Действие Божьей благодати (по Филимону 4-7)

Обычно выступающий перед аудиторией говорит о том, что рад видеть тех, кто пришёл послушать его речь, однако, сегодня я подобен апостолу Павлу, пишущему свои послания, не видя адресатов. Я искренне желаю вам сегодня через изучение Библии укрепиться в вашей вере и обновить ваши силы.

В современном мире так много поводов, чтобы жаловаться, не иметь никакой позитивной мотивации и жить, не заботясь об окружающих, не иметь радости и покоя в круговороте каждодневной суеты и потерь.

Недавно в сети стала широко известна история канадца, который неожиданно получил наследство в размере 2,5 (двух с половиной) миллионов долларов, но за три с половиной года он потерял всё, играя на бирже. Он был уверен, что делал верные ставки, но много раз оказывался на стороне проигравших. Кроме этого, он проинвестировал в открытие фастфуд-кафе, но прогорел. Вложил деньги в покупку квартиры, но не сложилось и там. Наконец, он  часами засиживался в казино, однажды за неделю проиграв в покер 30 тысяч долларов.[1]

Как часто жизни христиан похожи на жизнь этого несчастного, – получив великий дар веры в Иисуса Христа, они мечутся из стороны в сторону, с годами теряя любовь, радость, мир, долготерпение, порядочность, доброту, верность, скромность и самообладание[2]. И если ничего с этим не делать, легко стать духовным банкротом и полностью потерять то, что было дано.

Но есть сила, которая выше всего этого, именно она направляет христиан преодолевать сложности и побеждать этот мир – это благодать Божья. В современном языке это слово обрело смысл некоего состояния радости или удовольствия. Например, сегодня, на открытии нового магазина, зазывала говорил, что в их магазине – благодать. Однако, изначальный смысл этого слова, о котором говорит Библия, совершенно другой.

Слово «благодать» переводит слово חֵן (хэн)[3] на иврите или χάρις (хАрис)[4] на греческом, эти слова имеют  значения «очарование, благосклонность, благоволение и благодарность», и первым человеком, о котором говорится в Писании, что он получил благодать Божью, был Ной.

Важно то, что в 6-й главе книги Бытие, где говорится об этом, также упоминается об окружающих Ноя людях, лишённых Богом благодати и позже истреблённых. Таким образом, уже в самом начале Библии написано, каким образом действует благодать и что её характеризует.

Благодать Бога – это дар, полученный без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для призыва, изменения жизни и спасения человека.

Если сегодня вы чувствуете застой в вашей жизни, у вас пропадает желание что-либо менять, вы потеряли лёгкость в душе, то следующий текст может вам помочь. Он о том, как Божья благодать активно действует в жизни верующих.

Прочитаем стихи с четвёртого по седьмой послания к Филимону

Благодарю Бога моего, всегда вспоминая тебя в молитвах моих,

слыша о твоей любви и вере, которую ты имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, –

чтобы общение веры твоей оказалось действенным в познании всякого у нас добра для Христа.

Ибо я получил великую радость и утешение от любви твоей, потому что, благодаря тебе, брат, успокоены сердца святых.

(Флм.1:4-7, пер.еп.Кассиана)

Послание Филимону – уникальная книга, это единственное личное письмо апостола Павла, авторство которого не подвергается сомнению подавляющим большинством исследователей. Ситуация, которая описывается в нём, непосредственно касается трёх человек – беглого раба Онисима, его хозяина Филимона и апостола Павла. В то же время, адресатами данного письма являются также Апфия и Архипп, вероятно, жена и сын Филимона[5], а также домашняя церковь, собирающаяся в его доме. Более того, Баркли приводит версию о том, что это так называемое «потерянное» послание к Лаодикийской церкви, о котором Павел пишет в заключении послания к Колоссянам. Так или иначе, личное письмо стало известно сначала небольшой домашней церкви, потом целой области во Фригии на юго-западе современной Турции, а потом и всем христианам, возможно, при содействии Онисима, который по преданиям стал епископом Византии и, возможно, Ефеса, где впервые были собраны воедино все послания Павла.

