Ветхозаветные семейные истории – это то, что трудно понять, а тем более принять. Самые первые главы Священного Писания недвусмысленно говорят о том, что в личной жизни древние люди, в том числе патриархи, вели себя по меньшей мере неоднозначно. При первоначальном замысле союза одного мужчины и одной женщины в древнем обществе широко практиковалось многожёнство, наличие наложниц, которые не имели практически никаких прав. Можно предположить, что женщины в таких патриархальных отношениях должны были тихо ненавидеть своих супругов, для которых важнейшим было рождение детей и желательно мужского пола.
Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это не совсем так. Посмотрим на одну историю, которую мы можем прочитать в Ветхом Завете. Эта история про Авраама и Сарру.
Сарра внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар.
Когда Авраам и Сарра были уже достаточно пожилыми людьми, Господь посетил их и сообщил им радостную новость, что скоро у них будет ребёнок. Однако Сарра, которая была не уверена в этом, внутренне рассмеялась. При этом она назвала Авраама своим господином. На это место ссылается святой Апостол Петр, который объясняет, как нужно относиться жёнам к своим мужьям.
Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
(1-е Петра 3:6)
Более того, Пётр говорит, чтобы жёны покорялись мужьям, даже если те неверующие, обратить своего мужа в христианство. Может показаться, что у жены меньше прав в этом положении. Однако, если обратить внимание на детали этих текстов, мы увидим, что это не так. Во-первых, у Петра есть важное замечание по отношению к мужьям. Он пишет, чтобы мужья обращались благоразумно по отношению к жёнам, так как они являются немощнейшим сосудом[1]. Ещё более подробно об этом пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам. Он говорит, чтобы мужья любили своих жен, как Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее[2].
Второе важное замечание состоит в том, что в этих текстах акцент делается на внутреннее отношение в противовес к внешнему виду[3]. Обратите внимание, что в тексте про Сарру говорится, что она внутренне рассмеялась, и также внутренне называла Авраама господином. Конечно, это не исключает того, что иногда она могла и на словах показывать своё уважительное отношение к мужу.
Давайте подробнее посмотрим на то, что же означает слово «господин» в текстах Ветхого Завета. По отношению к Богу часто употребляется слово «Господь»[4], но в данном тексте мы видим другое слово, – «господин». В оригинале это слово «адон», которое часто употребляется в ситуациях, когда описываются отношения между разными людьми[5], а не только между мужем и женой. В частности, буквально в следующий главе это слово употребляется, когда описывается ситуация с Лотом, который приглашает ангелов к себе в дом[6]. Дальше это слово употребляется по отношению к Аврааму, но уже не со стороны Сарры, а со стороны владельцев земли, на которой Авраам хотел похоронить свою жену[7]. Дальше это слово опять-таки употребляется по отношению к Аврааму, но уже со стороны его раба, который пошёл искать жену Исааку, сыну Авраама. Стоит отметить, что этот слуга употребляет слово «господин» не в разговоре со своим хозяином Авраамом, а в молитве к Богу[8] и в разговоре с Ревеккой[9] и её родственниками[10]. В 30 стихах, описывающих эту историю слово «господин» по отношению к Аврааму и Исааку со стороны раба используется 12 раз. Надо сказать, что и Ревекка, будущая жена Исаака называет раба Авраама «господином»[11].
Следующее место, где употребляется слово «господин», находится в описании возвращения Иакова, сына Исаака, в родные места[12]. Он так называет своего старшего брата Исава[13], который раньше хотел его убить. Далее в истории Иосифа по отношению к его первому хозяину в рабстве, к фараону, а в конце и по отношению к самому Иосифу со стороны братьев[14]. Таким образом, семантическое наполнение этого слова вовсе не означает отношений подчинения или унижения, скорее оно употреблялось для того, чтобы выразить своё почтительное и уважительное отношение.
Впервые слово «господин» употребляется по отношению к Богу в книге Исход, где говорится об обязанности мужчин три раза в году являться перед лицом Господа[15]. Всего же по отношению к Богу это слово употребляется чуть более 35 раз, то есть около 10% от общего количества его использования (287 раз) в Ветхом Завете[16]. Особенно стоит отметить текст в 109-м псалме:
«…Сказал Господь (Яхве) Господу (Адон) моему…»
Когда Иисус Христос объясняет, что Он и есть ожидаемый всеми Мессия, Он цитирует этот псалом[17]. За ним и Пётр в День Пятидесятницы объясняет сошествие Святого Духа и божественность Иисуса[18]. Также и автор Послания к Евреям цитирует этот псалом, ставя Христа выше Ангелов[19].
