Нередко бывает так, что священниками, пасторами, людьми, несущими различные служения в церковных общинах становятся те, кто обладает яркой харизмой, инициативностью, активностью. К сожалению, люди, обладающие яркими лидерскими качествами, зачастую не обращают внимания на важные детали, которые могут испорить всё дело. Порой необходимо время, добрый совет и подготовка, а не кавалерийский наскок в решении проблем. Одна из самых сложных для понимания историй, связанных с царём Давидом, говорит об этом.
И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним, из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу, и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом. А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы». И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина.И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его.(Вторая книга Царств 6:1-11)
Ранее мы уже рассматривали, что было не так с поведением Озы, сегодня рассмотрим, в чём была проблема с царём Давидом. Итак, мы видим, что он выбирает «лучших» людей, достаёт новую колесницу и устраивает грандиозный концерт. Всё кажется идеальным с организационной точки зрения — красивая картинка, развлечения…но, Господь решил показать, что есть кое-что, на что Давид не обратил внимание. Но прежде чем разобраться в чём дело, прочитаем дальше и сравним «ДО» и «ПОСЛЕ».
Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов.И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна.Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками.(Вторая книга Царств 6:12-15)
Для начала попробуйте сравнить эти две части одной истории самостоятельно и задайте себе такой вопрос: что отличается и почему это важно? После этого сравните с тем, что получилось у нас. А для паузы поставим картинку.
Начнём с самого заметного — сначала ковчег везли на колеснице при помощи волов, а потом несли в руках те, кто был на это определён. Как написано в Законе Моисеевом, ковчег должны были переносить специально выбранные люди при помощи шестов, которые вставлялись в специальные кольца по краям ковчега (Исх.37:1-5, Чис.1:50). Возможно, Давид просто забыл спросить священников о том, что нужно делать в подобной ситуации, и это привело к гибели человека.
Второй деталью стоит признать то, что в первый раз были выбраны некоторые люди, чтобы участвовать в процессии, во второй раз говорится, что присутствовал «весь дом Израилев». Ковчег Господень не какой-то артефакт для элиты или для какой-то семьи или даже целого колена, это центр, вокруг которого должен быть объединён весь народ Божий.
Третьим обстоятельством является использование музыкальных инструментов — сначала было множество различных видов инструментов, потом остался только рог и восклицания народа. Надо сказать, что псалом 150 также упоминает множество различных инструментов (подробнее здесь) для прославления Бога, но всегда нужно понимать уместность в каждой конкретной ситуации. В связи с переносом ковчега Завета нужно было особенное отношение, которое и достигалось при помощи труб, они могли вызывать в памяти историю взятия Иерихона и мысли о последних судных днях.

Как можно увидеть, повеления Господни могут казаться нелогичными, неэффективными или неважными, но у Бога всегда есть определённый замысел. Более того, Богу нужна не эффективность, а послушание, противление для Него подобно колдовству или идолопоклонству. Стоит при этом добавить, что иногда люди делают неугодное Богу не специально, а потому что «чешутся руки» что-нибудь сделать вместо того, чтобы сначала помолиться, спросить совета, подумать. Можем ли мы сказать, что Давид умышленно нарушил указания по поводу ковчега? Конечно, нет. Но если бы он, как в случае со строительством храма, например, сначала спросил у Господа, то всё могло бы быть совсем по-другому.
Но вернёмся к первой части — после поражения Озы Давид «опечалился» и «устрашился». Посмотрим, что это за слова.
«Опечалился» Можно представить, что Давид стал хандрить и впал в депрессию от своей неудачи, однако, здесь говорится о совершенно другой эмоции — о гневе. Посмотрим, где употребляется это слово в исторических книгах. Во-первых, оно много употребляется в контексте Божьего гнева (Суд.2:20 «И воспылал гнев Господень на Израиля…»). Более того, это то же самое слово, которое употребляется немного выше по тексту («…Господь прогневался на Озу…»). Что же касается людей, то в подавляющем большинстве случаев говорится о сильных эмоциях, а не о тихой печали. (1 Цар.20:30 «Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана…»). Если же посмотреть на самое начало Библии, то увидим самую красноречивую ситуацию: (Быт.4:5 «…а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его…»). Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном, сыновья Иакова рассердились и вырезали целый город, Моисей, увидев золотого тельца, воспламенился гневом и разбил скрижали завета, Валаам воспламенился гневом и стал бить ослицу. Подведя итог, можно сказать, что у Давида были весьма сильные эмоции по поводу того, что его план так неожиданно и трагически сорвался.

Многие люди испытывают сильные негативные эмоции, когда их планы срываются, но здесь важно не пойти по пути Каина, но пойти по пути Давида. Неудачи и препятствия в нашей жизни поставлены Богом с определённой целью — чтобы мы искали Его в этом, учились терпению, слушали Его слово и старались исполнить написанное. Иногда нам нужно продолжительное время и много молитв, чтобы осознать свои ошибки, порой нам нужны другие люди, которые могут помочь советом, но, в любом случае, нам нужен страх перед Богом, чтобы победить мирскую печаль, которая производит смерть (2Кор.7:10). Возможно, сложности не исчезнут из жизни, но появится радость, что эти испытания дадут хороший духовный плод. Большое исследования о страхе Божьем можно прочитать (Часть 1, Часть 2).
В заключение о том, как это относится к нам, и как это можно применить. У нас могут быть разные идеи по поводу того, как лучше проводить богослужения, но во всех этих идеях нельзя упустить главное — чего хочет Бог. Для Него важна не эффектность или эффективность, не красноречие, не красота нарядов или оформление помещения, не количество людей, а послушание Его Слову. Когда люди послушны Иисусу Христу, они будут легко радоваться, а не думать о количестве гостей или размеру пожертвований, они будут рассказывать об истине, а не пытаться завлечь нереальными обещаниями или современной музыкой. Более того, с того момента, как каждый христианин — священник и Храм Бог живого — его богослужение не ограничивается одним днём в неделю, оно продолжается от рассвета до заката — на работе, дома, в пути, в учёбе, на отдыхе. И если мы не хотим, чтобы Бог указал нам на наши ошибки так, как это произошло с Давидом, будем стараться поступать свято и непорочно, «если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему». (Иак.1:5).
Правильное богослужение — это дело смирения и послушания Божьим установлениям!