Правильное богослужение (Давид и ковчег завета)

Нередко бывает так, что священниками, пасторами, людьми, несущими различные служения в церковных общинах становятся те, кто обладает яркой харизмой, инициативностью, активностью. К сожалению, люди, обладающие яркими лидерскими качествами, зачастую не обращают внимания на важные детали, которые могут испорить всё дело. Порой необходимо время, добрый совет и подготовка, а не кавалерийский наскок в решении проблем. Одна из самых сложных для понимания историй, связанных с царём Давидом, говорит об этом.
И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним, из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу, и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом. А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.
И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.
И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы». И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина.
И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его.
(Вторая книга Царств 6:1-11)
Ранее мы уже рассматривали, что было не так с поведением Озы, сегодня рассмотрим, в чём была проблема с царём Давидом. Итак, мы видим, что он выбирает “лучших” людей, достаёт новую колесницу и устраивает грандиозный концерт. Всё кажется идеальным с организационной точки зрения – красивая картинка, развлечения…но, Господь решил показать, что есть кое-что, на что Давид не обратил внимание. Но прежде чем разобраться в чём дело, прочитаем дальше и сравним “ДО” и “ПОСЛЕ”.
Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов.
И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна.
Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.
Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками.
(Вторая книга Царств 6:12-15)
Для начала попробуйте сравнить эти две части одной истории самостоятельно и задайте себе такой вопрос: что отличается и почему это важно? После этого сравните с тем, что получилось у нас. А для паузы поставим картинку.
Начнём с самого заметного – сначала ковчег везли на колеснице при помощи волов, а потом несли в руках те, кто был на это определён. Как написано в Законе Моисеевом, ковчег должны были переносить специально выбранные люди при помощи шестов, которые вставлялись в специальные кольца по краям ковчега (Исх.37:1-5, Чис.1:50). Возможно, Давид просто забыл спросить священников о том, что нужно делать в подобной ситуации, и это привело к гибели человека.
Второй деталью стоит признать то, что в первый раз были выбраны некоторые люди, чтобы участвовать в процессии, во второй раз говорится, что присутствовал “весь дом Израилев”. Ковчег Господень не какой-то артефакт для элиты или для какой-то семьи или даже целого колена, это центр, вокруг которого должен быть объединён весь народ Божий.
Третьим обстоятельством является использование музыкальных инструментов – сначала было множество различных видов инструментов, потом остался только рог и восклицания народа. Надо сказать, что псалом 150 также упоминает множество различных инструментов (подробнее здесь) для прославления Бога, но всегда нужно понимать уместность в каждой конкретной ситуации. В связи с переносом ковчега Завета нужно было особенное отношение, которое и достигалось при помощи труб, они могли вызывать в памяти историю взятия Иерихона и мысли о последних судных днях.
Также во второй части добавились жертвоприношения, описание скачущего Давида, который почему-то был одет в священнические одежды (ефод). Последнее обстоятельство оставим на другой раз как и то, что сыновья Давида были священниками (2 Цар.8:18 “…сыновья Давида были священниками (коэнами)”, в син.пер.”первыми при дворе”), можете самостоятельно рассмотреть этот вопрос. Жертвоприношения нужны были для того, чтобы человек вспоминал о том, что он не может сам по себе стать праведным перед Богом, что его ошибки требуют достойной оплаты.
Как можно увидеть, повеления Господни могут казаться нелогичными, неэффективными или неважными, но у Бога всегда есть определённый замысел. Более того, Богу нужна не эффективность, а послушание, противление для Него подобно колдовству или идолопоклонству. Стоит при этом добавить, что иногда люди делают неугодное Богу не специально, а потому что “чешутся руки” что-нибудь сделать вместо того, чтобы сначала помолиться, спросить совета, подумать. Можем ли мы сказать, что Давид умышленно нарушил указания по поводу ковчега? Конечно, нет. Но если бы он, как в случае со строительством храма, например, сначала спросил у Господа, то всё могло бы быть совсем по-другому.