В этом послании Павел намеренно отказывается от всех своих привилегий и авторитета, он даже не называет себя апостолом, но просто «узником Христа Иисуса»[6] и «старцем»[7]. Других же людей он называет сотрудниками[8], соратниками[9], возлюбленными, а порой и просто братьями[10] и сестрой[11]. Даже местоимение я (гр.έγώ-эгО) апостол употребляет всего два раза, чтобы удостоверить, что это именно он пишет «своей рукой» и что он заплатит в случае необходимости по долгам Онисима[12]. В то же время, Иисус Христос упоминается в этом коротком письме 11 раз и дважды – Бог Отец[13].

Наконец, данное послание тесно связано с посланиями Колоссянам и Ефесянам, в которых темы, вкратце упомянутые здесь, раскрыты более полно, например, тема отношений хозяев и рабов. Чтобы лучше понять это письмо, необходимо тщательно исследовать и те послания, написанные примерно в то же время[14].

Эдвин Эббот, английский теолог и писатель во вступлении к религиозному роману «Онисим» так определяет тему этого послания от лица беглого раба:

«Был ли ты рабом, как я был? Или сиротой, таким же как я? Странствовал ли ты в одиночку в пустыне сомнений и греха? Если да, то эта история для тебя, история освобождённого во Христе и усыновлённого Богом и вытащенного невредимым из сатанинского мрака на свет вечной истины.»

Это послание начинается и заканчивается пожеланиями благодати Божьей[15], это главная тема данного послания. И в прочитанном тексте можно увидеть, как Божья благодать действует в жизни верующих.

Каким образом можно увидеть действие Божьей благодати среди христиан?

В данном тексте изложены три признака действия Божьей благодати в верующих.

В 4-5 стихах мы видим, что Божья благодать побуждает выражать

Благодарность Богу

Апостол Павел, по всей видимости, никогда не посещал церкви в Фригии до момента написания этого письма, об этом косвенно свидетельствуют следующие его слова во 2-й главе послания к Колоссянам (2:1)

«…я хочу, чтобы вы знали, какой подвиг я несу за вас и за тех, которые в Лаодикии, и за всех, которые не видели лица моего в плоти…».

В то же время в Деян.16:6 и 18:23 говорится, что Павел всё-таки проходил в этой местности и посещал общины. Возможно, дело в том, что он просто не посещал Лаодикию и Колоссы, а, может быть, с момента его посещения до написания письма прошло достаточно много времени, что многие его лично не знали.

Так или иначе, единственное личное письмо Павла, которое вошло в состав канонических книг Нового Завета, написано не в Тарс[16], не в Антиохию[17], не в Ефес[18], не в Иерусалим и не в Рим, а в домашнюю церковь Филимона. В немалой степени это связано с тем, что благодарность Богу апостола Павла выражалась в построении прочных духовных связей с разными общинами и людьми, чему способствовала

ПОСТОЯННАЯ МОЛИТВА ЗА ДРУГИХ ХРИСТИАН. Обратите внимание на стих 4, где Павел пишет, что ВСЕГДА вспоминает Филимона в своих молитвах, также обратите внимание на слова “Бога МОЕГО” «в молитвах МОИХ», апостол подчеркивает ЛИЧНЫЕ отношения с Богом. Надо сказать, что подобную фразу[19] можно встретить в более, чем половине из Павловых посланий, он постоянно молился и благодарил Бога за многие церкви, даже доставлявшие ему немалые беспокойства. И это не просто благочестивая фраза, чтобы подбодрить тех, кто будет читать его послания, очевидно, что Павел действительно молился за многие христианские общины и за отдельных людей. И это неудивительно, что отдельные исследователи считают, что следуя благочестивой еврейской традиции Павел молился не менее двух часов, также, как и Господь Иисус Христос[20].

Современный проповедник Пол Вошер рассказывает о том, что когда к нему подходят студенты, которые хотят научиться горячо и с убеждением проповедовать, он говорит им: «Покажите мне свои колени. Если они не стали твёрдыми от постоянных молитв, то я ничему не смогу вас научить».

Но как же часто христианам сложно найти время, чтобы помолиться даже о тех, кто рядом, сосредоточенность на собственных проблемах, лень и неблагодарность мешают сказать и пару слов в молитве о тех, кто в болезни или в сложной финансовой ситуации, о тех, кто в печали и о тех, кто в радости, о верующих и неверующих, о друзьях и врагах, о мирной жизни.

