Долина проблем

Жизнь можно представить, как путешествие от одной проблемы к другой. Сначала возникают детские проблемы – получить собаку, велосипед, планшет, закончить школу, ВУЗ; потом возникают взрослые проблемы – армия, работа, семья, дети и внуки, деньги, жильё, здоровье, самореализация. Проблемы могут быть большими и маленькими, на пути к их разрешению мы часто обманываемся, думая, что, решив текущую проблему, мы перестанем беспокоиться. Но, достигнув очередного рубежа, мы понимаем, что ещё много чего осталось неразрешённого, непокорённого, недостигнутого. Финансовые аппетиты растут, с детьми растут и заботы, связанные с ними, с возрастом неизбежно ухудшается здоровье, окружающие люди, даже самые близкие, периодически разочаровывают, обманывают, предают, причиняют страдания и боль. Кажется, что из этих порочных кругов нет выхода, однако, это не так, отчаяние, апатия и депрессия от несовершенства мира – это не единственное решение.

История Израиля, как и любого другого народа, — это взлёты и падения, периоды искренней горячей веры и безрассудного идолопоклонства. Одним из условно “светлых” времён были годы, когда во главе народа Божия стоял ближайший помощник Моисея – Осия, сын Нуна, из колена Ефремова более известный нам как Иисус Навин (Иехошу́а бин-Нун). Книга Иисуса Навина в еврейской традиции относящаяся к пророческим (Невиим) рассказывает о периоде со смерти Моисея до смерти этого лидера, священника Елеазара и старейшин, которые “видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю”[1]. После будет период судей, время хаоса и потрясений, когда “каждый делал то, что ему казалось справедливым”[2].

Но вернёмся к Иисусу Навину и посмотрим на самое большое поражение, которое испытали израильтяне во времена его служения.

Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля.

(Книга Иисуса Навина 7:1)

7-я глава подробно рассказывает о том, что после этого Иисус Навин, послушавшись разведчиков, которые ходили к городу Гай, посылает три тысячи воинов, которые терпят позорное поражение. Скорее всего он даже не спросил у Господа, стоит ли ему нападать на этот город, возможно, успех при штурме Иерихона вскружил ему голову. В 9-й главе описывается ситуация с гаваонитянами, которые хитростью заключают мирное соглашение – там Иисус Навин также не вопрошает Бога о том, что ему следует делать.

В ужасе он вместе со старейшинами молятся Богу, чтобы понять, что происходит и что делать, если окружающие народы нападут на них, узнав о разгроме их армии. И ответ не заставляет себя долго ждать:

Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами…

(Книга Иисуса Навина 7:11)

Здесь мы видим, что Бог рассматривает Израиль в совокупности, хотя согрешил всего один человек и, вероятно, его семья (Подробнее о заклятом в этом видео).

С Божьей помощью обнаружив человека, который фактически украл то, что принадлежало Богу, Иисус Навин осуществляет суд и выносит приговор.

И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их[3] огнем, и наметали на них камни.

И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня. После сего утихла ярость гнева Господня. Посему то место называется долиною Ахор даже до сего дня.

(Книга Иисуса Навина 7:25-26)

В оригинальном тексте здесь есть удивительная игра слов, посмотрите на три слова, которые употребляются в описании этой ситуации.

Первое слово – Ахор – название долины, в которой Ахана вместе с семьёй и имуществом закидали камнями. Это слово, как и два других, имеют общий корень, который имеет значения “возмущать, тревожить, расстраивать, наводить беду”. Буквально можно перевести это место “долиной проблем”. Эта долина и огромная груда камней[4] на месте казни стали одним из памятных мест, которые напоминали о том, что сделал Господь. В частности, двенадцать камней, взятых со дна Иордана, напоминали о том, как народ Божий чудесным образом пересёк эту реку. Другие двенадцать камней остались на дне реки в том месте, где священники стояли и держали ковчег завета пока народ переправлялся с берега на берег[5]. Ещё один жертвенник из камней был поставлен на горе Гевал во исполнение воли Божьей, которую Он передал через Моисея[6].

Сам Иисус Христос символически представляется как камень (подробнее здесь) – символ завета, символ основания, символ крепости и силы.

Долина Ахор впоследствии станет одной из границ колена Иуды[7], а потом парадоксальным образом превратится из символа поражения и беды в символ надежды, восстановления и благословений у пророков Исайи и Осии.

И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.

И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор — местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.

(Исаия 65:9-10)

Посему вот и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее.

И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской.