Но вернёмся к первой части – после поражения Озы Давид “опечалился” и “устрашился”. Посмотрим, что это за слова.
“Опечалился” Можно представить, что Давид стал хандрить и впал в депрессию от своей неудачи, однако, здесь говорится о совершенно другой эмоции – о гневе. Посмотрим, где употребляется это слово в исторических книгах. Во-первых, оно много употребляется в контексте Божьего гнева (Суд.2:20 “И воспылал гнев Господень на Израиля…”). Более того, это то же самое слово, которое употребляется немного выше по тексту (“…Господь прогневался на Озу…”). Что же касается людей, то в подавляющем большинстве случаев говорится о сильных эмоциях, а не о тихой печали. (1 Цар.20:30 “Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана…”). Если же посмотреть на самое начало Библии, то увидим самую красноречивую ситуацию: (Быт.4:5 “…а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его…”). Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном, сыновья Иакова рассердились и вырезали целый город, Моисей, увидев золотого тельца, воспламенился гневом и разбил скрижали завета, Валаам воспламенился гневом и стал бить ослицу. Подведя итог, можно сказать, что у Давида были весьма сильные эмоции по поводу того, что его план так неожиданно и трагически сорвался.
“Устрашился”  Если посмотреть на это слово в Библии, то увидим Адама, который устрашился Бога из-за своей наготы, Сара испугалась, что засмеялась, Лот побоялся жить в Сигоре после уничтожения Содома и Гоморры и стал жить в пещере с дочерьми, Исаак боялся признаться, что Ревекка его жена, Иаков боялся, что Лаван отнимет его жён, Моисей испугался, что раскрылась тайна убийства египтянина. Однако, есть и тексты, где люди боялись Бога, и это приводило к хорошим результатам, например, повивальные бабки в Египте. В нашем случае речь именно об этом, Давид устрашился Господа, и это помогло ему провести работу над ошибками. Вероятно, он всё-таки проконсультировался со священниками или пророками о том, что нужно сделать для результата угодного Богу. Именно это  помогло ему радоваться настолько сильно, что это смутило его жену Мелхолу (подробнее об этом здесь).
Многие люди испытывают сильные негативные эмоции, когда их планы срываются, но здесь важно не пойти по пути Каина, но пойти по пути Давида. Неудачи и препятствия в нашей жизни поставлены Богом с определённой целью – чтобы мы искали Его в этом, учились терпению, слушали Его слово и старались исполнить написанное. Иногда нам нужно продолжительное время и много молитв, чтобы осознать свои ошибки, порой нам нужны другие люди, которые могут помочь советом, но, в любом случае, нам нужен страх перед Богом, чтобы победить мирскую печаль, которая производит смерть (2Кор.7:10). Возможно, сложности не исчезнут из жизни, но появится радость, что эти испытания дадут хороший духовный плод. Большое исследования о страхе Божьем можно прочитать (Часть 1, Часть 2).
В заключение о том, как это относится к нам, и как это можно применить. У нас могут быть разные идеи по поводу того, как лучше проводить богослужения, но во всех этих идеях нельзя упустить главное – чего хочет Бог. Для Него важна не эффектность или эффективность, не красноречие, не красота нарядов или оформление помещения, не количество людей, а послушание Его Слову. Когда люди послушны Иисусу Христу, они будут легко радоваться, а не думать о количестве гостей или размеру пожертвований, они будут рассказывать об истине, а не пытаться завлечь нереальными обещаниями или современной музыкой. Более того, с того момента, как каждый христианин – священник и Храм Бог живого – его богослужение не ограничивается одним днём в неделю, оно продолжается от рассвета до заката – на работе, дома, в пути, в учёбе, на отдыхе. И если мы не хотим, чтобы Бог указал нам на наши ошибки так, как это произошло с Давидом, будем стараться поступать свято и непорочно, “если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, – и дастся ему”. (Иак.1:5).
Правильное богослужение – это дело смирения и послушания Божьим установлениям!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.