Задайте себе вопрос: благодарны ли вы Богу за людей, окружающих вас, за город и страну, в которой вы живёте? Молитесь ли вы за этих людей, за благополучие и мирную жизнь, за власти? (ПАУЗА)

Возможно, сейчас, вы сказали себе: «Нет». Это замечательно, уже сегодня у вас будет возможность изменить эту ситуацию. Возможно, также, что вы сказали: «Да». Хорошо, у вас есть возможность возблагодарить Бога ещё лучше.

Конечно, чтобы молиться, надо знать тех, о ком вы молитесь, благодарность выражается в ИНТЕРЕСЕ К ЖИЗНЯМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

Обратите внимание, в 5-м стихе Павел пишет о том, что он СЛЫШИТ о любви и вере Филимона. Вероятно, поводом к написанию посланий Филимону и Колоссянам было общение Павла с епископом фригийских церквей Епафрасом, который, как и Павел отличался постоянством в молитвах за верующих, а также с Онисимом, который стал Павлу, как сын[21]. Искренний интерес и желание узнать, что происходит в жизни людей, отличает благодарное сердце истинного христианина.

«Однажды, поздней зимней ночью я возвращался домой, настроение было замечательным, его несколько портило только то, что в лицо дул пронизывающий до костей ветер. Улица была пустынна, и я с опаской оглядывался по сторонам, готовый в случае опасности побежать. И вдруг я услышал тихий голос откуда-то из темноты: «Молодой человек! Можете подойти?». Я повернул голову и увидел хрупкую девушку, которая махала мне рукой. Подойдя поближе я увидел, что она стоит рядом с лежащим на снегу пьяным мужчиной. «Помогите мне, пожалуйста, кто-то украл его обувь, а на улице очень холодно», – сказала она. Мы подняли его и попытались выяснить, где он живёт. Первый адрес, который он назвал, оказался неверным, мы понесли его к другому дому, но и там он сказал, что это не его дом. Понимая, что он может обморозить ноги, мы занесли его в подъезд, чтобы он согрелся. В разговоре выяснилось, что девушка видит этого человека первый раз в жизни, но он напоминает ей отца, у которого тоже проблемы с алкоголем».

Заинтересованный человек видит, что происходит рядом с ним, его сердце, глаза и уши открыты, чтобы замечать и слышать. Как часто люди годами живут рядом и не знают, что происходит с их друзьями, родственниками, коллегами по работе, соседями, им проще говорить о несущественном, чем открывать своё сердце и стремиться узнать об окружающих их людях. Благодарность Богу разрушает равнодушие, она побуждает узнавать друг друга.

И следующая характеристика, отличающая благодарного Богу человека – это АКТИВНАЯ ВЕРА. Обратите внимание на 5-й стих, в котором употреблён хиазм, риторическая фигура, призванная усилить акцент на излагаемой идее. В данном случае подразумевается, что любовь направлена на святых, а вера к Христу, но используя хиазм Павел подчёркивает то, что вера Филимона проявляется в любви к людям, и эта любовь видна, о ней слышно. Обычно Павел ставит на первое место веру, например, в 1-й главе послания к Ефесянам он пишет

(1:15-16) “…услышав о вашей вере в Господа Иисуса и о любви ко всем святым, не перестаю благодарить за вас, вспоминая вас в молитвах моих…”

Любовь Филимона, имея в своей основе веру в Иисуса Христа, словно обнимает собирающихся в его доме, она сияет как яркий светильник, люди славят Бога за такую любовь, и этим гостеприимный хозяин выражает свою благодарность Богу. Невозможно показать веру, которая глубоко в сердце, о такой вере никто не будет рассказывать, за неё никто не будет благодарить.

Видна ли ваша вера кому-то, говорит ли кто-то о вашей вере, выражается ли она в активных действиях по отношению к окружающим? (ПАУЗА)

Если нет, то даже сегодня вы можете что-то сделать, обнять кого-то, поговорить, утешить, вдохновить.

Итак, Божья благодать побуждает благодарить Бога в молитве, живом интересе к людям и активном участии в их жизнях.

