Радость земная и небесная

Широко распространено мнение, что религия должна давать человеку успокоение от жизненных сложностей, борьбы и испытаний. Оригинальное значение выражения “Опиум для народа” было не в том, что вера – это наркотик, вызывающий привыкание или искажающий реальность, а в том, что это – лекарство от боли. Разные религии по-разному подходят к этому, например, обесценивая саму человеческую жизнь, как это делают восточные учения. Если эта жизнь лишь мгновение в длинной цепочке перерождений, то что переживать? Если не получится в этой жизни, можно попробовать в следующий! Другой подход состоит в том, чтобы иметь список дел, выполняя которые, можно быть уверенным в благосклонности высшего существа к тебе и воздаяния здесь и сейчас и в будущем. Христианство, в отличие от этих ненадёжных источников утешения, несёт людям Евангелие благодати. Оно не обесценивает важность текущей жизни,предлагая уверенность в том, что зависит не от наших усилий, но от дел Иисуса Христа. Однако, человеческая природа сопротивляется такому “слишком простому” решению, о чем повествует одна история из Евангелия:
17 Возвратились же семьдесят с радостью и говорили: Господи, и бесы покоряются нам во имя Твое.
18 Он же сказал им: Я видел сатану как молнию с неба упавшего.
19 Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов и – над всею силою врага; и ничто не повредит вам.
20 Но тому не радуйтесь, что духи вам покоряются, а радуйтесь, что имена ваши вписаны на небесах.
(Евангелие от Луки, глава 10, пер.еп.Кассиана)
Часто из всего этого текста берётся только последняя часть 18-го стиха (“…радуйтесь, что имена ваши вписаны на небесах…”), но мы посмотрим на всё, что здесь написано, чтобы лучше понять смысл повеления Иисуса Христа.
10-я глава Евангелия от Луки весьма насыщена событиями, мы рассматривали её пару раз (здесь и здесь). Для нашего сегодняшнего текста самый близкий контекст – это ст.1-24 – избрание 70-ти учеников, наставление и отправка на проповедь перед Собой, осуждение городов, которые не поверили. После проповеди и вышеизложенных слов, Иисус радуется о Своих учениках и называет их блаженными от того, что они видели и слышали. Стихи с 17-го по 20-й в свою очередь повествуют о том, как Иисус корректирует реакцию Своих учеников на успех в деле Господнем.
Первая сложность в толковании текста находится в ст.18, где Иисус говорит, что видел сатану, который упал с небес, как молния. О каком времени говорит Иисус в данном случае? Первая мысль, которая приходит практически сразу – речь идёт о первом падении сатаны в самом начале творения. Очевидно, что Иисус это видел, будучи Богом. Более того, форма греческого глагола даёт возможность перевести “мы видели/наблюдали”, во всех текстах Нового Завета кроме текста из Евангелия из Луки она переводится во множественном числе – Мк.3:11 “…духи нечистые, когда видели его…”, Мк.15:47 “…Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали…”, Ин.6:2 “..множество народа…видели чудеса…”. Более того, во множественном числе это слово иногда переводится и в Септуагинте (ИисНав.8:20, Суд.13:19-20). Таким образом, возможно, указывается на божественную Троицу. Вторая версия, о времени падения сатаны, связана с Воплощением Иисуса, ведь в этот момент исполнились пророчества о Спасителе всего человечества. Третья версия связана с ближайшим контекстом – речь идёт о наблюдении Христа за семьюдесятью, изгоняющими бесов, которые своими действиями сбрасывают сатану с престола владычества над миром. Мне более обоснованной видится первая версия, но и у последней есть хорошие аргументы.
Так или иначе, Иисус говорит о поражении сатаны и связывает это событие с действиями Своих учеников, которым Он дал силу противостоять силам зла. Именно здесь и таится большая опасность – настолько серьёзная, что здесь Иисус единственный раз даёт повеление “не радуйтесь”. Ещё раз в Новом Завете похожие указания даёт Апостол Павел “…братья…должны быть…как не радующиеся…” (1Кор.7:29-31), говоря о том, что мы должны жить так словно мы не пользуемся благами этого мира, чтобы не быть обременёнными заботами.
Обычно в библейских текстах Бог говорит “не бойтесь” или “не делайте зла”, но здесь Он призывает не радоваться духовным силам и победам, данным Им верующим.
Иисус спустился с небес, с неба приходили Ангелы, но сатана упал, был сброшен, и у этого была вполне определённая причина и последствия: “…внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил…от красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою…” (Иез.28:16-17), “…в преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим…” (Ис.14:11). Гордыня, тщеславие, неправда и грех губит лучших из людей и Ангелов, поэтому так важно было предупредить учеников о том, что не стоит полагать свою радость даже в победах над силами зла. Например, Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам много предупреждает об этой опасности: “…кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает…”, “…кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть…” (8:2, 10:12). Уверенность в собственных силах приводит к тому, что человек останавливается в своём духовном развитии и начинает идти назад, Иисус прямо говорил об этом: “Кто не собирает со Мной, тот расточает”.
Конечно, речь не идёт, чтобы быть угрюмым схимником, у которого не увидеть на лице и следа улыбки, мы можем радоваться многочисленным благословениям земной жизни – талантам и умениям, здоровью, отношениям в семье, возможностью покупать еду и одежду, крыше над головой. Радость – это плод Духа Святого, это отражение нашей благодарности за то, что нам дано, мы можем радоваться, когда получаем то, о чём просили в молитве, ведь “исполнившиеся желание как древо жизни” (Пр.13:12).
Главное не упустить из виду Того, от Кого всё это приходит, не стать фарисеями, которые полагали свою радость в своих же делах. Никто никогда не сможет исполнить всех условий, чтобы самостоятельно стать святым, никакие молитвы, посты, изучения Писания, добрые дела, исповеди, проповеди не сделают нас достойными Царства Небесного. Максим Исповедник сравнивает изгнание бесов и борьбу со страстями – пока мы живы, мы будем бороться, на небесах же нет страстей, порочных желаний и грехов, там лишь записанные имена, а имя – это символ личности. Поэтому в притче Иисуса у богача в огне нет имени, как не было у него имени, когда он жил на земле. Его идентичность состояла в том, что он был богачом, и это всё, что у него было. Лазарь же, несмотря на своё униженное состояние в земной жизни, хранил веру в Бога и был утешен в небесных обителях. Это и значит потерять свою жизнь, но быть спасённым самому, сохранить своё имя там, где его никто не сможет стереть.
Иисус Христос исполнил всё то, что не смог исполнить Адам, вышедший из земли, и что не могут исполнить его потомки. Иисус сошёл с небес, воплотился, стал человеком, чтобы обожить человеческую земную природу и сделать её природой небесной. Нужно время, чтобы окончательно завершить это преображение, но уже сейчас Дух Святой действует в верующих в Мессию, уже сейчас есть повод для настоящей радости, а не психотерапевтического утешения в земных делах или пренебрежении ими.
Радуйтесь же!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.