Апостол Матфий и жребий — ошибка или нет?

По поводу некоторых событий, чисел и людей в Библии возникает наибольшее количество различных мнений, толкований и применений, зачастую совершенно необоснованных. Одним из таких людей является апостол Матфий (не евангелист Матфей), избрание которого, описанное евангелистом Лукой в первой главе книги Деяний посредством жребия считается ошибкой Петра, который опять поторопился и сделал глупость, не подумав. Посмотрим, действительно ли это так, опираясь прежде всего на тексты Священного Писания и толкования христианских авторов, анализируя то, что написано в богодухновенном Слове Божьем.

Сначала вспомним саму ситуацию (выделены фразы, важные для данной темы):

И когда они вошли, то поднялись в горницу, где пребывали, как Петр так и Иоанн, и Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда Иаковлев. Все они были единодушны в постоянной молитве с женщинами и с Мариам, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

В эти дни, встав посреди братьев, Петр сказал (а собравшихся в большом числе было около ста двадцати человек):

Мужи братья, надлежало исполниться Писанию, в котором Дух Святой предсказал устами Давида об Иуде, ставшем проводником для взявших Иисуса, потому что он был сопричислен к нам и получил жребий этого служения. (Он приобрел землю из цены злодеяния и, упав головой вниз, расселся, и выпали все внутренности его. И стало это известным всем живущим в Иерусалиме, так что земля та названа на их собственном наречии Акелдама, то есть земля крови). Ибо написано в книге Псалмов: «Да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем», и: «должность его да примет иной».

Итак, надлежит, чтобы один из мужей, вместе с нами ходивших всё то время, когда жил среди нас Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, когда Он был вознесён от нас, – стал вместе с нами свидетелем воскресения Его.

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавой, который был прозван Иустом, и Матфия.

И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи, кого Ты избрал, из этих двух одного, принять место этого служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы пойти в свое место. И дали им жребии. И пал жребий на Матфия, и он был сопричислен к одиннадцати апостолам.

(Деяния 1:12-26)

Библейские свидетельства

Апостолы избирают по жребию Матфия

Для начала вспомним обстоятельства, которые описывает Лука в начале книги Деяний — Иисус после воскресения 40 дней учит апостолов, разъясняя Писания, говоря о Царстве Божьем, раздавая некоторые поручения Духом Святым, показывая с доказательствами, что Он жив и, наконец, дав поручение оставаться в Иерусалиме, ожидая обещанного сошествия Святого Духа.

Мы не знаем, какие поручения дал Иисус кроме явно описанных в Библии (Великое Поручение и ряд других), но, возможно, одним из таких поручений было избрание 12-го апостола, потому что со Дня Пятидесятницы апостолы уже начали свою проповедь Евангелия, и времени выбирать недостающего до 12 уже не было. Однако, это не сказано прямо, но вот, что сказано:

  • В горнице были все 11 апостолов, избранных Иисусом Христом, Мария и некоторые другие женщины и, судя по всему, и мужчины;
  • Число собравшихся было больше 120 человек, что означало возможность создать совет общины, который мог принимать решения, касающиеся жизни этой общины;
  • Они были единодушны и постоянно молились.

Итак, люди в самом возвышенном состоянии после долговременного времени учения от Самого Господа, в постоянной молитве вместе со всеми избранными Господом. Если предположить, что в такой ситуации ошибся Пётр, то ошиблись и все, согласившиеся с ними. То есть, самые близкие к Иисусу Христу на самом пике своего духовного развития только что бывшие свидетелями Его воскресения и вознесения оказались в заблуждении, и Библия ни слова об этом не говорит в то время, как все значимые ошибки Петра были представлены в самом неприглядном свете. Сторонники “теории ошибки” должны крепко призадуматься над этим, если эти святые Божьи люди ошиблись тогда, то что говорить о нынешних служителях церкви?

Одним из аргументов того, что выбор Матфия был ошибкой, является то, что он дальше нигде не упоминается. Надо сказать, что, например, апостол Фома упоминается евангелистами Лукой, Марком и Матфеем в Евангелиях лишь один раз. Только Иоанн рассказывает о нём несколько историй. Апостол Варфоломей вообще не упоминается Иоанном, а остальными евангелистами также один раз, когда описывается избрание Двенадцати Господом. Но мы же не можем сказать, что они какие-то неполноценные апостолы!

Господь и 12 апостолов

Или такой человек как Мелхиседек упоминается в Ветхом Завете лишь дважды (Быт.14:18, Пс.109:4), но автор Послания к Евреям (гл.5-7) разъясняет значение этого человека, сравнивая его с Христом, при этом вспоминая оба этих текста. Да, о некоторых людях сказано мало, даже об авторах некоторых библейских книг мы почти ничего не знаем (например, о пророке Авдии).

