Пс 113:1-26: “Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его.
Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы. Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»? Бог наш на небесах; творит все, что хочет. А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит. Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит. Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
Господь помнит нас, благословляет нас, благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословляет боящихся Господа, малых с великими. Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим. Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим. Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.“
Как и в некоторых других случаях здесь можно увидеть ритм – обратите внимание на то, о чём этот псалом – о славе Богу. Бога славит и природа, и люди Божьи. Особенно важным здесь мне видится такая мысль – не нам слава, а Господу (“имени Твоему”).
Ритм же состоит в том, что стихи о людях чередуются со стихами о Господе. И в центре всего вопрос неверующих – “где же Бог их?”. Я думаю, не зря Господь поместил эту мысль в самый центр этого псалма, ведь часто самое главное в Библии говорится в середине текстов. Ведь о том же самом говорит Господь Иисус Христос в Мф.13, цитируя Исайю 5 главу о слепоглухонемых людях, которые подобны идолам – “делу рук человеческих”. Всё, что нужно, чтобы верить в Бога у них есть (Рим.1), но “имея глаза, не видят…”. И это предостережение и для верующих, ведь так хочется порой “осязать Бога”, увидеть, услышать, но Бог не таков, Ему нужна наша вера, основанная на невидимом (Евр.11). Люди же и плоды их рук дают видимость, но тогда Бог становится не нужен, земные упования вытесняют небесные обетования, и человек становится слепо, глух и далее по списку.
Мы же сонаследники Израилю, Аарону, боящиеся Бога должны уповать (букв.доверять) на Бога, помнить, что Он наша помощь и щит, Он благословляет уповающих (“Вот дело угодное Богу – доверьтесь Тому, Кого Он послал” – Ин.6:29), Он прибавляет “мерой утрясенной, нагнетённой…”
Пока мы здесь, в этой земной “палатке” будем же славить Того, Кто заставляет горы и холмы скакать, Кто раздвигает море и извлекает воду из камня. Аллилуйя (“славьте Господа”), ведь Он Бог живых, а не мёртвых.