Имеет ли основания практика “отлучения от общения”?

В настоящее время в ряде христианских, околохристианских и вовсе нехристианских общин (таких, как Свидетели Иеговы, например) существует практика «отлучения от общения». Название может отличаться, но суть данного церковного наказния состоит в том, что с человеком прекращается или сильно ограничивается общение с членами церкви (например, запрещается посещение воскресных служб и других церковных мероприятий, круг общения ограничивается пастырями общины до «покаяния»).

Изучая Библию, можно выяснить, что новозаветная церковь не знала такого наказания, а тексты, оправдывающие эту небиблейскую практику, говорят совсем о другом. Но начать данную тему стоит с текста из Евангелия от Матфея, который говорит о том, что нужно делать с членом церкви, который грешит по мнению другого.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (RST+*, Мф. 18:15-20)

Контекст данного отрывка говорит о том, что Бог хочет «искать и спасать погибшее» (Мф.18:11), об этом говорит притча о потерянных овцах, когда одну овцу заблудившуюся ищут, а не оставляют погибать.

Процесс взаимодействия с такой «заблудшей овцой» состоит из следующих этапов: разговор наедине, разговор при свидетелях, разговор с церковью, отлучение от церкви, совместная молитва об ушедшем («двое или трое собраны»). Как видно из Евангелий «мытари и язычники» – желанные гости в Церкви Христовой, Бог хочет их привести к покаянию, с ними не прекращается общение.

Теперь посмотрим ряд текстов, кого и как нужно остерегаться:

