Полурадость

Во все времена многие чувствуют, что их жизнь неполноценна, и современное общество с его стремлением к самореализации лишь подливает масла в этот огонь. Всегда есть обстоятельства, которые мешают расслабиться и наслаждаться жизнью – финансовые трудности, проблемы со здоровьем, сложности с детьми и родственниками, карьерные вопросы…Мы будто живём вполсилы, словно чего-то ждём, сдерживаемся, не удовлетворены вполне и по-настоящему. И причиной тому является страх – ответ на неопределённость окружающего мира, туманности грядущего, непонятных ожиданий и опасений. Такая полужизнь — это не жизнь вовсе, полурадость — это не радость. Нельзя быть наполовину беременной или наполовину влюблённым, это самообман, который позволяет не сталкиваться с действительностью.

В христианской жизни такое состояние тоже не редкость – вечная жизнь и небесные обетования видятся где-то в отдалении, судный день может произойти когда-то через десятки, сотни или тысячи лет, а здесь и сейчас есть быт и житейская суета. Мы словно не помним, что Хозяин вселенной обещал прийти неожиданно, и кто не был готов, очень об этом пожалеют. Тем не менее, библейские тексты содержат истории, которые помогают нам увидеть за обыденностью великое, за временным – вечное, за беспокойствами – радость. Посмотрим одну из таких историй:

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть могилу. И вот, произошло великое землетрясение, ибо ангел Господень, сойдя с неба и подойдя, отвалил камень и сидел на нем. Был же вид его как молния, и одежда его бела как снег.

Страхом перед ним были потрясены стерегущие и стали как мертвые. И заговорил ангел и сказал женщинам: не бойтесь; я знаю, что вы Иисуса распятого ищете. Его нет здесь: ибо восстал Он, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где Он лежал, и идите скорее, скажите ученикам Его, что Он восстал из мертвых, и вот, Он предваряет вас в Галилее; там вы Его увидите. Вот, я сказал вам.

И уйдя скоро от гробницы, со страхом и радостью великой побежали они возвестить ученикам Его. 

И вот, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь. Они же, подойдя, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; идите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они Меня увидят.

(Евангелие от Матфея 28:1-10)

История, записанная в Евангелии от Матфея, полна контрастов, главным из которых являются отношения между страхом и радостью. Евангелист Марк по всей видимости закончил своё Евангелие 8-м стихом 16-й главы, и это было настолько шокирующим, что неизвестный автор добавил стихи с 9 по 20-й.

И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

(Евангелие от Марка 16:8)

Вот, разве можно так заканчивать книгу, которая называется Радостная Весть (Евангелие)? При этом Евангелист Лука пишет, что женщины пошли и рассказали Апостолам о воскресении, но им не поверили. Неизвестный автор окончания Евангелия от Марка пишет, что Мария Магдалина пошла и возвестила “бывшим с Ним” о воскресении, но ей не поверили. Эти кажущиеся разночтения вызывают у некоторых сомнения в исторической достоверности новозаветных текстов, однако, это вполне объяснимо стилистикой написания текстов того времени. Зачастую от автора не требовалась фактическая точность, например, если некоторые действия были совершены одним человеком из группы, то могли написать, что вся группа совершила (или не совершила) эти действия. Вполне возможно, что женщины действительно сразу не рассказали о воскресении, возможно, что они сначала не хотели рассказывать, но после свидетельства Марии Магдалины всё-таки это сделали. Возможно также, что они не хотели этого делать после встречи с Ангелом, но после встречи с Самим Господом всё-таки это сделали. В данном случае важен не сам факт или обстоятельства свидетельства, а то, что происходило после воскресения. Об этом давайте и поразмышляем.

Вернёмся ко времени, когда происходит вышеупомянутая история – Иисус был распят на кресте вместе с двумя разбойниками, умер и был погребён в новой гробнице Иосифа из Аримафеи. По провидению Божьему начало земной жизни и её завершение были связаны с людьми по имени Иосиф. Значение этого имени “Бог воздаст” проходит красной нитью через всю жизнь Спасителя. С человеческой точки зрения Его жизнь была неприглядной, полной страданий и опасностей, но итог Его жизни – воскресение – хороший символ воздаяния всякому человеку, который стремится к праведности. Примером такого поведения являются и эти женщины, которые были свидетельницами всего крестного пути Господа и видели, как Его Тело было положено во гроб. Так как эти события происходили накануне субботы, когда по закону израильтяне должны были находиться в покое, женщины ничего не могли сделать кроме подготовки благовоний, чтобы почтить своего Учителя. Здесь Матфей употребляет одно из слов, которые являются маркером чего-то важного – слово “великий” (гр.мЕгас) по отношению к произошедшему землетрясению.

