Зачем жаловаться Богу?

В обществе все чем-то недовольны, даже глубоко верующие люди порой доходят до такого состояния, когда уже не могут устоять перед искушением жаловаться Богу, недоумевать и отчаянно просить о помощи. В жизни падшего человечества всегда будут поводы для недовольства – слишком жёсткий правитель, слишком слабый царь, бедность, болезни, войны, социальная несправедливость, недостаток свободы или излишняя свобода. Политики могут обещать многое, но никто из них не способен сделать так, чтобы народ успокоился и не бунтовал в той или иной форме. Точно так же и в жизни отдельного человека всегда будет что-то, что будет нарушать покой его сердца – мы все стареем, у кого-то есть проблемы со здоровьем, у кого-то сложности в личной жизни, кто-то имеет материальные затруднения или психологические вызовы.
Верующий человек, казалось бы, должен быть лишён этого стресса, потому что его устремления должны быть не на земле, а на небесах. Но в реальности получается так, что хотя сердце там, в духовных высотах, душа и тело по-прежнему нуждается в удовлетворении физических потребностей, которые отнимают много времени и сил. Настолько много, что порой сама жизнь уже кажется невыносимым бременем, когда уже и смерть является приобретением (Флп.1:21). В такой ситуации человек и начинает жаловаться, но эти жалобы могут иметь разные последствия. Посмотрим на примеры из книги Чисел, чтобы разобраться, нужно ли жаловаться и как это делать, чтобы потом не пожалеть.
“И стал народ как бы роптать на злое в слух Господа.
И услышал Господь, и возгорелся гнев Его, и загорелся у них огонь Господень, и пожрал край стана.
И возопил народ к Моше (Моисею); и помолился Моше Господу, и утих огонь.”
(Числа 11:1-2, здесь и далее, пер.Давида Йосефсона)
Первый повод для недовольства не вполне понятен, здесь упоминается только некоторое “злое”, о котором они подняли ропот. Предполагается, что это недовольство возникло после трёхдневного перехода, во время которого были видны все сложности жизни в пустыни. Даже родственник Моисея, Ховав, не хотел идти, ему казалось, что ему будет лучше на своей земле, чем среди кочевников. Народ же израильский не имел ничего – ни земли, ни городов, ни полей и виноградников, мимо которых они проходили. Жалобщики описаны просто как “народ” без всяких определений (“народ Божий”, “народ израильский” и т.п.), они словно отрекаются от обещаний Божьих и от Самого Господа, увидев тяготы путешествия. После того, как Бог реагирует на это огненным наказанием, они просят заступничества у Моисея, по молитве которого огонь утихает. Но эффект был недолгим, они забыли о делах Господних достаточно быстро, и начался новый ропот. Чтобы лучше понять состояние Израиля в тот момент, стоит прочитать целиком Псалом 77 о том, как “возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть…неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим” (ст.7-8). А также изучить Псалом 105 о милости Господней к Своему народу. В обоих этих псалмах в сжатом виде упоминается история восстаний израильтян против Бога, и какой урок стоит вынести из неё. А мы продолжим 11-ю главу книги Чисел:
Сброд же, который был в их среде, стал проявлять прихоти,
заплакали опять и сыны Исраэйля (Израиля)…”
В синодальном перводе говорится о “пришельцах”, что, вероятно, взято из Септуагинты, где употребляется слово “пришелец” (в ед.ч. – гр.επίμικτος – эпИмиктос). То же слово на греческом языке употребляется в Исх.12:38 (“…множество разноплемённых людей вышли с ними…”) и Неем.13:3 (“…иноплемённое…”). На иврите же здесь единственный раз в Ветхом Завете используется слово “аспесуф” – “толпа”, “сборище”, “сброд”. И это важное упоминание о том, что израильский народ, призванный быть примером поклонения Богу, народом священным, оказывается подвержен влиянию языческого меньшинства, которое стало проявлять прихоти.
С первого взгляда может показаться, что недовольство вызвано какими-то незначительными обстоятельствами – разнообразием питания. Но язык Писания в этом месте отсылает нас к тому моменту, с которого начались проблемы всего рода человеческого:
“И увидела жена, что дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз…”
“Прихоть” – это не просто желание излишеств, это сильное желание обладать чем-либо, иноплеменники в данном случае возбудили в израильтянах стремление к прошлому, которое переместилось с еды на весь образ жизни. Они стремились в Египет, где ранее чуть было не стали идолопоклонниками наравне со своими хозяевами египтянами. Бог обеспечил Свой народ всем необходимым, “…не было у них нехватки: платье их не изнашивалось, а ноги их не отекали” (Неем.9:21), именно поэтому далее даётся описание манны – как она выглядела, как её собирали и употребляли в пищу. Манна давалась в необходимых количествах каждый день кроме субботы, более того, претензии по поводу мяса также были необоснованы, потому что у них были животные, которые приносились в жертву, и часть этого мяса можно было есть. Но этого было мало, им хотелось ещё и рыбу, огурцы, дыни, и лук, и репчатый лук, и чеснок. Ненасытная душа всегда найдёт, чего ей не хватает, но здесь эти желания привели к тому, что они гнев Господень снова возгорелся на народ. И это было последней каплей в чаше терпения Моисея:
“И сказал Моше Господу: зачем сделал Ты зло рабу Твоему, и отчего не нашёл Я милости в глазах Твоих, что возлагаешь бремя всего народа этого на меня?
