Жертва Ноя

Если вы хотите загадок и размышлений о судьбах человечества, одним из лучших источников для этого может стать первая книга Библии – Бытие. Сотворение мира, дерево познания добра и зла, Эдемский сад и изгнание из него, всемирный потоп, Вавилонская башня, Содом и Гоморра, борьба Иакова с Богом (или с ангелом), история Иосифа – эти и некоторые другие история вызывают множество вопросов. Во-первых, подвергается сомнению их историческая достоверность в связи с недостатком верифицируемых свидетельств эпохи. Во-вторых, вызывает споры их моральная составляющая. Наконец, трудно понять, каким образом информация о делах давно минувших дней может быть использована в настоящее время.

Возьмём, например, потоп – глобальную катастрофу, которая, согласно Библии, уничтожила всё человечество за исключением Ноя, его сыновей и их жён. В связи с наличием мифов о потопе у многих древних народов, отличающихся деталями, но в целом похожими по сути, можно предположить, что такая катастрофа всё-таки произошла, вопрос только в её масштабах (подробнее здесь[1]). Например, сохранились следы такой катастрофы в районе Средиземного и Чёрного морей, а также в Междуречье (современная территория Ирака), где проживали, согласно библейской истории, предки современных израильтян. Свидетельствами являются, например, слои глины над более древним культурным слоем, остатки животных, обитавших в воде, на горных склонах, развалины древних городов на дне морей и так далее. Однако, более важным значением потопа является его моральное значение для отдельного человека и человечества в целом.

Многие современные учёные приходят к выводу, что, если ничего не менять в экономике и общественных отношениях, нас ожидает глобальная катастрофа. Сжигание углеводородного топлива, бесконтрольное производство пластика, загрязнение воды и воздуха, вырубка лесов, промышленное производство продуктов питания, генная инженерия, искусственный интеллект и цифровизация, моральное разложение общества, войны, эпидемии – множество факторов, которые создают риски вымирания человечества. Символом этих опасений можно считать одну из самых кассовых картин мирового кинематографа – «Титаник»[2] Джеймса Кэмерона – историю о том, как грандиозное творение рук человеческих, гигантский корабль, из-за тщеславия и халатности тонет при столкновении с природным творением – айсбергом.

Но вернёмся к истории потопа, а точнее к его завершению, и посмотрим, какие можно сделать выводы.

И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

(Бытие 8:15-22)

Выход из ковчега на горе Арарат. Рафаэль. Источник: Wikimedia Commons

Первое, не вполне очевидное наблюдение из этого текста состоит в том, что Ной был послушным Богу даже в мелочах. Если посмотреть текст выше этого отрывка, можно увидеть следующее:

В седьмом месяце, в семнадцатом дне ковчег остановился. В первом дне десятого месяца показались верхи гор. Через сорок дней Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, потом дважды голубя, который в итоге не вернулся. Потом Ной открыл кровлю и сам убедился, что земля высохла, но продолжал ждать указаний от Бога ещё почти два месяца. Только после прямого указания от Бога он, его сыновья и их жёны вместе с животными покинули корабль.

Во-вторых, прежде всего Ной строит жертвенник, чтобы выразить благодарность Богу через всесожжение чистых животных. И здесь сразу возникает резонный вопрос – неужели Бог радуется убийству и сжиганию живых существ[3]? Конечно, дело не в этом, а в том, что стоит за этими действиями. Человек, приносящий всесожжение, хотел тем самым показать, что он самого себя полностью отдаёт Богу, но так как он не может сделать это над самим собой, забрать свою собственную жизнь, вместо него забирается жизнь невинного животного, заместительная жертва. Единственный Человек, Который мог это сделать – это Иисус Христос, и Он сделал это, так как только Он был совершенной безгрешной жертвой, которую можно было принести Богу.

Стоит отметить несколько важных обстоятельств: в этом тексте впервые упоминается жертвенник. Следующее упоминание будет связано с Авраамом, потом с Иаковом и, наконец, с Моисеем. Конечно, жертвы приносились и ранее – Авель принёс в жертву первородное от своих животных, возможно жертвы приносились Адамом и его потомками, но про жертвенник не говорилось ничего. Что же такое жертвенник (или алтарь)? Это особенное место, где человек встречается с Богом, символически поднимается от земли (творения) к небесам. Это словно граница между материальным и духовным, человеческим и божественным. Чтобы перейти через неё, нужна жертва в связи с грехом, живущим в человеке с момента грехопадения Адама и Евы. То есть, жертва должна быть безгрешной, чистой – в данном случае это были чистые животные. Стоит отметить, что отличать чистых животных от нечистых можно было только после формального объявления об этом Моисею, однако, Ною Бог специально указал, чтобы он взял семь пар[4] чистых животных, часть из которых, возможно, предполагалась в пищу.

Строительство жертвенника прежде всего остального (даже жилища) показывает приоритеты Ноя – главным для него было построение отношений с Богом, спасшим его и его семью.

