они молятся со смирением рабов (“Владыко”).
  3. Они молятся словами Божьими, дословно повторяя Писание.
  4. Они молятся с признанием Бога как Судьи (“взгляни на угрозы их”).
  5. Они молятся об исполнении Божьей воли – говорить Его слово с прямотой и смелостью.
  6. Они молятся с признанием Иисуса Христа Господом.
  7. Они исполняют волю Божью после молитвы.

Как мы видим, эти христиане ставили молитву и слово Божье в основание своей веры, они много молились, они отлично знали Писания, на изучение которых также требуется время и усилия. И их молитвы полностью соответствовали тому, что от них хотел Бог, Который явно и с невероятной силой творил через них удивительные чудеса.

Христианин, который мало молится и плохо знает Писание, никогда не будет достаточно смел и открыт, чтобы исполнять волю Божью. У него хватит сил лишь на споры о мнениях, он будет молиться главным образом о земном (Иак.4). И если у вас есть в этом борьба, послушайте слов святого Иакова: Смиритесь пред Господом, и Он вознесёт вас. (Иак.4:11). Смирение, признание Бога Владыкой, а себя – рабом, наполнение Писанием, передача суда в руки Судьи истинного и молитва об исполнении воли Божьей – то, что откроет вам дорогу в собрание святых, которые со смелостью и открытостью говорят Его слова.

Делитесь нашими материалами, подписывайтесь для получения новых материалов на электронную почту, и пусть слова Божьи будут провозглашаться! Мира и покоя во Христе Иисусе, Господе нашем!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.