Соль земли и свет миру. Иоанн Златоуст.

“Вы – соль земли”. Не самих вас, но блага всего мира ради, вверяется вам Слово. Не посылаю вас в два, в десять, в двадцать городов, не к одному лишь народу, как некогда пророков, но – ко всем морям и землям, по всему миру, тлением изъязвленному. Когда сказал Он: “Вы соль”, – сим указал, что вся человеческая природа ослаблена и уязвлена грехом. Посему и требует от учеников всего более – необходимого и потребного для того, чтобы пещись о иных. Ибо человек милосердный, смиренный, праведный, не гневливый, скромный, – не соблюдёт благих дел своих себя лишь ради, но жаждет, дабы сии равно соделались совершенным источником блага ближнего. Итак, человек с чистым сердцем, миротворец, гонимый за правость, причаствует, собственною своею жизнью, устроению блага всех.
Не полагайте в себе, что вы призваны на малые битвы, ради чего-либо незначительного. Нет. “Вы соль земли”. Что же? Они ли восставили повреждённое, уязвленное? Никак. Ибо то, что, подверглось порче, будучи смешано с солью, не делается вновь годным. Нет, сего они не сотворили. Но то, что прежде было возрождено, и вверено им для соблюдения, свободное от повреждения, – сие то и смешали они с солью, и соблюли неповреждённо, так, как было дано им Господом. Освобождение от порчи греха сотворено было силою Христовою, их же ревнованию и трудам вверено было соблюдение сего от повторного повреждения.
Как ты сам можешь видеть, им явлено не вдруг, не в одно мгновение, что они – более пророков. Он не называет их учителями Палестины, но – всего мира. Не удивляйтесь, – говорит, – что Я обратился к вам, а не к иным, и веду вас навстречу стольким опасностям. Размыслите, что Я посылаю вас учителями стольких городов, языков и стран. Итак, желаю Я, дабы не только вы были мудры, но и чтобы таковыми творили иных. Если же сего не исполните, – то и самим вам не достанет мудрости. Если иные впадут в заблуждение, – возмогут обратиться чрез служение ваше, если же вы оступитесь, падете, – то и иных увлечете за собою, на погибель. Посему, чем более вверено вам, тем более должно вам о сем ревновать. Итак, Он говорит: “Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям”. Но чтобы ученики, слыша слова: “Будут гнать вас и всячески неправедно злословить”, не убоялись, не страшились исполнять вверенное им, речет Он равно: если не ко всему готовы вы, – напрасно избрал Я вас. Противление непременно явится; но не сделают вам ничего дурного, – лишь засвидетельствуют крепость вашу. Если же вы убоитесь, и угасите должное рвение, – ещё более станете претерпевать; весь мир осудит вас и вас будут презирать и поносить все. Сие и есть попрание.
Затем, более возвышенное сравнение исходит из уст Его: “Вы свет мира”. Вновь говорит Он о мире, – не об одном народе, не о двенадцати городах, но о всей земле. Речь – о мысленном свете, совершеннейшем, нежели луч солнечный, – подобно тому, как и ранее речено было о соли духовной. Прежде соль, затем свет, дабы ты уразумел, сколь великое благо содержится в словах, проникающих во внутреннее, сколь великое сокровище – в неложном учении сем. Ибо сие не дает рассеяться вниманию, побуждает к сосредоточению, и размышлению и направляет к добродетели. “Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом”. Он вновь призывает нас бодрствовать, блюсти себя, уча, дабы мы уподобились тем, кого поставляют пред многими, и кто преткнется пред очами всего мира.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.