Посмотрите на 6-й стих, в котором написано о том, что Божья благодать побуждает иметь

Устремлённость к Христу

Прежде всего, обратите внимание на то, что этот стих заканчивается словами «для Христа». В греческом оригинале здесь стоит предлог είς (эйс), обозначающий направленность, предел или местонахождение. То есть, буквально последние два слова можно перевести как «во Христа». Вся жизнь христианина должна быть направлена к Господу, все мысли, слова и дела должны быть подчинены одной цели – достичь высшего совершенства в Нём.

И эта устремлённость начинается с ЩЕДРОСТИ.

Обратите внимание на словосочетание «общение веры» (ἡ κοινονία τῆς πίστέως – хэ койнонИа тЭс пИстЭос). Слово «койнониа» имеет как значения, связанные с взаимоотношениями[22], так и значение «пожертвование, подаяние»[23]. В данном случае оно подходит лучше всего по нескольким причинам. Контекст послания описывает Филимона как щедрого и гостеприимного хозяина: он помогает всей общине и принимает произжающих гостей, на что намекает просьба Павла приготовить ему помещение[24]. Иисус Христос принёс самую большую жертву за всю историю человечества, и, подражая ему в щедрости, вы имеете твёрдую опору, чтобы устремиться к Господу.

Проявления щедрости оказывают неизгладимое впечатление на людей:

«Одна женщина решила прощать своего мужа за то, что он был порой неаккуратен. Сначала всё шло хорошо, но однажды он пролил кофе на новую белоснежную скатерть. Первой её реакцией было обругать его или даже ударить, но она вместо этого сказала: “Желаю тебе такую зарплату, чтобы ты мог мне покупать сто скатертей в месяц”. Муж буквально остолбенел от такой реакции. Он сам вызвался сходить в магазин, хотя не делал этого уже 2 года из-за претензий жены на то, что он всегда покупает не то, что нужно. Но самое главное: он пришел из магазина и принес цветы, ну как цветы, одну кривенькую розочку, но и это было удивительно, потому что он не дарил жене вообще НИЧЕГО уже 10 лет после последней ссоры из-за подарка. А в воскресенье с утра даже принес кофе в постель, чего не случалось уже 10 лет».

Удивительно, как порой капелька внимания может изменить отношения людей, насколько же больший эффект может оказать бескорыстная щедрость, основанная на вере в Иисуса Христа. Однако некоторые люди с неудовольствием воспринимают слова из посланий Иакова и Иоанна о том, что вера без дел мертва и что любви к Богу не может быть без любви к ближнему. Жадный человек никогда не сможет понять Христа и расточить, раздать нищим, но именно слава такого праведника пребывает вовек[25].

Далее написано, что щедрость побуждает к ДЕЙСТВИЯМ.

В данном случае, это слово «действенный» (гр. ενεργης – энергЭс), используя это же слово в 16-й главе 1-го послания к Коринфянам[26] Павел говорит о том, что перед ним открылись широкие возможности действовать, и он не будет сидеть на месте, пока у него есть время и силы, данные Богом. Устремлённость к Христу – это не пустые мечтания и планы, это энергичное стремление что-то сделать, используя данные Богом дары. В 12-й главе послания к Римлянам[27] Павел говорит о том, что через реализацию своих дарований каждый христианин укрепляет общее Тело Христово, Которое есть Церковь.

Устремлённость к Христу должна побуждать вас говорить Слово Божье открыто и смело, она должна вдохновлять вас узнавать тех, с кем вы мало знакомы, любить тех, кто вам противится, молиться усерднее, помогать активнее, чтобы во всём уподобиться Ему.

Через эти действия происходит ПОЗНАНИЕ ДОБРА.

Обратите внимание на слово «всякого», это познание не должно остановиться до тех пор, пока не познает ВСЯКОЕ добро. А это значит, что оно не прекратится до тех пор, пока мы не придём к Богу и не увидим Христа во всей Его славе. Также посмотрите, что здесь говорится «у нас» (в некоторых рукописях «у вас»), это означает, что ваше познание должно объединять, а не вносить раскол настолько, насколько это зависит от вас.

Великий итальянский скульптор Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (или просто Микеланджело) в ответ нв вопрос о том, как он делает свои скульптуры, ответил: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее».

Так и ваше познание с годами должно отсекать лишние куски от глыбы ваших первоначальных представлений об Иисусе Христе. И это возможно только в том случае, если вы будете устремлены к Господу.

Итак, Божья благодать направляет верующего к Иисусу Христу в щедрости, энергичности и полном познании добра.