Теперь посмотрим внимательнее на текст из первой главы книги Деяний и увидим два совпадения в том, что касается Иуды и Матфия — как апостолов.

Во-первых, к ним обоим применяется слово “жребий” (гр. κλῆρος — клЭрос, именно этим словом обозначается духовенство, клир).

Во-вторых, они оба были “сопричислены” (здесь на греческом слова разные, но это объясняется тем, что способ “причисления” был разный). 

Надо сказать, что “жребий”, как отмечают многие комментаторы, был нормальной практикой ветхозаветного священства, но после сошествия Святого Духа в День Пятидесятницы эта практика была заменена сначала выбором апостолов, а потом выбором епископов на основании апостольских установлений, изложенных в пасторских Посланиях Тимофею и Титу. Также некоторые считают, что возможно выпадение жребия было не просто выбрасыванием камня, а голосованием (подобная практика была распространена в эллинистической культуре, когда в пользу одного из двух претендентов в специальную ёмкость на народном собрании бросали черный или белый камень — John Jill). Так или иначе, упоминание, что Матфий был сопричислен к одиннацати обозначает полную легитимность данного способа выбора. Также нужно понимать, что сейчас практику бросания жребия в важных церковных вопросах применять не следует, так как у нас имеется записанное полное Божье откровение — Библия, в котором есть всё необходимое для принятия решений, а также решения Вселенских соборов, каноны, церковная практика.

Следующие тексты, в которых указывается апостол Матфий:

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил свой голос и возгласил им: мужи Иудейские и все, живущие в Иерусалиме] Да будет вам это известно и вслушайтесь в слова мои. 

(Деяния 2:14)

«В эти дни, когда умножалось число учеников, возник ропот у еллинистов на евреев за то, что вдовы их были пренебрегаемы в ежедневном обслуживании. Тогда Двенадцать, созвав собрание всех учеников, сказали: не приличествует нам, оставив слово Божие, обслуживать столы.” 

(Деяния 6:1-2)

Обратите внимание, что здесь говорится о Двенадцати апостолах (не об одиннадцати), а ведь о Павле ещё говорить не приходится, история его обращения описана только в 9-й главе. Двенадцать апостолов уже были, а это означает, что избрание Матфия одобрено Богом, ведь именно Святой Дух вдохновил евангелиста Луку написать об этом событии. Нельзя сказать, что на самом деле их было 11, и это было просто название их служения, сам Лука в Лк.24:9 пишет «…возвестили всё это одиннадцати и всем прочим…», то есть, когда их было 11, они и пишет об одиннадцати. Наконец, можно ещё добавить то, что Сам Господь объяснил, почему апостолов именно двенадцать:

И сказал им Иисус: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в новом бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых. 

Евангелие от Матфея 19:28 (Кассиан), также от Луки 22:30

Апостол Павел же сам говорит в Рим.11:13 , что он “Апостол язычников”, что автоматически исключает его из числа апостолов для иудеев. Также он упоминает о двенадцати и отдельно о себе здесь:

«и что явился Кифе, потом двенадцати; … а после всех явился и мне, как некоему извергу.» 

(1-е Коринфянам 15:5,8)

Есть разное понимание того, что это означает — либо, что Иисус воскресший явился Матфию ещё до его фактического избрания провиденциально (это было одним из необходимых условий), либо «двенадцать» просто означает совокупность апостолов (даже если их фактически было 11). Так или иначе, Павел отделяет себя от Двенадцати, что говорит, что Матфий не был ошибочно выбран вместо Павла.

Итак, Писание нам недвусмысленно говорит, что Матфий абсолютно легитимный апостол, точно такой же, как и остальные одиннадцать, аргументы против этого необоснованны и не выдерживают критики при здравом, непредвзятом размышлении.

Свидетельства христианских авторов

Дополнительно можно привести толкования христианских авторов разных веков, которые говорят о том же:

Можно и так понять то, что Он говорит: «Я избрал двенадцать», — ибо это число священно. И хотя один из них погиб, это не означает, что было отнято достоинство этого числа: ведь на место погибшего был избран другой. Это число осталось священным, число двенадцать, так как по всему миру, то есть по четырем сторонам света, они собирались проповедать Троицу. То есть три раза по четыре. Итак, Иуда ушел, но не нарушил число двенадцать; он сам оставил Учителя, но Бог назначил преемника вместо него. 

