Псалом 14. Кто может быть с Богом?

Многие люди, как верующие, так и неверующие мало задумываются о том, что земная жизнь каждого человека раньше или позже закончится. Однако, в Библии упоминание о временности нынешнего состояния человека подчёркивается много раз, человек по-настоящему ищущий Бога размышляет об этом, хранит это в своём сердце, понимая, что дни земной жизни могут закончиться внезапно, совершенно неожиданно. И осознание этого приводит человека в состояние духовного бодрствования, постоянной готовности в любой момент предстать перед Богом.

Но в чём конкретно заключается верное отношение к Богу, себе и окружающим?

Прочитаем короткий, но очень насыщенный и полезный для обучения верующего человека псалом.

1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
(Пс.14:1-5)

Суть этого псалма заключена в разъяснении начальных вопросов (ст.1), которые задаёт Давид. Точно неизвестно, по какому поводу был написан этот псалом, но исследователи (например, Ч.Сперджен «Сокровища Давида. Том 1, А.П. Лопухин) считают, что, по всей видимости, псалом был написан в связи с перенесением ковчега завета на Сион. Похожие мысли содержатся и в Пс.23 (в частности, Пс.23:3-6), однако, именно в этом псалме раскрывается тема земного пути праведного человека, что, в частности, указывает, что единственный Человек, Который в полной мере исполнил и это место Писания — это Иисус Христос. Об этом же косвенно может свидетельствовать употребление единственного числа в Септуагинте.

Интересно, что основные мысли этого псалма цитирует пророк Исаия, который пророчествовал о вавилонском плене и грядущем пришествии Мессии.

14 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» —
15 Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;
16 тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.
(Ис.33:14-16)

Но вернёмся к первому стиху — здесь задаётся два вопроса — кто может пребывать в жилище Твоём? и кто может обитать на святой горе Твоей?

Чтобы понять, о чём, собственно, спрашивает Давид, рассмотрим глаголы, которые здесь употребляются и о чём они нам говорят.

В первом вопросе речь идёт о земной жизни, временном пристанище, «жилище» (слово, обозначающее шатёр, палатку и скинию): глагол «пребывать» (гр.παροικήσει (паройкЭсей), ивр. יָגוּר (гур)) имеет значения «жить как гость, пришелец, переселяться» и подобные. В Новом Завете, например, данное слово употребляется 3 раза: в Лк.24:18 (…Ты один из пришедших в Иерусалим…), Еф.2:19 (…вы уже не чужие и не пришельцы…), Евр.11:9 (…Верою обитал он на земле обетованной…), в Ветхом Завете он употребляется в этом же значении, например, в Быт.21:23 (…и землею, в которой ты гостишь…), Пс.93:17 (…вскоре вселилась бы душа моя…) и ряде других текстов (посмотреть все места можно здесь по гр.глаголу и здесь по ивриту).

Во втором вопросе речь идёт уже о небесном, глагол «обитать» (гр. κατασκηνωσει (катаскэнОсей), ивр. יִ֝שְׁכֹּן (шохАн)) обозначает состояние, когда кто-то живёт постоянно, находит пристанище и покой, а также вьёт гнёзда.

При этом оба глагола стоят в будущем времени в Септуагинте, что может означать опять-таки, что речь идёт о Христе, ведь на момент написания псалма Его земная жизнь ещё не началась, она ещё произойдёт в будущем.

Итак, мы видим, что этот Псалом (как и Пс.1, например) говорит о некоем идеальном состоянии и образе жизни, к которому нам нужно стремиться, чтобы прославить Бога. А это, собственно, главная тема этой книги (Техилим (ивр.) — буквально «восхваления»), которая является частью третьего раздела Танаха — Ктувим (Писания). Читая и повторяя этот псалом мы напоминаем себе о нашем собственном несовершенстве и восхваляем Бога, Который явил нам пример совершенства во Иисусе Христе.

Как же человек может прославить Бога в своей жизни?

Этот человек осуществляет следующие действия.

1. Действия, связанные с внутренним миром человека (ст.2, 4).

2. Действия, связанные с отношениями с другими людьми (ст.3, 5).

Можно увидеть две особенности строения текста: темы чередуются (внутренний мир-другие люди-внутренний мир-другие люди); о внутреннем мире говорится в утвердительном ключе («ходит, делает…», об отношениях — в отрицательном («не делает, не отдаёт…). Можно отметить, что в Пс.1 похожая ситуация («не ходит…не стоит…не сидит…размышляет…»), и этот принцип Иисус в Нагорной проповеди развивает от «неделания зла» к «деланию добра».

Итак, начнём с внутреннего мира (ст.2, 4):

А. Непорочность, святость.

Б. Праведность.

Г. Верные убеждения.

Д. Духовный взгляд на людей.

Е. Верность обещаниям.

«Тот, кто ходит непорочно…»

И, конечно, первое, о чём здесь идёт речь — это святость, потому что свят Бог, без святости Бога никто не увидит. И здесь верующему нужно брать пример со всех праведников, о которых мы читаем в Писании — никто из них кроме Христа не был безгрешен, они осознавали собственное несовершенство и молили Бога о милости и стремились к Его святости.

«…делает правду…»

Здесь в греческом употребляется слово, обозначающее праведность, верность с причастием «делающий». Это некоторое состояние, в котором находится человек, желающий угодить Богу, о чём подробнее можно прочитать, например, в 1 послании апостола Иоанна, где жизнь на свету — это постоянный процесс «делания правды», это состояние жажды по праведности (1Ин.2:6).

