Если спросить современного человека, блаженный он или нет, скорее всего, он ответит отрицательно. Сейчас это слово приобрело если не отрицательный, то странный оттенок отрешённости от мира, неадекватности и даже безумия[1]. Блаженный человек – это тот, кто витает в облаках, не обращает большого внимания на окружающую действительность, всё время улыбается. Cамый известный исторический русский персонаж – это Василий Блаженный, православный святой, прославившийся чудесами и пророчествами, но при этом и зимой, и летом ходивший по улицам обнажённым. Практически любой человек, который знает про Москву, легко вспомнит и собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади более известный как собор Василия Блаженного.
Вокруг этого собора, построенного в честь взятия Казани, ходит множество легенд, в частности неподтверждённый историками миф, что архитекторы этого здания были ослеплены для того, чтобы не построить ничего более красивого. Документы свидетельствуют, что они участвовали в строительстве Казанского кремля и Благовещенского собора[2] в этом же городе, который является архитектурной жемчужиной столицы Татарстана.

Но вернёмся к блаженствам. Оставим сына елоховского крестьянина Василия и посмотрим на то, что говорится о блаженных в Слове Божьем – Библии. В Евангелиях существуют два списка – короткий (в Евангелии от Луки), состоящий из 4-х пунктов, и длинный (в Евангелии от Матфея), состоящий из девяти. Прочитаем короткую версию из Евангелия от Луки:
…Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
(Евангелие от Луки 6:20-23)
Евангелист Лука писал с акцентом на обращённых из язычников в отличие от Матфея, который делал множество отсылок знакомых только иудеям. При этом «врач возлюбленный»[3] после перечисления блаженств приводит и список проклятий, который напоминает внимательным читателям о похожем приёме, который использовал Моисей в 28-й главе книге Второзаконие – так называемое учение о «двух путях». Об этом же учит апокрифическая книга Дидахе[4], которая начинается так:
Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие. Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, — ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому.
Считается, что блаженства и горести из Евангелия от Луки – это отражение благословений и проклятий, написанных Моисеем:
Благословения | Проклятия |
благословен ты в городе и благословен на поле | проклят ты в городе и проклят ты на поле |
благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих | проклят плод чрева твоего, и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих |
благословенны житницы твои и кладовые твои | прокляты житницы твои и кладовые твои |
благословен ты при входе твоём и благословен ты при выходе твоём | проклят ты при входе твоём и проклят при выходе твоём |
Но есть и менее заметная связь между Новым и Ветхим Заветом, установить которую помогает Септуагинта – греческий перевод ветхозаветных книг. В оригинальном тексте Евангелия от Луки «блаженные» — это μακάριοι (гр.мака́риой) – множественное число слова μακάριος (гр. мака́риос – блаженный, счастливый). Первый раз это слово встречается в истории о соперничестве двух сестёр – Лии и Рахиль, которые были жёнами Иакова (Израиля).
И родила Зелфа, служанка Лии, другого сына Иакову. И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.
Кстати, именно это же слово и в такой же форме женского рода (μακαρία – макари́я) евангелист Лука употребляет при описании обращения Елизаветы к Деве Марии.
…блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
(Евангелие от Луки 1:45)
Впрочем, нам для рассматриваемой темы важнее текст из уже упоминавшейся выше книги Второзаконие:
Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их.
(Второзаконие 33:29)
В Евангелии от Луки заповеди блаженства – это прямая речь Иисуса Христа, обращённая к Его ученикам, в книги Второзаконие благословение Израиля – это последние слова Моисея перед его смертью к народу Божьему. Мы видим, что любовь Бога к Его людям не менялась. Менялись обстоятельства, шло время, возникали и исчезали государства и народы, но верующие люди всегда называются блаженными, счастливыми.
Ещё одна маленькая деталь, связанная с предыдущим текстом про Лию – формально единственную настоящую жену Иакова. Она была нелюбима, но Бог благословил её детьми, в то время как её младшая сестра, Рахиль, была бесплодна. Первый сын Лии – Рувим (букв.пер. «смотри сын», созвучно на иврите выражению «он увидел моё несчастье») был первой психологической победой. Второй сын Симеон (букв. «услышание») стал подтверждением успеха. Третий сын Левий (букв. «прилепится») был надеждой, что муж наконец-то обратит внимание на неё. Четвёртый сын, Иуда («хвала Богу») стал первым, кто не был назван в честь победы над сестрой, а как знак благодарности Богу. Именно из колена Иуда будут царь Давид, царь Соломон, а много позже и Мария, от которой будет рождён Иисус Христос. Потом Лия перестала рожать и отдала Иакову служанку в качестве наложницы, от неё родились два сына – Гад и Асир. Имя Гад происходит от глагола «гуд» (ивр.), означающего нападение, атаку и притеснение, а вот имя Асир означает «счастье, блаженство».
