Опасные клятвы

Ветхий Завет полон историй, которые с точки зрения современного читателя весьма сомнительны в моральном аспекте, но даже среди них есть некоторые которые прямо из ряда вон. Одна из таких историй находится в самом конце книге Судей, описывающей времена, когда “не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым”. В ней мы видим жестокого мужа, несчастную наложницу и братоубийственное кровопролитие, похищение людей, насилие и прочие “прелести” древней Палестины. Но вот проходит некоторое время, на израильском престоле лучший царь всех времён – Давид. В его преклонные годы происходит история, которая может поспорить по своей жестокости вышеописанной.

Библия вообще описывает исторические события и персонажей с целью показать святость Бога, которая сияет как бриллиант на чёрном шёлке греховности человеческой природы. И даже самые лучшие люди, праведники и святые порой поступают весьма неприглядным образом. Прочитаем эту историю и попробуем разобраться, что там произошло.

Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян. Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды.

И сказал Давид Гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?

И сказали ему Гаваонитяне: не нужно нам ни серебра, ни золота от Саула, или от дома его, и не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле. Он сказал: чего же вы хотите? я сделаю для вас.

И сказали они царю: того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов Израилевых, – из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом.

И сказал царь: я выдам. Но пощадил царь Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова, ради клятвы именем Господним, которая была между ними, между Давидом и Ионафаном, сыном Сауловым. И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которая родила Саулу Армона и Мемфивосфея, и пять сыновей Мелхолы, дочери Сауловой, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия из Мехолы, и отдал их в руки Гаваонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И погибли все семь вместе; они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя.

Тогда Рицпа, дочь Айя, взяла вретище и разостлала его себе на той горе и сидела от начала жатвы до того времени, пока не полились на них воды Божии с неба, и не допускала касаться их птицам небесным днем и зверям полевым ночью.

И донесли Давиду, что сделала Рицпа, дочь Айя, наложница Саула. И пошел Давид и взял кости Саула и кости Ионафана, сына его, у жителей Иависа Галаадского, которые тайно взяли их с площади Беф-Сана, где они были повешены Филистимлянами, когда убили Филистимляне Саула на Гелвуе. И перенес он оттуда кости Саула и кости Ионафана, сына его; и собрали кости повешенных. И похоронили кости Саула и Ионафана, сына его, в земле Вениаминовой, в Цела, во гробе Киса, отца его. И сделали все, что повелел царь, и умилостивился Бог над страною после того.

(2Цар.21:1-14)

Царь Давид
Царь Давид

В этом относительно небольшом тексте описывается достаточно длительный период времени – все события происходили около 4 лет. Давид здесь уже продолжительное время царь всего Израиля, однако, по-прежнему это государство раздираемо внутренними противоречиями между кланами и племенами, вокруг оно окружено многочисленными врагами, власть Давида далеко не бесспорна, его родственники, военачальники и даже дети периодически бросают ему вызов. И вот приходит очередная беда – голод в течение трёх лет, и Давид просит у Бога дать ответ о причине этого несчастья. Очевидно, что израильский царь спросил у Господа не после трёхлетнего ожидания, весьма вероятно, что долгое время он просто не получал ответа. Но когда он получает этот ответ, то принимает весьма странное решение – спрашивает, что делать у обиженных Гаваонитян.

Напомним, что клятва, нарушенная Саулом и его потомками описывается в 9-й главе книги Иисуса Навина, когда этот народ обманом убеждает израильтян заключить с ними мир, притворившись странниками из далёкой страны в то время, как они жили в трёх днях пути. Тогда израильские правители не спрашивали совета у Господа по поводу той ситуации, но, читая 21-ю главу 2-й книги Царств возникает ощущение, что и царь Давид тоже не спросил совета у Господа, решив затушить конфликт традиционным для того времени способом – кровной местью.

Трудно сказать, были ли эти семь человек каким-то образом замешаны в насилии над Гавонитянами, но даже продажа в рабство израильтянина чужеземцам было явно запрещена Богом. А здесь люди из царского рода были отданы на верную смерть, причём их демонстративно повесили рядом с родным городом первого израильского царя. Причём Давид не пожалел 5 сыновей своей жены Мелхолы (Меровы – 1 Цар.18:19), которая была в нарушение обещания отдана своим отцом Саулом другому мужчине в жены, а уж тем более детей наложницы Рицпы, которая в этой истории выглядит самым достойным человеком.

Рицпа отгоняет птиц
Рицпа отгоняет птиц

И хотя Давид не нарушает клятвы, данной сыну Саула Ионафану и сохраняет жизнь его сыну, но как он поступает с погибшими выглядит отвратительным даже по понятиям того времени. В законе Моисеевом написано, что “…проклят всякий повешенный на дереве…” и “…погреби его в тот же день…” (Втор.21:23). Надо ли говорить, что этот повешенный должен был совершить преступление достойное смерти, и его вина должна была быть доказана и утверждена должным образом, чего не произошло в данном случае. Более того, эти люди не были похоронены не то что до захода солнца, но в течение нескольких месяцев, их мать, Рицпа, всё это время отгоняла птиц и зверей от их останков. Вы можете представить, насколько неприглядно всё это выглядело, но добавим ещё несколько фактов, чтобы увидеть полную картину. Мы помним, как Давид горевал после того, как Саул и Ионафан пали в бою против филистимлян, но, в то же время, он не исполнил важной традиции тех времён – не похоронил потомков Киса, отца Саула в их родовой гробнице. А ведь для этого не было никаких препятствий как, например, у Иосифа и Никодима, которые хоронили Тело Иисуса после Его смерти на кресте, рискуя не только своим положением в обществе, но и своей жизнью. Или у жён-мироносиц, которые пришли помазать Его на третий день.

Вообще, Давид начинает действовать только после того, как ужасная история с бывшей наложницей Саула, месяцами сидящей во вретище возле разлагающихся тел своих сыновей, дошла до него и её уже невозможно было игнорировать.

Но так ли плох Давид, что его поведение невозможно соотнести с поведением практически любого человека?

В Нагорной Проповеди Иисус Христос говорит о том, что не нужно клясться, и некоторые понимают это буквально. Но дело не в том, чтобы вообще отказаться от любых обещаний, но о том, чтобы, во-первых, прежде, чем давать их, вопрошать Господа об этом, а, во-вторых, не пытаться разобраться в ситуации с их нарушением по-человечески. Ведь праведник даже клятве для себя невыгодной не изменяет (Пс.14:4), “лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить”, для того, что избежать Божьего гнева, и Он не “разрушил дело рук твоих” (Еккл.5:3-5).

Порой наши ошибки и грехи против других людей как разлагающиеся мертвецы под палящим солнцем и нужно Божье вмешательство и наши действия – покаяние, изменение греховного поведения, прощение, исповедь, молитва, чтобы они ушли в небытие. А порой нам нужна своя Рицпа (буквальное значение имени – раскалённый уголь), которая будет нам напоминать о том, что есть ещё кое-что, требующее нашего внимания и понимания, дабы смилостивился над нами Господь и вывел нас из пустыни к источникам вод!

Исполняйте свои обещания перед Богом!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.