«… говорит истину в сердце своём…»

Сердце в Библии — это не столько источник эмоций, сколько средоточие всего личностного, что есть в человеке, «лэбаб» (ивр.) — это и разум, и воля, и мысли, и чувства. Человек праведный наполняет свою личность истиной, хранит её в себе, размышляет о ней, чтобы поступать угодно Богу.

«…презрен отверженный, но который боящихся Господа славит…»

Для людей часто играют роль достижения в работе, материальное благополучие, физическая красота, но человек, который хочет угодить Богу оценивает то, насколько другие боятся Господа и заповеди Его исполняют. Здесь полезно вспомнить Евр.11, где среди героев веры много отверженных, униженных, живущих бедно, погибших за свою веру. Сам Господь не имел вида, который бы привлекал к Нему, был презрен и умален пред людьми (Ис.53), претерпел позорную смерть ради всех людей, и Его мы славим и берём пример с Него и подобных Ему.

Конечно, здесь не о том, чтобы быть высокомерным, мы помним, что Иисус сказал о молитвах фарисея и мытаря (Лк.18:9-14). Здесь о том, что ценно в глазах Божьих и тех, кто любит Его, а именно — преклонение перед Господом.

«…кто клянется (хотя бы) злому и не изменяет…»

Смысл этой фразы можно передать также такими словами «…клянется себе на зло», то есть, здесь речь идёт о том, как нужно относиться к собственным словам. Иногда очень невыгодно и даже может принести немалый вред выполнение различных обещаний — уплата налогов, соблюдение законов государства, честность на работе и в личной жизни. Человек может потерять массу возможностей и даже собственную жизнь. И это не имело бы смысла, если бы всё для человека заканчивалось в этой жизни, «ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем».

Итак, внутренне духовно сильный человек имеет стремление к святости и праведности, укрепляет истину в себе, верно относится к своим и чужим поступкам.

Теперь рассмотрим отношения с окружающими (ст.3, 5):

А. Избегание злых слов.

Б. Избегание злых дел.

В. Отвержение сплетен.

Г. Избегание жадности.

Д. Отвержение взяток.

«…не клевещет…»

Слово «рагаль» (ивр.) имеет одним из значений «разведывать», именно в этом обвинил Иосиф своих братьев, пришедших за хлебом (Быт.42:9), оно же употребляется именно в этом значении в книге Чисел, Второзаконии, книгеах Иисуса Навина, Судей, Царств и Летописи. Это отношение к ближнему, как к врагу, стремление узнать слабости, раскопать грязные тайны, обличить и сокрушить. Такому человеку бесполезно что-либо доказывать, он всё будет воспринимать «в штыки» и думать только о плохом. Верующему же заповедано любить ближнего, стремиться к единству, помня, что любовь терпит и надеется.

«…не делает искреннему своему зла…»

Здесь «искренний» — рейа рейа (ивр.) — друг, товарищ, ближний, сосед, любимый, «зло» — ра раа (ивр.) — зло, беда. А кто ближний наш мы видим из притчи Иисуса о самарянине (Лк.10:25-37), где Господь доходчиво объясняет, что милость важнее закона. Это вторая важнейшая заповедь, которая показывает, любит человек Блога на самом деле, а не только на словах, ибо если не любишь брата, которого видишь, как можешь любить Бога, Которого не видел?

«…не принимает поношения на ближнего…»

Данное качество характеризуется противодействием распространению зла, приходящего извне, от других людей. Слово וְ֝חֶרְפָּה (херпА) обозначает «поношение, посрамление, поругание, посмеяние, стыд, позор, срам». И зачастую, чтобы остановить сплетни, нужно просто сказать об этом сплетнику. И это необходимо делать каждый раз, когда это происходит, чтобы грех был обличаем и не распространялся подобно огню (Пр.26:18-28).

«…серебра своего не отдает в рост…»

Вообще, неплохо уметь зарабатывать деньги, но при этом нужно помнить, что жадность до денег сгубила некоторых фарисеев (Лк.16:14), епископ должен этого избегать (1 Тим.3:3), склонность к сребролюбию — показатель дурных времён (2 Тим.3:2), апостол Павел прямо называет сребролюбие «корнем всякого зла» (1 Тим.6:10), а в послании евреям автор убеждает доверять Богу, а не деньгам (Евр.13:5), о чём Сам Иисус говорил (Мф.6:24, Лк.16:13).

«…не принимает даров против невинного…»

Завершается перечисление качеств человека, угодного Богу, взятками в самом широком смысле, которые искажают действие правосудия. Дары ослепляют (Исх.23:8), и Сам Бог не может быть подкуплен ничем (Втор.10:17) в отличие от людей, занимающих высокое положение в обществе (Ис.5:23, Иез.22:12, Мих.3:11).

Итак, внутренне духовно сильный человек не совершает зло сам ни словом, ни делом, а также пресекает проявления зла со стороны других людей.

В Нагорной проповеди Иисус Христос учит о том, что человеку нужно быть святым, ибо свят Бог, но, конечно, мы не святы. Ни исполнением закона, ни добрыми делами мы никогда не достигнем того совершенства, о котором говорится в этом псалме. Но нам нужно славить Бога этими словами, ведь Он явил нам совершенство во Христе, Он показал нам, что делать, показал путь, истину и жизнь, которая в Сыне человеческом.

Выучите этот короткий псалом и повторяйте его, сверяя своё поведение с этим эталоном совершенства, указанным нам в Священном Писании, преобразуйте свой разум, чтобы угодить Ему и быть с Ним на Его святой горе!

Делитесь нашими материалами, подписывайтесь на новые материалы, поддерживайте нас и заходите ещё!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.