Ноев ковчег на горе Арарат. Simon de Myle. (Wikimedia Commons)

Следующее важное обстоятельство: Господь обонял приятное благоухание от жертвы Ноя. Это слово[5] тоже употребляется здесь впервые. Ещё раз в книге Бытие это слово употребляется в истории с Исааком и Иаковым, который выдавал себя за своего брата Исава при помощи одежд с характерным запахом поля. Далее его можно увидеть при посвящении Аарона и его сыновей в священники[6] и описании различных жертв согласно закону данному Моисею[7], в лирической Песни Песней и у пророков[8]. В частности, у пророков акцент смещается от животных к людям – сначала в негативном контексте, а потом – в позитивном.

Приму вас, как благовонное курение, когда выведу вас из народов и соберу вас из стран, по которым вы рассеяны, и буду святиться в вас перед глазами народов.

И узнаете, что Я Господь, когда введу вас в землю Израилеву, в землю, которую Я клялся дать отцам вашим, подняв руку Мою.

(Иезекииль 20:41-42)

Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них.

Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан.

Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана.

Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское.

(Осия 14:5-8)

В Новом Завете этот термин употребляется Павлом для описания Евангелия и жертвы Христа[9].

Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?

(Второе послание к Коринфянам 2:14-16)

Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

(Послание к Ефесянам 5:1-2)

Жертва Ноя таким образом стала символом для всех последующих жертв и, в итоге, жертвы Христа и всех святых, следующих за Ним. В книге Откровение Ангел возносит благовонный фимиам вместе с молитвами святых перед Богом – это то, что угодно Богу прежде всего.

Последнее замечание по поводу этого текста заключается в словах, которые Бог сказал перед заключительными благословениями, описанными в 9-й главе книги Бытие.

…не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал…

(из 21-го стиха)

Это утверждение кажется парадоксальным, ведь примерно то же самое Господь говорил до потопа, объясняя его причины.

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

(Книга Бытие 6:5-7)

До потопа мысли и помышления сердца были зло во всякое время, после потопа помышления сердца – зло от юности его. До потопа Господь хочет истребить людей с лица земли, а после потопа говорит, что не будет больше поражать всего живущего. Что же изменилось? Изменилась ли человеческая природа? Нет. Изменился ли Бог? Нет. Так что же произошло, где произошёл разворот? А изменилось вот что.

Через потоп и жертву Ноя Бог показал, что человек ничего не может сделать, чтобы вернуться в Эдем. Грех засел в человеке так глубоко, что никакие жертвы и поступки человека не могут разрушить стену между ним и Богом. Таким образом, человек обречён на погибель не только физическую, но и духовную в вечности.

Ной же обрёл благодать пред очами Господа.

(Бытие 6:8)

Дальше говорится, что Ной был человеком праведным и непорочным в роде своём[10]. Конечно, в глазах Божьих он по-прежнему был грешником, но явил собой будущее пришествие настоящего Праведника – Иисуса Христа, который построит новый, духовный Ковчег – Свою Церковь, проведёт его через духовный потоп – крещение[11], чтобы принести людей в жертву живую, святую, благоугодную Богу[12], которая будет благоуханием перед лицом Божьим.

Распятый Иисус Христос. Виктор Васнецов (Wikimedia Commons)

Что же сегодня может человек принести Богу, как может уподобиться Ною, порадовать Создателя, поблагодарить за спасение от неминуемой гибели? Давид открывает нам это в своём псалме покаяния.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

(Псалтирь 50:17-19)

Иногда верующие чувствуют себя словно на корабле среди бушующего моря – в стеснённых обстоятельствах, в страхе, в беспокойствах и тревогах, среди шума и суеты. Нужно помнить, что Ной не управлял ковчегом, там даже не предполагалось никаких элементов управления. Это было место, где нужно было целый год ждать и надеяться, что Бог однажды остановит бурю, выведет корабль на твёрдую почву, осушит землю, приготовит её для жизни, а потом позовёт в чудесный новый мир. И если земля, на которую вышел Ной, всё ещё была обычной, полной тяжёлого труда, горя и испытаний, то новая земля будет совершенной, где не будет ни забот, ни болезней, и Сам Бог будет там светом[13] для всех спасённых. И если Ной смог принести жертву, угодную Богу, то и нам стоит постараться, чтобы сделать то же самое.

[1] https://diletant.media/articles/45318332/ Всемирный потоп: что, где, когда (Дилетант)

[2] www.imdb.com/title/tt0120338/

[3] https://www.messianictorah.org/ru/manna/2-4.htm

[4] Сколько чистых животных взял Ной на ковчег? https://creacenter.org/ru/news/prines-li-noj-sem-ili-chetyrnadtsat-chistykh-zhivotnykh-na-kovcheg

[5] רֵ֣יחַ (рэйах-ивр.) – запах, благоухание, благовоние.

[6] Глава 29 книги Исход

[7] Книги Левит и Числа

[8] Иер.48:11, Иез.6:13, 16:19, 20:28-41, Ос.14:7

[9] См.также Ин.12:3, Флп.4:18

[10] Быт.6:9

[11] 1Пт.3:20-21

[12] Рим.12:1

[13] Откр.21:23

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.