  1. “Язычников” или еретиков, то есть тех, кто проповедует противоречащие Писаниям учения,
    1. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. (RST+, Тит 3:10-11). Здесь видна та самая практика, о которой сказано в 18-й главе Евангелия от Матфея – разговор при свидетелях и перед общиной, а потом изгнание из общины. Вся община знает, что человек распространяет ложные учения, но это лишь означает, что такой человек стал как «язычник» (верящий в ложного бога), и Бог хочет его покаяния. Слово “отвращайся” (παραιτοũ-парайтУ) означает также “отказывайся”, “уклоняйся”, здесь речь не идёт об отказе от общения, о чём, в частности говорит текст 1Тим.5:11-15, где Павел учит Тимофея отказывать молодым девушкам становиться “вдовами” на попечении церкви. Конечно, это не означает, что с ними не надо общаться, наоборот, им надо объяснять, что лучшим служением для них будет вступить в новый брак, чем заниматься сплетнями и “совратиться вслед сатаны”.
    2. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.  Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.  Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.” (RST+, 2Ин 1:9-11). Опять речь идёт о еретических учениях, не соответствующих евангельской истине. «Не принимать в дом и не приветствовать» лишь означает непризнание такого человека членом общения. «Не приветствовать» (букв. «не радоваться», об этом же говорит Павел в следующем тексте “не радуется неправде, а сорадуется истине;” (RST+, 1Кор 13:6). Любовь не радуется ложным учениям, но хочет, чтобы еретики стали детьми Божьими,
    3. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет  . Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. (RST+, Гал 1:8-9). Слово “анафема” обозначает заклятие, обет и отлучение. Опять-таки, речь идёт о том, чтобы определить, что проповедующие неверное учение должны быть определены как не принадлежащие к общине, но речь не идёт о том, чтобы совсем с ними не общаться.
    4. Это предписание я вверяю тебе, сын мой Тимофей, согласно с ранее бывшими о тебе пророчествами, чтобы ты, опираясь на них, воинствовал как добрый воин, имея веру и добрую совесть, отвергнув которую, некоторые потерпели кораблекрушение в вере: в числе их — Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы научить их не богохульствовать.” (CAS**, 1Тим 1:18-20). Выражение “предать сатане” означает отлучение от Церкви, и это было серьёзное наказание, потому что люди верили, что только в Церкви человек находится под защитой Бога, а остальной мир принадлежит сатане. И причина здесь опять догматические – люди богохульствовали и “потерпели кораблекрушение в вере”.
    5. “Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся..К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. ” (RST+ 2Тим.3:1-5). Здесь идёт речь вообще о людях, противящихся истине, приводится пример из иудейского предания о двух египетских волшебниках, которые пытались противостоять Богу, от лица Которого действовал Моисей. Это могут быть как люди, уже находящиеся в христианской общине, так и люди извне. Так или иначе, они явно противятся учению, которое через Библию передаёт людям Бог. От таких нужно отворачиваться, это слово употребляется в Библии только в этом тексте, но среди множества значений этого слова видно, что речь здесь идёт о том, что нужно отказываться признавать учение и образ жизни таких людей, но не от них самих. Например, есть предположение, что египетские волшебники покаялись и ушли вместе с народом Израильским в пустыню, правда, потом подбили народ на золотого тельца. Так или иначе, Сам Господь увещевает “любить врагов”, а это означает, что и “противящихся истине” тоже.
  2. “Мытарей” – людей, упорствующих в грехах или отказывающихся признавать грехом то, что является таковым по Писанию.
    1. “А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.” (RST+, Иуд 1:20-23). Обращаться с теми, кто грешит, нужно очень аккуратно, “гнушаясь даже одеждою”, которая обычно понимается как символ праведности (см.”белые одежды”, например). Но при этом, обратите внимание – быть милостивым, спасать, обличать – то есть, не отказываться от общения, а стараться помочь, внимательно следя за собственным духовным состоянием.
    2. “И мы уверены о вас в Господе, что то, что мы предписываем, вы и делаете и будете делать. Господь же да направит ваши сердца к любви Божией и к терпению Христову. Предписываем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы удалялись от всякого брата, поступающего бесчинно и не по преданию, которое вы приняли от нас. Ибо вы сами знаете, как должно подражать нам, потому что мы не жили среди вас беспорядочно: ни хлеба даром не ели ни у кого, но в труде и изнурении ночью и днем работали, чтобы не обременить кого из вас, не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в пример для подражания нам”. (CAS 2Фес 3:4-9). “Удаляться” или “остерегаться” нужно человека, который поступает “бесчинно”. Обратите внимание, Павел называет его “братом”, то есть, он продолжает оставаться частью общины, но общение с таким человеком должно проходить аккуратно (как и в тексте из послания Иуды). Недаром Павел перед тем, как предписывать, говорит, чтобы Бог направлял сердца к “любви Божией и к терпению Христову”, об этом же он пишет в 13-й главе послания к Коринфянам (“Любовь долготерпит…”), терпение – важнейшее качество любви. Конечно, бывает сложно говорить с человеком, который бунтует и не хочет слушать, но это лишь означает, что нужно просить у Бога терпения и любви к такому человеку.
    3. “Ибо когда мы были с вами, мы это предписывали вам: если кто не хочет работать, пусть и не ест. Ибо мы слышим, что некоторые поступают между вами бесчинно, никакой работы не делая, но делая много суеты. Таковым мы предписываем, и призываем их в Господе Иисусе Христе, чтобы, работая в тишине, они ели свой хлеб. Вы же, братья, не уставайте делать добро. Если же кто не послушает слова нашего в этом послании, – того имейте на замечании: не общайтесь с ним, чтобы его устыдить. И не считайте его врагом, но вразумляйте как брата. (CAS, 2Фес 3:10-15). Продолжая свою мысль Павел прямо говорит, что не надо относиться к такому человеку не как к врагу, а как к брату. Вопрос праздности – это тонкий вопрос, здесь нельзя рубить сплеча, “иметь на замечании” не значит отстраняться или считать “человеком второго сорта”, это лишь вопрос осторожности и деликатности.
    4. Если о праздности (как и гордости, например) можно говорить долго, то есть грехи, которые очевидны, и с ними нужно разбираться быстро. Об этом следующий текст. “Во всяком случае, слышно о блуде между вами, и о таком блуде, какого нет и между язычниками: некто имеет жену отца. И вы возгордились! И не предпочли предаться скорби, чтобы изъят был из вашей среды сделавший это дело! Ибо я, отсутствуя телом, но присутствуя духом, уже решил, как бы находясь у вас, о том, кто это совершил: во имя Господа нашего Иисуса Христа, когда будете собраны вы, и мой дух с вами, и будет вместе с нами сила Господа нашего Иисуса, предать такого человека сатане на сокрушение плоти, чтобы дух спасён был в День Господень. Нехороша ваша похвальба. Разве вы не знаете, что малая закваска заквашивает всё тесто? Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны. Ибо и Пасха наша, Христос, был заклан. Итак, будем праздновать не со старой закваской и не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Я написал вам в послании не общаться с блудниками: не вообще с блудниками мира сего, или с любостяжателями, или с грабителями или с идолослужителями, потому что иначе вы должны были бы выйти из мира. В действительности я написал вам не общаться, если кто, именуясь братом, будет или блудником, или любостяжателем, или идолослужителем, или хулителем, или пьяницей или грабителем: с таковым даже вместе не есть. Ибо почему мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? А внешних будет судить Бог: изымите злого из вашей среды.” (CAS, 1Кор 5:1-13). “Предать сатане” человека явно упорствующего в грехе – это то же самое, что сделать это с еретиком. В данном случае такими грехами являются те грехи, которые по закону Моисея карались смертью тех, кто согрешил. Но в Церкви эта мера воздействия смягчается до изгнания из общины, явное указание, что такой человек не является частью Церкви Христовой. В контексте того времени это означало отлучение от причастия, об этом говорят слова “вместе не есть”, и опять-таки здесь не говорится о том, что после “предания сатане” нужно игнорировать данного человека, наоборот, нужно быть готовым в любой момент принять его обратно, когда, возможно, из-за страданий без духовной защиты он покается и захочет снова быть христианином. Но пока человек упорствует, и его грехи очевидны и видны, и он не хочет ничего с этим делать – такого нужно изъять “из вашей среды” как “злого”.
    5. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа”.(RST+ 1Кор.16:22). Этот короткий текст просто констатирует тот факт, что не любящий Господа является “заклятым”, и, как всё заклятое, подлежит уничтожению. Однако, последующее “маранафа” (“Господь пришёл” на арамейском) и упоминание о благодати Божьей скорее намекает коринфянам о том, что они-то спасены, и им стоит обратить внимание на тех, кто погибает. Это просто является сокращённой мыслью Иисуса Христа (Евангелие от Луки, глава 14) о том, что кто не возненавидит всего ради Христа не может быть Его учеником.