Наконец, в 7-м стихе, говорится о том, что Божья благодать дарует

Наполненность Святым Духом

Посмотрите внимательно на весь текст, и вы увидите указание на Божественную Троицу: в стихе 4 говорится о Боге, в 5-6 стихах говорится о Господе Иисусе Христе, но где же Святой Дух в 7-м стихе? Он скрыт в словосочетании «благодаря тебе». В греческом оригинале это текст записан словами διὰ σοῦ (диА сУ), которые буквально переводятся как «через тебя» или «с твоей помощью». Если вы посмотрите на характеристики плода Духа в 5-й главе послания к Галатам[28], на трёх первых позициях находятся «любовь, радость и мир», что практически слово в слово повторяется здесь. Наконец, Иисус, говоря о Духе Святом, называет Его Утешителем[29], здесь Павел пишет о том, что он получил утешение, а святые – покой.

Наполненность Святым Духом – это третье действие Божьей благодати. И, прежде всего, она выражается в нежной ЛЮБВИ,

которая оказывает мощнейшее воздействие на окружающих людей. Павел здесь переполнен это любовью к Филимону, из-под его пера вырывается ласковое обращение «брат», которое раскрывает всю суть христианских отношений. Христиане – дети Божьи[30], братья и сёстры во Христе, какую бы позицию они не занимали на социальной лестнице, сколько бы лет не прошло с момента обретения ими веры. Все особенности и различия растворяются и тонут в этом ласковом потоке подлинной любви, которая есть совокупность всякого совершенства[31].

Английский писатель Джером Клапка Джером, известный своей сатирической повестью «Трое в лодке, не считая собаки» проницательно заметил: «Нужно думать не о том, что нам пригодится, а только о том, без чего мы не сможем обойтись».

И любовь – это то, без чего вы не сможете обойтись в Церкви Христовой, это краеугольный камень здания вашей христианской жизни.

“Один проповедник очень волновался по поводу своей проповеди. Он долго сидел над своими записями, что-то добавлял, что-то вычёркивал, исправлял слова, но никак не мог успокиться. Жена спросила его: «Почему ты так переживаешь?» «Понимаешь, мне так хочется угодить Богу, но то, что я написал так несовершенно, что хочется всё переписать заново…» Жена посмотрела на него и сказала: «Если хочешь угодить Богу, будь ласков со мной и не ругайся на детей, которым тоже нужно твоё внимание.»

Но любовь, конечно, – это не только тортики и цветочки, нежности и пиры любви, можно увидеть, что Павел и Филимон отличаются СОСТРАДАНИЕМ к тем, кто находился в сложных обстоятельствах.

Из посланий апостола видно, что он узнавал, как идут дела в различных общинах, был неравнодушен к проблемам и, как мог, старался их разрешить. И в этом письме видно, что Павел подробно разобрался в ситуации с Онисимом, он пишет про ущерб, нанесённый беглым рабом[32], и понимает, что его просьба идёт вразрез с традиционными представлениями того времени об отношении хозяев и слуг. Поэтому он просит, а не требует, как Бурдовский в известном романе Достоевского.

Окружающий мир полон трудностей, боли и потерь, и апостол Павел сполна испытал это на собственном опыте. Его часто ругали и насмехались над тем, как этот «маленький» человек (так переводится имя «Павел») учит, его предавали (например, Димас, который упоминается в этом письме позже станет еретиком[33]), к его просьбам не всегда прислушивались (например, Аполлос, который не хотел идти в Коринф[34] или Иоанн Марк, оставивший его в трудный момент[35]), его не раз хотели убить, часто били, он был в нужде, болезнях, страхах и переживаниях за строптивых христиан.

Поэтому он отлично понимал, как ценно служение Филимона, который успокоил «сердца святых», эта эмоциональная фраза состоит из существительного σπλάγχνον (сплАгхнон – «внутренность, утроба», что-то сокровенное, что открывается самым близким, источник щедрости и милосердия) и глагола, обозначающего «отдых от трудов». Этот глагол стоит в перфекте, времени, которое отражает продолжающийся результат некоторого действия  в прошлом. Павел не просто спокойно и разумно оценил добрые дела, но эмоционально отреагировал на них, понимая жертвенность Филимона и покой его общины.