Колено Асира будет жить на севере Ханаана, земли обетованной, около горы Кармил, на плодородных землях вдоль побережья современного Средиземного моря рядом с землями Завулона и Иссахара – 5-го и 6-го сыновей Лии недалеко от Галилейского моря. Колено Асира особенно не выделялось среди других колен, оно вошло в Северное царство, погрузившееся в язычество и впоследствии рассеявшееся среди язычников. Однако после завоевания Самарии благочестивый иудейский царь Езекия призвал все колена прийти на праздник Пасхи в Иерусалим. Многие смеялись над гонцами, однако небольшое количество людей из колен Асира, Манассии и Завулона смирилось и откликнулось на призыв.

Хочется верить, что одним из потомков этих ускромнившихся людей был единственный человек из колена Асира, упоминающийся в новозаветных текстах – пророчица Анна, которая в глубокой старости говорила о пришествии Мессии в Иерусалиме.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фану́илова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
(Евангелие от Луки 2:36-38)
Заповеди блаженства на первый взгляд кажутся совсем не связанными со счастьем, радостью и хорошим настроением – нищета (то есть, крайняя нужда в чём-либо), страстное желание чего-то недоступного, плач и слёзы, недружелюбное отношение со стороны окружающих. Люди, которые называются блаженными, частно не становились успешными, а порой и погибали в муках. Но то, что их объединяет – это уверенность в невидимом, надежда на осуществление ожидаемого прекрасного будущего. Об этом прекрасно написано в конце Послания к Евреям:
Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город…
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и [других] пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Блаженны те, кто видят благословения Божьи в самых тяжёлых обстоятельствах, блаженны те, кто подобны жениху, ожидающему невесту перед венчанием. Он счастлив, хотя не видит её, он не знает, какое у неё будет платье, украшения или причёска. Но он уверен, что его невеста – само совершенство, и ничто не может его убедить в обратном. Блаженны те, кто подобен родителям, ожидающим рождения ребёнка. Они могут не знать, будет ли это мальчик или девочка, какой будет цвет волос или глаз. Но они счастливы, потому что новый человек появится на свет, тот, кого они будут любить и о ком они будут заботиться.
Конечно, путь блаженства труден, многие выбирают другие пути, но те дороги ведут к погибели. Путь блаженства полон опасностей, на нём возможны падения и несчастья, потому что противник подобен льву рычащему[5], он хитёр, запутывает в паутину лжи[6], сбивает с дороги. Но счастье состоит в том, что Тот, Кто с блаженными, больше того, кто противится им, у врага верующих нет ни единого шанса победить.
Даже сейчас, сквозь мутное стекло[7] нашей испорченной грехами природы, мы видим отблески прекрасной земли, где обитает праведность[8]. В лице Иисуса Христа мы видим, как велика любовь Божья к нам, как велико Его прощение и милость, как велико Его желание восстановить разрушенные отношения. Сложно представить, как замечательно будет увидеть Его таким, какой Он есть[9], но одна мысль об этом наполняет сердце покоем.
В заключение хочется упомянуть о том, что блаженство – это не положительные эмоции и хорошее настроение. Одна из древнейших книг Ветхого Завета – книга Иова – рассказывает о блаженном, который проходил через тяжёлые времена. Он потерял богатство, уважение окружающих, детей и здоровье. Ему было плохо, он горевал, плакал и взывал к Богу, чтобы Тот объяснил, что происходит. Но в самые тёмные времена он хранил в своём сердце надежду, которая придавала смысл всему происходящему.
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его.
(Книга Иова 19:25-27)
Попробуем и мы ощутить это блаженство, эту надежду, это успокоение, эту радость, превосходящую наше понимание!
[1] https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9
[2] https://kazan-kremlin.ru/poi/blagoveshhenskij-sobor/
[3] Колоссянам 4:14
[4] Учение 12-ти Апостолов (от др.-греч. διδαχή — «учение»)
[5] 1-е Петра 5:8
[6] Евангелие от Иоанна 8:44
[7] 1-е Коринфянам 13:12
[8] 2-е Петра 3:13
[9] 1-е Иоанна 3:2