Конечно, Бог является господином, который требует уважения к Себя, но всё-таки более важные уроки из употребления слова «адон» мы можем найти в отношениях между людьми. В конце концов, если ты не можешь полюбить человека, которого ты видишь, как можешь ты полюбить невидимого Бога[20]? В Библии мы видим, что слово «господин» было символом уважительного отношения человека к человеку – раба и господина, царя и подданного, мужа и жены, родителя и детей, друзей и родственников, а также незнакомых людей. В частности, одним из проявлений уважительного отношения к странникам был закон гостеприимства. Авраам, Лот и другие праведники принимали гостей в своих домах, кормили и всячески старались им угодить. Также и супруги относились друг к другу с уважением, и это проистекало прежде всего от внутреннего отношения. Авигея, жена злого человека, тем не менее, называла его господином при разговоре с Давидом[21], хотя, казалось бы, он не заслуживал уважительного отношения, тем более, когда его не было рядом. В Послании к Филиппийцам Апостол Павел выражает это следующими словами:
Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Ибо в вас должны быть те же чувствования[22], какие и во Христе Иисусе…
(Послание к Филиппийцам 2:1-5)
Откуда же возникает такое уважительное внутреннее отношение к другим людям даже если эти люди не кажутся заслуживающими этого? Сарра, с которой мы начали наше исследование, является одним из примеров веры[23], наряду со своим мужем. А вера является составляющим плода Духа[24], который взращивается в каждом верующем. То есть, отдельные части этого плода могут быть получены различными путями, например, радость или долготерпение, но всё вместе проявляется и растёт только у верующего человека.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Послание к Галатам 5:22-23)
В частности, характеристикой, которая отличает духовного человека, является «кротость», то есть смирение своего эго для помощи другим. Апостол Павел прямо говорит, что это одна из черт личности Иисуса Христа[25], она помогает в восстановлении упадших в вере[26] и в общении с неверующими[27], она тесно связана с любовью и долготерпением[28] и должна проявляться в отношениях со всеми людьми[29]. Примером новозаветной истории об этом можно увидеть в Евангелии от Иоанна, где рассказывается о разговоре Иисуса с женщиной-самарянкой у колодца[30]. Женщина, у которой были все причины быть озлобленной на всех окружающих и особенно на мужчин, тем не менее, называет Христа «господином». Это отношение позволило увидеть в незнакомом иудее не врага, а пророка, а затем и Спасителя. Конечно, большинство людей скорее всего даже не заметят этого отношения, но так себя вести по отношению к ближним нужно по другой причине – в этом проявляется любовь, а заповеди любви – главные во всей Библии. Возможно, проявляя уважительное отношение к незнакомым людям мы, не зная того, проявим его даже по отношению к ангелам[31].
Итак, слово «господин» в отношениях между людьми в библейских историях – это символ уважительного отношения. Прежде всего оно формируется в кротком сердце и проявляется даже тогда (и прежде всего), когда человека может и не быть физически рядом. Оно является неотъемлемой чертой верующего, движимого Духом Святым, и развивается одновременно с другими составляющими плода Духа.
Как развивать такое отношение?
Во-первых, молиться за других людей[32], а особенно за тех, кто вам противостоит согласно Евангелию «…молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»[33]. Возможно, даже стоит составить список, так как легко забыть тех, кто нам неприятен. Это помогает менять внутреннее отношение, из которого следует всё остальное.
Во-вторых, в разговорах «за спиной» о другом человеке выражать уважительное отношение. При этом совершенно необязательно умалчивать об ошибках и недостатках этого человека как видно из истории с женой Навала Авигеей[34]. Это помогает практиковаться в выражении внутреннего отношения в словах.
В-третьих, выражать своё отношение непосредственно в разговорах и в действиях. Это могут быть вежливые слова, знаки внимания и практическая помощь. Конечно, это самое сложное, так как люди могут даже не заметить ваших усилий, но есть Тот, Кто всё замечает и всё помнит, ради Него и стоит стараться.
[1] 1Пт.3:7
[3] Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. (1-е Петра 3:3-4)
[4] Обычно этим словом переводят «Йэхова» (на иврите т.н.тетраграмматон), «Адонай» или «Элохим»
[5] По отношению к Богу чаще употребляется однокоренное слово «Адонай» (Владыка)
[6] Быт.19:2 «…государи мои…», 19:18 «…нет, Владыка…»
[7] Быт.23:6 «…послушай нас, господин наш…», 23:11, 15 «…господин мой…»
[8] Быт.24:12 «…Господи, Боже господина моего Авраама! …сотвори милость с господином моим Авраамом…»
[9] Быт.24:27 «…благословен Господь Бог господина моего Авраама…»
[10] Быт.24:35-65 «Господь весьма благословил господина моего…»
[12] Быт.31:35 Рахиль обращается к своему отцу Лавану «господин»
[16] Втор.10:17; Нав.3:11, 13, 5:14; 1Цар.25:28; Неем.3:5, 8:10, 10:29; Пс.8:2, 10, 44:12, 96:5, 109:1 («…Сказал Господь Господу моему…»), 113:7, 134:5, 135:3, 146:5; Ис.1:24, 3:1, 10:16, 10:33, 19:4, 51:22, Ос.12:4, Мих.4:13, Соф.1:9, Зах.1:9, 4:4, 4:5, 4:13, , 4:14, 6:4, 6:5; Мал.1:6, 3:1.
[17] Мф.22:44, Мк.12:36, Лк.20:42
[22] Букв. «мысли»