Наконец, ещё одним признаком наполненностью Духом Святым является РАДОСТЬ.

И здесь Павел пишет не просто о радости, обратите внимание на стих 7, здесь говорится о ВЕЛИКОЙ радости. Среди значений греческого слова πολύς (полЮс) есть такие: «значительная, долгая, громкая, сильная, глубокая, важная, многочисленная». Именно такая радость видна в глазах настоящего верующего, это не опция, которая может не быть включена в пакет «Христианский», который даруется каждому, кто обретает веру в Бога.

Здесь много можно ещё сказать, но если вы знаете, что такое великая радость в Духе, то все слова будет слишком незначительными, чтобы передать это чувство. Просто вспомните, как у вас словно выросли крылья, когда вы были крещены, как вы были готовы рассказать всем о Христе после ночных молитв, как пело сердце после душераздирающей исповеди, горячей проповеди или Таинства Причастия.

Наполненность Духом – это состояние любви, сострадания и великой радости, это то, что было дано каждому из вас.

Сегодня, около получаса назад вы услышали печальную историю о том, как один человек разбазарил огромное наследство и стал банкротом.

Благодаря Божьей благодати вы имеете наследие несравнимо более великое, и чтобы сохранить его вы должны быть благодарны Богу, молясь и активно участвуя в жизни окружающих вас людей, вы должны быть устремлены к Христу, имея щедрые сердца, энергичный и бодрый разум, вы должны исполняться Духом Святым в любви, сострадая и радуясь великим делам Божьим!

Давайте об этом помолимся!

Ссылка на материалы (презентация, текст проповеди в pdf и Word).

Дополнительные материалы в Google Docs (значения греческих слов, имён и т.п. подробнее).

[1] https://tjournal.ru/40707-zhivyom-odin-raz-kak-kanadec-poteryal-25-milliona-dollarov-na-treidinge-i-stal-zvezdoi-reddit

[2] Гал.5:22-23

[3] Например, в связи с Богом употребляется в Быт.18:3, 19:19, Исх.33:12-17, 34:9, Чис.11:11-15, Суд.6:17, 2Цар.15:25, Пс.44:3, 83:12, Пр.3:4, Иер.31:2, Зах.12:10

[4] В НЗ встречается 147 раз, от Лк.1:30 до Откр.22:21

[5] Также есть версия, что Апфия – это диаконисса, а Архипп – служитель в церкви в Колоссах.

[6] В стихах 1 и 9 данного послания, а также в Еф.3:1, 4:1, 2Тим.1:8

[7] Гр. πρεσβύτης (пресбУтэс), однокоренное слово с πρεσβύτερος (пресбУтерос) – старейшина.

[8]  Филимон, Марк, Аристарх, Димас, Лука (ст.1 и 24).

[9] Архипп (ст.2).

[10] Филимон, Тимофей, Онисим (ст.1, 7, 16, 20).

[11] Апфия (ст.2).

[12] Ст.19, в ст.13 и 20 это местоимение употребляется в контексте отказа от собственных желаний и в форме просьбы.

[13] Ст.3 и 4.

[14] 60-е г.г. н.э.

[15] Ст.3 и 25.

[16] Родной город апостола Павла

[17] В Деян.11 описывается, что именно туда пошёл Павел с Варнавой в начале своего служения

[18] Павел по крайней мере дважды посещал этот город и провёл там значительное время

[19] Рим.1:10, 1Кор.1:4, 2Кор.2:14-15, Кол.1:3, 1Фес.1:2, 2Фес.1:3, Флм.1:4

[20] Евр.5:7

[21] Ст.10

[22] 1Кор.1:9, 10:16, 2Кор.6:14, 9:13, 13:13, Гал.2:9, Флп.3:10

[23] Рим.15:26, 2Кор.8:4, Флп.1:5, 2:1

[24] Ст.22

[25] Пс.111:6-9

[26] 1Кор.16:9

[27] Рим.12:4-8, также это слово используется в Евр.4:12 как характеристика Слова Божьего («живое и действенное»)

[28] Гал.5:22-23

[29] Ин.14:26

[30] Ин.1:12-13

[31] Кол.3:14

[32] Ст.18

[33] 2Тим.4:10

[34] 1Кор.16:12

[35] Деян.15:37-38

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.