(Августин Блаженный)

 

Матфий избирается по жребию, чтобы не показалось, что избрание апостола противоречит указанию древнего закона, приказывавшего избирать первосвященника, подобно тому, как говорится о Захарии: По жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения (Лк 1:9) … Матфий, который назначается до Пятидесятницы, избирается жребием, а семь диаконов были избраны затем не жребием, но только выбором учеников, по молитве апостолов и наложением руки. Поэтому, если кто-то, вынужденный необходимостью, думает, что надо спрашивать Бога путем жребия по примеру апостолов, то пусть он видит, что сами апостолы делали это, только собрав братьев вместе и вознеся молитвы к Господу. 

(Беда Достопочтенный)

Определение по жребию есть установление ветхозаветное, и в решении дел по жребию ведали действие Самого Бога (Лев. 16:8 и Чис. 16:1и д.; Чис. 34:13Нав. 14:2; 1 Пар. 10:20). Но — «почему, говорит Златоуст, апостолы предпочитают избрание посредством жребия?» Потому, что «они еще не считали себя достойными того, чтобы самим сделать выбор, а потому и хотят узнать (о сем выборе) посредством какого-нибудь знака…». «И Дух Святый еще не сходил на них… и жребий имел великое значение…»

(Лопухин А.П.)

«Он был сопричислен», говорит, «к нам и получил жребий служения сего». Везде называет его жребием и тем показывает, что здесь все – дело благодати Божией и дело избрания, – и вместе напоминает им о временах древних, выражая мысль, что Бог сделал его Своим жребием так же, как и левитов…И бросили о них жребий» (ст. 26). Они еще не счи­тали себя достойными того, чтобы самим сделать выбор; по­этому и хотят узнать посредством какого-нибудь знака. С другой стороны, если там, где не было ни молитвы, ни достойных людей, жребий имел столь великую силу, потому что был следствием справедливого, по отношению к Ионе, ре­шения, то гораздо более здесь, где нужно было восполнить лик, восстановить чин (апостольский). И другой (Иосиф) не опеча­лился (тем, что не был избран): иначе апостолы сказали бы об этом, так как они не скрывали своих недостатков. Ведь и о самых даже первоверховных апостолах они не преминули заметить, что иногда они были недовольны; и это не однажды, но и дважды, и даже чаще. 

(Иоанн Златоуст)

Везде избрание называет жребием, показывая этим, что все происходит по Божию человеколюбию и по Божию избранию, и напоминая им о древних событиях; потому что как левитов, так и их Бог избрал себе по жребию. 

(Феофилакт Болгарский)

Об этом же пишут такие авторы, как Баркли, Геллей, Генри, Кальвин, Кинер, МакАртур, МакДональд, комментаторы Новой Женевской Библии, Далласской богословской семинарии.

Итак, все ранние христианские авторы и множество авторов различных времён признают апостола Матфия легитимным полноценным апостолом наравне с остальными другими.

Церковная традиция и предания

Последнее, о чём стоит упомянуть — это церковная традиция. Апостол Матфий признаётся таковым неразделённой Церковью Христовой, православной, католической, англиканской и многими другими христианскими церквями, имеются его жития, написанные Дмитрием Ростовским, дни памяти (как личные, так и день памяти собора святых апостолов, где он упоминается наравне с остальными), молитвы, каноны и акафисты, иконы, церкви (например, Матфиевская Покровская церковь в Санкт-Петербурге), мощи.

Собор Апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы (разрушенный)

Светозарная, как солнце, по всему миру прошедшая проповедь твоя Церковь, призванную из язычников, просвещает благодатью, чудотворец Матфий Апостол.

(Кондак апостолу Матфию)

Итак, церковная традиция также не подвергает сомнению апостольство Мафия, его почитание абсолютно такое же, как и других апостолов.

Подводя итог всему нашему обзору, стоит отметить, что мнение о том, что апостол Матфий не является легитимным полноценным апостолом Христовым не может считаться верным по самым разным основанием: во-первых, сама Библия свидетельствует об этом по крайней мере в трёх текстах, во-вторых, наиболее авторитетные ранние и поздние христианские богословы безоговорочно признают Матфия апостолом Христовым, наконец, предания и церковная традиция полностью поддерживают утверждение, что Матфий является апостолом Иисуса Христа.

Делитесь нашими статьями, заходите на каналы проекта на других сервисах (ссылки ниже)! Изучайте Писания, и да благословит Вас Господь!

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).

Заходите на Яндекс Дзенв Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам выше, через форму, на нашем здесь или здесь.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.