Неудовлетворённость, ненасытность, недовольство, томление, печаль и тому подобные вещи могут ли быть полезными и правильными? Может ли духовный человек иметь эти качества и оставаться духовным? Если да, то как их использовать, на что направить, к чему приложить?
Некоторые хотят забрать всё, что могут получить, они всегда говорят: “Давай, давай, давай”. Есть три вещи, которые никогда не насытить, даже четыре, которым всегда всего мало: место смерти, бездетная женщина, пересохшая земля, ждущая дождя, и горящее пламя, которое не остановить.
(Прит 30:15,16)
(Прит 30:15,16)
Надо сказать, что наша плоть (и здесь я имею в виду, не только физическое тело, но и наш разум) обладает таким свойством, что её невозможно насытить. Мы не можем наесться или напиться раз и навсегда, мы не можем утолить свою жажду наслаждений, будь то прекрасный вид рассвета или удовлетворённость от достигнутого результата в спорте или в работе. Любое насыщение со временем проходит, и ничего с этим поделать невозможно.
Посмотрим ещё несколько отрывков о желаниях из притч:
Грехи злобного человека будут ему ловушкой. Они, как верёвки, опутают его. Он умрёт, поскольку отказался от послушания, он угодит в ловушку собственных желаний.
(Прит 5:22,23)
(Прит 5:22,23)
Исполнение желаний доброго человека приносит ещё больше добра, но исполнение желаний злых влечёт за собой только беды.
(Прит 11:23)
(Прит 11:23)
Исполнение желания приносит радость, глупый же никогда не захочет уклониться от зла.
(Прит 13:19)
(Прит 13:19)
Мудрость стоит дороже жемчуга и дороже любых желаний”.
(Прит 8:11)
(Прит 8:11)
Как видно из этих отрывков, желания есть как у добрых людей, так и у злых, но приносят они разные плоды. Желания могут сбываться и не сбываться, но интересно, что одних они ловят в ловушку, а другие получают от них добро. В чём же причина?
В последнем отрывке говорится о мудрости, причём, если прочитать всю эту главу, понятно о какой мудрости в нём говорится, – о мудрости Божьей, которая участвовала в творении мира. Таким образом, понятно, как освободиться от ловушки желаний, – искать Бога, Его мудрость, которые дороже любых желаний. Следующий отрывок как раз об этом.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
(1Кор.6:12)
(1Кор.6:12)
Собственно, важно понять, что желания ни хороши и не плохи, важно, что в приоритете у человека – его желания или мудрость Божья, которая и помогает понять полезность и правильность желаний и ставит их в подчинение себе.
В Ин.6 говорится о том, как Иисус столкнулся с людьми, движимыми как раз желаниями плоти – насыщение едой и жажда чудес.
Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог.
(Иоан.6:26,27)
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог.
(Иоан.6:26,27)
Иисус обличает людей в том, что они насыщаются хлебом. Если говорить шире, многие люди останавливаются на том, чтобы насытится через богатство, славу, власть, положение в обществе и так далее. Важно понять, что человек, который ищет Бога, насытиться не может в принципе, потому что невозможно найти и познать Бога в полной мере до последнего дня, когда люди увидят Бога таким, какой Он есть.
Если посмотреть дальше в 6-ю главу, мы увидим, что Иисус говорит о небесном, а иудеи о земном, они словно глухие, не видят вещей очевидных, если смотреть на них с точки зрения веры. И важный урок здесь в том, что иудеи тогда – это Церковь сейчас, они – избранный народ Божий, они изучали Слово Божье, к ним пришёл Иисус, чтобы обратить их к Богу. И люди, будучи в Церкви также могут быть удовлетворены и насыщены своим положением и состоянием, особенно это приходит с “годами во Христе”. Люди могут быть удовлетворены тем, что они ходят на службы по воскресеньям и при этом не молиться и не изучать Библию каждый день и по несколько раз в день.
Иисус говорит:
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
(Матф.5:6)
(Матф.5:6)
Надо понимать, что насыщение не произойдёт здесь, на этой земле, нужно алкать и жаждать правды, а это не то же самое, что исполнять ритуалы прихожанства. Человек, жаждущий воды, будет искать её, пока не найдёт и не успокоится. Алчность в контексте праведности означает постоянную неудовлетворённость своим греховным состоянием, просьбы к Богу о милости и прощении, борьба за то, чтобы победить свою греховную природу.
Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
(2Кор.7:9-11)
(2Кор.7:9-11)
Вы опираетесь на меч ваш, делаете мерзости, оскверняете один жену другого, и хотите владеть землею?
Вот что скажи им: так говорит Господь Бог: живу Я! те, которые на местах разоренных, падут от меча; а кто в поле, того отдам зверям на съедение; а которые в укреплениях и пещерах, те умрут от моровой язвы.
И сделаю землю пустынею из пустынь, и гордое могущество ее престанет, и горы Израилевы опустеют, так что не будет проходящих.
И узнают, что Я Господь, когда сделаю землю пустынею из пустынь за все мерзости их, какие они делали.
А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: “пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа”.
И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их.
И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их.
Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк.
(Иез.33:26-33)
Вот что скажи им: так говорит Господь Бог: живу Я! те, которые на местах разоренных, падут от меча; а кто в поле, того отдам зверям на съедение; а которые в укреплениях и пещерах, те умрут от моровой язвы.
И сделаю землю пустынею из пустынь, и гордое могущество ее престанет, и горы Израилевы опустеют, так что не будет проходящих.
И узнают, что Я Господь, когда сделаю землю пустынею из пустынь за все мерзости их, какие они делали.
А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: “пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа”.
И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их.
И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их.
Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк.
(Иез.33:26-33)
Ничто не ново, как говорится в книге Экклезиаста, во времена Иезекииля народ Бога увлёкся корыстью (то есть делами плоти) и не слышал, что им говорил Бог, хотя они и приходили на “народное сходбище”, та же опасность есть и сейчас в Церкви, потому что люди в общем-то те же грешники.
Духовный человек до последнего дня будет неудовлетворён собой, будет ненасытен в своём познании истин Божьих, не успокоится, не скажет: “Хватит уже, слышал всё сто раз!”, будет печалиться о своих грехах и грехах окружающих и будет делать всё, чтобы исправить положение, чтобы исполнить волю Божью.
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Матф.5:48)
(Матф.5:48)