Что такое «горький корень», и чем он опасен?

Первоначально статья была опубликована на Яндекс.канале проекта jcml.

Многие считают, что в изучении Библии достаточно проявлять здравый смысл и логику. Однако, как показывает практика, некоторые логичные и простые идеи вместе с харизматичным человеком могут натворить немалых бед, создать еретические идеи и движения. Рассмотрим сегодня один текст, известный многим, но при этом понимаемый неверно — это текст о «горьком корне» из послания к Евреям 12:15Обычно под этим словосочетанием понимается скрытая обида, которая действительно разрушает отношения в христианской общине. Однако, об этом ли писал автор послания к Евреям, когда употребил данное выражение?

О чём говорится в Послании к Евреям?

Но прежде, чем начать разбор нашего текста, посмотрим на его контекст. Очень важно помнить, что это Послание написано евреям, избранному народу Божьему, который получил многие обетования, начиная с Авраама, Исаака и Иакова. Именно этот народ Бог «рукою сильною» вывел из Египта, используя Своими инструментами двух братьев из колена Левия — Моисея и его старшего брата Аарона. Моисей по праву считается величайшим пророком, потому что именно им была написана Тора («Закон») или Пятикнижие, в этих книгах рассказывается история от сотворения мира до смерти Моисея.

Чтобы понять Послание к Евреям просто необходимо знать Пятикнижие, иначе выводы из прочитанного, скорее всего, будут поверхностными или вообще неверными. Прочитаем контекст фразы о «горьком корне», а потом прочитаем, где в Торе (Пятикнижии Моисея) употребляется это выражение.

Поэтому укрепите опустившиеся руки и расслабленные колени, и прокладывайте прямые тропы для ног ваших, чтобы хромающее не совратилось, а лучше было бы исцелено

Ищите мира со всеми и освящения, без которого никто не увидит Господа, наблюдая, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горькийкорень, вырастая, не причинил вреда, и чтобы им не были осквернены многие, 

чтобы не было какого блудника или далекого от Бога, как Исав, который за одно блюдо продал свое первородство. Ибо вы знаете, что и после того, желая наследовать благословение, он был отвергнут: ибо он не обрел покаяния, хотя и со слезами искал его. 

Ибо вы не приступили к осязаемому и поглощающему огню, ни к мраку, ни к темноте, ни к буре, ни к звуку трубному, ни к шуму словесному такому, о котором слышавшие просили, чтобы не было сказано им больше ни слова. Ибо не могли они вынести того, что было заповедуемо: если и зверь прикоснется к горе, да будет побит он камнями. И, так страшно было это явление, что Моисей сказал: я — в страхе и трепете. 

(Послание к Евреям 12:12-21, пер.еп.Кассиана)

В данных 10 стихах по крайней мере 11 ссылок на книги Танаха (Ветхого Завета), в том числе 9 ссылок на Тору (Книги Бытие, Исход и Второзаконие), один текст из пророка Исаии (Ис.35:3-10) и один на книгу Притч (Притчи 4:26). В принципе можно найти и больше, но даже такое количество упоминаний говорит о том, что данный текст не так прост, как кажется.

Вспомним, что в послании к Евреям, автор (возможно, Аполлос) обширно цитирует Тору, Пророков и Писания и говорит о том, что вера в Иисуса Христа и есть исполнение всех обещаний и пророчеств, именно в Нём ответ на все чаяния как еврейского народа, так и всех народов земли. В 11-й главе, «главе веры» мы читаем о героях веры прошлого, в 12-й же автор говорит о том, что читатели, имея такое количество свидетельств верных Богу людей, должны сами проявлять свою веру, проходя через испытания от Бога. И вот, говоря о наказаниях и испытаниях, он подводит к нашему тексту о том, что Бог ненавидит больше всего.

Прочитаем текст из конца книги Второзаконие о «горьком корне», завершающим обширный обзор благословений и проклятий за соблюдение и несоблюдение повелений Божьих (как и наш текст из конца Послания к Евреям). Итак, за чем нужно наблюдать?

Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Боганашего, чтобы ходить служить богам тех народов;

да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»;

и пропадет таким образом сытый с голодным; не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие завета сего, написанное в сей книге, и изгладит Господь имя его из поднебесной; и отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых, сообразно со всеми проклятиями завета, написанными в сей книге закона. 

(Книга Второзаконие 29:18-21, син.пер.)

Не просто конфликты

В послании к Евреям есть два выражения, которые говорят о том же, что и текст в книге Второзаконие — «ищите мира со всеми и освящения» и «чтобы кто не лишился благодати Божьей…не осквернились многие». Взяв только фразу «ищите мира», многие делают вывод, что речь идёт о конфликтах людей друг с другом, однако здесь важнее другое — святость, без которой будет потеряна благодать и появится нечестие. Но эти два качества связаны Иисусом Христом в Нагорной проповеди («Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими» Евангелие от Матфея, 5:8-9, пер.еп.Кассиана). Нельзя взять одно и забыть о другом, это связанные понятия.

Посмотрим пристальнее на текст из книги Второзаконие, где и говорится о человеке, который выращивает «яд и полынь» — он (а) уклоняется от Бога и Его повелений, но не показывает этого, а похваляется в своём сердце и счастлив в своей гордыне. Вероятно, такой человек не будет рассказывать или показывать своё неверие, он будет изображать праведность, вероятно, даже кричать о ней, рассказывать о своих достижениях и добрых делах, молиться напоказ, не заботясь о родителях, обкрадывая дома вдов и сирот.

И как Господь Иисус называл таких людей?

Лицемеры!

«…этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение из предо Мною есть изучение заповедей человеческих».

(Книга пророка Исайи 29:13, Евангелие от Марка 7:6-7).

Лицемерие — вот та горечь и тот ядовитый корень, который уничтожает как отдельных людей, так и семьи, как дружбу и любовь среди отдельных учеников Христовых, так и целые общины. Иуда заразился этой отравой и стал «сыном погибели» (Ин.17:12), некоторые фарисеи и книжники, имея зависть и злобу, которую скрывали от всех, распяли Мессию (Христа). Да, и каждый верующий, который не первый день в Церкви Христовой, может вспомнить, какие разрушения производили люди, о жизни которых вдруг открывались весьма неприглядные факты. Сколько людей, узнав о злоупотреблениях и сокрытии грехов в церквях, вообще не хотят ничего слышать о христианстве, называя всех верующих лицемерами?

Что же делать?

Берите пример с Моисея, который в страхе и трепете перед Богом старался хранить свою святость, боясь нарушить повеления Господни. Старайтесь исправить то, что хромает, больно, ослабело или искривлено, помня об Исаве, который, не подумав, потерял благословение, ведь порой бывает уже поздно что-либо изменить. Меняйте прежде всего себя и будьте свидетельством для других «делом и истиной», а не на словах лишь только (1Ин.3:18). И помните о том, что впереди прекрасная перспектива — свет, радость, торжество, и Сам Господь Иисус во главе всего.

Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога Живого, небесному Иерусалиму, и к тьмам ангелов в торжествующем собрании, и к Церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства, и к Посреднику Нового Завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, чем кровь Авеля.

Смотрите, не отвергните Говорящего. Ибо, если не избежали наказания те, которые отвергли возвещавшего на земле, — то тем более мы, которые отвращаемся от Того, Который с небес; тогда Его голос поколебал землю, теперь же Он обещал, говоря: еще раз Я потрясу не только землю, но и небо. А слова «еще раз» указывают на изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло не колеблемое.

Поэтому, принимая Царство непоколебимое, будем держаться благодати, и ею да служим благоугодно Богу с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть также огонь поедающий.

(Послание к Евреям 12:22-29, пер.еп.Кассиана)

Итак, «горький корень» — это религиозное лицемерие, и его надо искать прежде всего в своём сердце, понимая, как опасны его плоды и помня, что Бог повелевает нам служить ему в святости, благоговении и страхе с искренним сердцем, полным любовью к Нему и к ближнему. Выдирайте эти корни без жалости и сомнения!

Благословений во Христе Иисусе, мира и благодати!

Автор: Марат Загидуллин (@MaratZa в Telegram)

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).

Заходите на Яндекс Дзенв Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.