“По соображениям совести”. Картина о верности обещанию.

Есть фильмы, которые стоит посмотреть не за красоту съёмок, не за масштабные спецэффекты, не за изящный сценарий, а за поднимаемые в них вопросы. В настоящее время вопрос пацифизма весьма актуален, опыт самого кровавого за всю историю человечества – 21 века – казалось бы, должен был научить людей решать вопросы путём диалога, а не с использованием силы. Однако, урок не пошёл впрок, в 2015 году количество вооружённых конфликтов в мире достигло уровня конца 80-х-начала 90-х[1], на которые приходится трагедия в Руанде, унесшая жизни около полумиллиона человек, война в Югославии, конфликты, связанные с распадом СССР, война в Афганистане. Число погибших в вооружённых конфликтах с начала 21 века неумолимо растёт, и куда мы придём в итоге, непонятно.

На этом фоне идея пацифизма уже не выглядит такой уж странной, какой она казалась раньше, и надо сказать, что появилась она не сто и не тысячу лет назад, а гораздо раньше. Над принципом «подставь другую щёку» любят позубоскалить, и человека, принципиально отказывающегося рассматривать насильственные методы, как приемлемые, считают сумасшедшим. Нередко в истории такие люди расплачивались жизнями со свои убеждения[2], порой попадали в психиатрические лечебницы. И, конечно, это путь не для всех, а только для тех, кто действительно убеждён по тем или иным причинам. Многим известны имена Махатмы Ганди и Мартина Лютера, которые добились потрясающих результатов своими идеями (чего не скажешь о некоторых их последователях), но Мэл Гибсон предлагает зрителям историю менее масштабную в смысле количества вовлечённых людей, но не менее сильную в смысле характера человека.

Картина «По соображениям совести» (Hacksaw Ridge) – это осмысление истории реального человека, Десмонда Досса, который обещал Богу никогда не брать в руки оружие после одного случая, когда он мог совершить непоправимое. Биографические фильмы часто имеют мало общего с реальностью, например, история Криса Гарднера («В погоне за счастьем») рассказана весьма эмоционально, но с умолчанием многих нелицеприятных фактов его биографии. Так и в этом фильме, история излишне выпукла, уж очень похожа на сказку, как в мирной части (первая половина картины), так и в военной (вторая половина). Как и в случае с картиной «Страсти Христовы» режиссёр делает акцент на натуралистичность, многие отметили удивительную реалистичность батальных сцен, причём без использования спецэффектов. Неадекватный сержант (пародия на сержанта Хартмана[3]), уж слишком правильная романтическая история, прекрасные природные планы, дым и грязь Окинавы. Всё какое-то слишком выпуклое и словно царапает глаз своей правильностью и реальностью.

И как же смотрится наш герой на этом фоне? Сначала он никак не смотрится, кажется, что ещё чуть-чуть, и он сломается, типаж Эндрю Гарфилда этому очень способствует. Но постепенно зритель видит, что неуверенный паренёк имеет внутри такой стержень, которого нет у других персонажей. Он лишь молит Бога, чтобы сделать ещё один шаг, спасти ещё одного сослуживца, он даже не молит о том, чтобы самому спастись от смерти, которая несколько раз проходит мимо. Конечно, он проходит через сомнения, ему даже хочется отказаться от своего решения, но всё-таки он не отступает.

Известно, что он стал первым «отказником совести» (то есть, человеком, отказавшимся от участия в боевых действиях по убеждениям), который получил высшую военную награду США – Медаль Почёта – ни разу не использовав оружие. И можно сколько угодно рассуждать о том, что за родину нужно воевать только с оружием в руках, но пример этого парня говорит об обратном. Надо сказать, что он пошёл на войну добровольцем, хотя мог остаться дома, тем более у него была девушка, на которой он собирался жениться. И дело не в том, что пацифизм – это единственная верная позиция, а в том, что надо держать обещания, данные Богу.

И порой вместо того, чтобы говорить правильные, даже религиозные слова или осуществлять ритуалы, стоит сделать что-то настоящее. Апостол Иаков говорит о том, что вера без дел мертва (Иак.2:17), и слова эти говорятся после того, как описываются нуждающиеся, которым нужны не слова, а еда и одежда. Делаете ли вы что-то, за что люди прославляют Бога или вашей веры хватает только на то, чтобы обсуждать религиозные вопросы в интернете?

[1] Людские потери в вооружённых конфликтах в мире: 1946-2015 гг. Екатерина Щербакова

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.