Этим словом отмечена “великая радость” волхвов, увидевших звезду, которая привела их к Мессии (2:10), “великий свет” в Галилее как исполнение пророчеств пророка Исаии (4:16), “великий” в Царстве Небесном (5:19), Иерусалим как город “великого Царя” (5:35), “великое” падение дома того, кто не строит на верном основании (7:27), “великая” буря и “великая” тишина (8:24-26), “великая” вера женщины-язычницы (15:28), “великие” люди в мире и великие среди учеников Иисуса Христа (20:25-26), наибольшая (“великая”) заповедь (22:36-38), великая скорбь, великие знамения (ложные) и великая ангельская труба (24:21-31), два громких (“великих”) крика Иисуса: “почему Ты оставил Меня” и “свершилось” (27:46, 50).

Это великое землетрясение наряду с молниями и светом является признаком присутствия Божьего и важного свидетельства от Него, которое необходимо правильно понять и усвоить. Что же должны были понять женщины? Текст недвусмысленно говорит о том, что возвещённая Ангелом весть о воскресении должна породить радость – “великую” радость, которая выражается в свидетельстве об Иисусе Христе. Это противоположно той вести, которая была возвещена Моисею на горе с молниями, землетрясением, трубным звуком и другими великими чудесами. Та весть, ветхий завет, вызывала страх и ужас перед наказанием, которое грозило всем нарушителям закона. После воскресения Иисуса Христа рождается радость от прощения грехов и свободы от них, жизнь по благодати. Служители старого завета, стражники стали “как мёртвые”, а Тот, Кто должен был быть мёртвым сейчас живее всех живых. И Ангел обращается не к тем, кто живёт прошлым заветом, но к женщинам, которые пришли к Христу, говорит “Не бойтесь”, просит из убедиться в беспочвенности страхов и начать новую радостную жизнь.

Хотя они имели великую радость, но также и страх, с которыми они побежали возвестить о Воскресении. В этот момент с ними происходит событие, которое изгнало всякий страх из их сердец. Но чего же боялись женщины? Возможно, они боялись (и как выяснится не зря), что им не поверят. Библеист Том Райт пишет о том, что женщины в то время считались ненадёжными свидетелями (источник). Именно поэтому включение в евангельские тексты их как первых, кто говорит о воскресении, является косвенным признаком достоверности написанного. Если бы это не произошло на самом деле, как считают, некоторые критики, об этом бы просто не написали или бы выбрали в свидетели мужчин.

«Свидетельство женщин, ввиду их легкомыслия и пристрастия, не должно быть принимаемо во внимание»: эти слова летописец еврейского народа Иосиф Флавий вкладывает в уста Моисея (источник). Не стоит списывать со счетов и страх после встречи с Ангелом – если суровые стражи испугались до полусмерти, то что могло происходить с женщинами? Встречи с божественными посланниками повергали людей на землю, потому что рядом с ними любой человек осознаёт собственную греховность и ничтожество. Возможно, что причин у страха было много, но им явился Тот, Кто избавляет от страхов и даёт радость. Если Ангел говорил: “Не бойтесь!”, то Иисус говорит: “Радуйтесь!”, а потом добавляет: “Не бойтесь!”. При этом употребляется императив, который лишь один раз встречается в текстах греческого перевода Ветхого Завета (Септуагинты) – χαίρετε (гр.хАйрэтэ).

Евангелист Матфей использует это слово, чтобы указать на то, что будет источником радости христиан во все времена, скрытно цитируя книгу пророка Иоиля.

И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем…и будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего.

(Иоиль 2:23-29)

Святой Дух, Утешитель, обещанный Иисусом Христом, придёт и принесёт радость, которую невозможно отнять, преодолеть или уничтожить. Об этой радости говорится в Нагорной Проповеди среди так называемых заповедей блаженства “…радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…” (Мф.5:12). Об этом же пишет Евангелист Лука: радуйтесь, что имена ваши записаны на небесах” (Лк.10:20). Апостол Павел завершает своё второе послание к проблемной коринфской церкви радуйтесь, усовершайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами…” (2Кор.13:11). В самом радостном послании к Филиппийцам (подробно мы разбирали это послание в нескольких статьях – первая здесь) Апостол Павел в трёх местах употребляет этот призыв Христа, причём дважды в самом радостном отрывке Нового Завета – Флп.4:4 Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. В 1 Фес.5:16 он просто пишет “Всегда радуйтесь. Наконец, Апостол Пётр призывает радоваться проходящим вместе с Христом страдания, чтобы разделить с Ним и радость.

Откуда же взять эту радость? Жёны-мироносицы дают нам лучший ответ на это – нужно держаться за Христа, поклоняться Ему, а когда Он даёт какое-то повеление – идти и выполнять. Как тогда, так и сейчас Иисус говорит Своим ученикам – идите и расскажите, что Я вскоре приду, и те, кто вам поверят, вместе с вами исполнятся радости великой. Но не только тогда, в последний день верующие во Христа будут радоваться, здесь и сейчас радость будет наполнять сердца верующих, когда они будут размышлять о небесной родине, о вечных обителях, о воскресении мёртвых и встрече со святыми. Уже здесь христиане будут радоваться, принимая Кровь и Плоть Христа, приближаясь к Нему и всей Церкви, воинствующей и торжествующей.

Итак, вместо того чтобы жить вполсилы, пытаться усидеть на двух стульях, стоит отбросить страх и полурадость и устремиться к Тому, Кто есть источник всякой радости!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.