(Осия 2:14-15)

Подробнее о первых двух главах книги пророка Осии можно прочитать или послушать здесь (глава 1: текст и видео; глава 2: текст и видео)

Второе слово – Ахан – имя человека из колена Иуды, который взял себе одежду, серебро и золото, которые необходимо было уничтожить во время захвата Иерихона. Этот человек кроме 7-й главы упоминается ещё в 22-й, где разбирается ситуация со строительством второго жертвенника коленами Рувима, Гада и половиной колена Манассиина на другом берегу Иордана. Проблема была настолько серьёзной, что остальные колена готовы были пойти войной, чтобы истребить нечестие среди Израиля. Впрочем, путём переговоров кровопролития удалось избежать, и этот второй жертвенник был назван Свидетель[8] в честь того, что Господь есть Бог для израильтян на обеих сторонах Иордана. Грех Ахана приводится как пример нечестия, которое повлияло на весь Израиль вместе с беззаконием Фегора[9], из-за которого также погибли многие. Таким образом, имя Ахан стало символом горя, беды и грехов для израильского народа.

Третье слово – Ахар – глагол, от которого произошли два предыдущих. Оно обозначает возмущение тревогу, нарушение, расстройство и наведение беды. Слово настолько похоже в оригинальном тексте (см.рисунок) на имя Ахан, что однажды оно употребляется для обозначения этого клятвопреступника.

Сыновья Харми: Ахар, наведший беду на Израиля, нарушив заклятие.

(Первая книга Паралипоменон 2:7)

Также оно употребляется в ситуации сходной с поражением у Гая. В книге Бытие сыновья Иакова, Симеон и Левий, мстят за бесчестие по отношению к их сестре Дине, хитростью уничтожив всё мужское население ханаанского города Сихем, разграбив его и захватив женщин и детей. Израиль упрекает их за это и говорит, что местные народы могут всех их перебить в отместку за такую жестокость.

И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой.

(Книга Бытие 34:30)

Далее это слово будет встречаться в истории Иеффая и его дочери[10], Ионафана и его отца Саула, когда первый ел мёд, чтобы насытиться[11], нечестивого израильского царя Ахава и пророка Илии[12], а также в книгах Псалмов[13] и Притч[14]. Во всех этих текстах можно увидеть, что это слово обозначает крайнюю степень испорченности человеческой натуры, которая выражается в отступлении от Бога и нарушении Его заповедей.

Книга Иисуса Навина имеет ряд исторических параллелей с книгой Деяний Апостолов. Во-первых, в этих двух книгах рассказывается о завоевании – в Ветхом Завете – Ханаана, земли обетованной, в Новом Завете – всего мира – от Иерусалима от Рима. Во-вторых, руководство народа Божьего здесь переходит от законодателя к исполнителю. В Ветхом Завете – от Моисея к его помощнику, в Новом Завете – от непосредственно Иисуса Христа к Его посланникам – Апостолам, затем к епископам, старейшинам и дьяконам. Наконец, итогом обоих книг станет некоторый хаос, который возникнет после смерти главных служителей. Но во время этих завоеваний будет определённый порядок и единство, впрочем, не без отдельных эксцессов. Например, параллелью ситуации с Аханом можно посчитать ситуацию с Ананией и его женой Сапфирой[15]. В обоих случаях проблема была в отношении посвящённого Богу (заклятого), и в обоих случаях всё закончилось смертью. Впрочем, нельзя не заметить по крайней мере одну существенную разницу – если во времена Иисуса Навина завоевание заключалось в физическом уничтожении людей и имущества, то во времена становления новозаветной Церкви завоевание происходило через проповедь Евангелия, а погибали при этом завоеватели (мученики за веру).

История Ахана поучительна, потому что помогает нам извлечь следующие уроки:

  1. Бог серьёзно относится к данным Им повелениям и наказывает за непослушание
  2. Грех одного человека может принести многие беды для многих людей
  3. Чтобы преодолеть последствия греха нужно очищение угодным Богу способом
  4. Праведник в конце получит достойное вознаграждение, а нечестивый погибнет

В нашей жизни могут происходить беды и несчастья – порой это результат наших грехов и ошибок, порой к этому причастны другие люди. Зачастую трудно понять, в чём истинная причина той или иной затруднительной ситуации, однако, стоит вместе с псалмопевцем довериться Богу и продолжить путь к небесной родине.

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.

Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

(Псалом 22)

 

[1] Иисус Навин 24:31

[2] Книга Судей 21:25

[3] Речь идёт о семье Ахана

[4] Иисус Навин 7:26

[5] Иисус Навин 3:4-9

[6] Иисус Навин 8:30-35

[7] Иисус Навин 15:7

[8] Иисус Навин 22:34

[9] Числа 25:1-9

[10] Книга Судей 11:35

[11] 1-я Царств 14:29

[12] 3-я Царств 18:17

[13] Псалом 38:3 “Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром, и скорбь моя подвиглась

[14] Притчи 11:17 О жестокосердии, 11:29 О разрушении дома, 15:6 О нечестии, 15:27 О корысти

[15] Книга Деяний 5:1-11

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.