Рассмотрев вышеуказанные тексты о том, как следует поступать с “мытарями” и “язычниками”, рассмотрим также тексты о том, каким образом следует к ним относиться.

  1. Уважение, скромность и духовная поддержка. “Братья, если и замечен будет человек в каком-либо согрешении, — вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая за собой, чтобы и тебе не быть искушенным. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов.” (CAS, Гал 6:1-2). Для того, чтобы помочь человеку, который погряз в грехах, нужно, во-первых, самому быть духовно сильным и опытным христианином, “наблюдающим за собой”, вынимающим “брёвна” из собственных глаз и жаждущим правды и святости. Во-вторых, нужно иметь “дух кротости” (πρᾳότης – праОтэс – гр. кротость, мягкость, ласковость, сдержанность, спокойствие), чтобы помочь человеку перенести его “тяготы” вместе и не погрязнуть в его грехах.
  2. Горячая любовь. “Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но, в какой-то мере, чтобы не преувеличить, всех вас. Для такого достаточно этого наказания со стороны большинства, так что лучше вам, наоборот, простить и утешить, чтобы он не был поглощен чрезмерной печалью. Потому прошу вас отнестись к нему любовно. (CAS, 2Кор 2:5-8). Человека слабого нужно любить сильнее, чем кого бы то не было, следить за его духовным состоянием, поддерживать, укреплять, быть заботливым, терпеливым, чтобы он не был поглощён “чрезмерной печалью”. Любовь надо выражать конкретно, “делом и истиной”, приветствовать, вдохновлять, поддерживать и т.п.
  3. Постоянство и твёрдая вера. “Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверующего и не отступил он от Бога Живого, но увещайте друг друга каждый день до тех пор, пока говорится “сегодня”, чтобы не был ожесточён кто на вас обольщением греха. Ибо мы сделались общниками Христа, если только основу нашей уверенности мы сохраним твёрдой до конца (CAS, Евр 3:12-14). В отношениях со слабыми очень важно постоянство, потому что единичная помощь может только ожесточить человека, который может подумать, что с ним общаются только пока он “проблемный”, а не любят на самом деле.

Итак, изучив некоторые тексты об отношении к слабым, упорным, бесчинным, богохульствующим, можно сделать некоторые выводы:

  • Единственными причинами отлучения от церкви (т.е.исключения из членов общины) могут быть только вопросы догматического характера – отречение от основ веры или упорство в очевидных и доказанных грехах. Во всех остальных случаях необходимо приложить максимум усилий пастырям и всей общине, чтобы вернуть человека к полнокровной христианской жизни.
  • Причиной отлучения не может несогласие со служителями по вопросам управления общиной или по любым другим вопросам кроме догматических, а также частное мнение отдельных людей
  • Никогда нельзя отворачиваться от общения с человеком, что бы он/а не совершил, имея отношение как у Бога к “потерянным овцам”.
  • Необходимо придерживаться установленного порядка в отношении с согрешающими – разговор наедине, разговор при свидетелях, разговор со всей общиной и молитва об ушедших.
  • Необходимо иметь крепкую веру и твёрдые убеждения, чтобы не поддаться грехам или ересям при общении.
  • В случае догматических противоречий необходимо действовать быстро и чётко определять принадлежность к Церкви Христовой.

“Отлучение от общения” – вредная и не имеющая никакого библейского обоснования церковная практика, которая противоречит заповедям любви и нужно всеми силами не поддаваться искушению её применять. Вместо неё нужно постоянно и настойчиво проявлять уважение, скромность, духовную поддержку, любовь ко всякому человеку согрешающему, а кто из нас без греха?

*Русский синодальный перевод

**Перевод епископа Кассиана

 

Получайте новые материалы через следующие сервисы (нажимайте на название сервиса для перехода).

Подписывайтесь на Telegram!

Подписывайтесь на Twitter!

Подписывайтесь на Tumblr!

Подписывайтесь на Youtube (плейлист JCML.RU)!

А также можете подписаться на рассылку (форма слева).

Мы по-прежнему нуждаемся в Ваших молитвах и пожертвованиях для развития нашего служения, участвуйте в нём в меру сил и веры!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.