Разве я носил во черве весь народ этот, или родил я его, что Ты говоришь мне: неси его в лоне твоём, как носит пестун грудного младенца, в землю, которую Ты клятвенно обещал отцам его? Откуда у меня мясо, чтобы дать всему народу этому, когда плачут они предо мною, говоря: “дай нам мяса, и будем есть”? Не могу я один нести весь народ этот; это слишком тяжело для меня. Когда же Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашёл милость в глазах Твоих, чтобы не видеть мне бедствия моего”.
Молитва Моисея рождает множество ассоциаций, например, можно вспомнить, как просили себе смерти Иов и Иона, когда не могли вынести тяжести обстоятельств. Но более тревожная ассоциация возникает со словами, что он не нянька для народа – практически теми же словами говорил Каин: “Разве я сторож брату своему?”.  Но более поразительно то, что Бог в ответ предлагает Моисею решение его проблем – исполненных Духом начальников народа. Здесь мы видим, что совет Иофора, тестя Моисея, сработал не вполне эффективно (Исход, гл.18) – недостаточно просто уважаемых людей, необходимо, чтобы они были ведомы Богом. Более того, Господь Сам устраивает народу  возможность увидеть всю безосновательность и опасность своих требований. Но Моисей словно ничего не слышит:
“И сказал Моше: шестьсот тысяч пеших – народ, среди которого я нахожусь, а Ты сказал:, Я дам им мяса, и они есть будут месяц времени”. Если мелкий и крупный скот будет зарезан для них, будет ли этого им достаточно? Если бы все рыбы моря собраны были для них, будет ли этою им достаточно?
И Господь сказал Моше: разве рука Господня коротка? Теперь увидишь, сбудется ли тебе слово Мое, или нет.
Можно подумать, что Моисей совсем потерял веру, но это не так. Вспомним, как Господь говорил с ним у несгораемой купины (Исход, гл.3-4), и мы видим отличие от рассматриваемоего сейчас диалога. Моисей долго отказывался идти в Египет, у него было множество различных аргументов, но когда Бог ответил на все возражения, он всё равно упрямился:
“…О, Господи! Пошли, через кого не пошлёшь. И возгорелся гнев Господень на Моше…”
(Исход 4:13-14а)
У несгорающего куста Моисей не хотел исполнить то, что от него ждал Бог, здесь же после разговора он пошёл и сделал в точности, что было сказано. Здесь и проходит тонкая грань между молитвой-жалобой и ропотом – в молитве человек излагает все свои сомнения, проблемы и недовольства, понимает, что он не справляется, что у него нет сил и ресурсов. Но, тем не менее, он продолжает делать то, что он может сделать, радуется, когда Бог отвечает на молитвы. Моисей видел единственным выходом из сложившейся ситуации свою собственную смерть, но Бог решил по-другому. Народ же ради исполнения своих желаний был готов пойти против воли Божьей и вернуться в Египет ради этого. И Бог показал народу, что они зашли слишком далеко:
“Мясо еще было в зубах их, еще не разжевалось, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ мором весьма сильным.
И нарекли имя месту тому Киврот-Аттаава (Могилы прихотей), ибо там похоронили людей прихотливых.”
Надо понимать, что в словах Господа, переданных Моисеем, можно было увидеть Его отношение к этим прихотям. Вероятно, были люди, которые раскаялись в своём восстании и не стали собирать перепелов. Интересно, что перепелиное мясо считается весьма полезным по сравнению с другими видами мяса, но у него есть следующие особенности: оно является переносчиком различных паразитов, способно накапливать ядовитые вещества из съедаемых птицами семян, а также вызывает расстройство пищеварительной системы при чрезмерном употреблении. В частности описываются случаи отравления мясом перепелов, которые употребляли семена цикуты и болиголова – при этом происходит восходящий паралич различных органов, когда у человека сначала парализуются ноги, а потом паралич доходит до органов дыхания, и человек теряет способность дышать. Данные симптомы могут проявляться уже через 1 час после употребления мяса в пищу, что вполне подходит под описание, что “мясо ещё было в зубах их…”. Возможно всё произошло иначе, но наказание Божье было стремительным и неотвратимым.
Пройдя эту ситуацию, Моисей столкнулся с критикой со стороны ближайших родственников – Мариамь и Аарона (глава 12), потом с восстанием всего народа после возвращения разведчиков (главы 13), восстанием Корея (главы 16-17), восстанием у вод Меривы (глава 20), где он “погрешил устами” и за это не вошёл в Землю Обетованную, восстание по малодушию народа и поражение змеями (глава 21), блуд народа и идолопоклонство (глава 25). Но после этого случая в Киброт-Гаттааве Моисей больше не жаловался, что у него нет сил, и он хочет смерти. И в конце пути, на горе Нево, была его последняя земная молитва, где он в последний раз услышал в ответ слова о том, что он, увидев землю в которую он вёл народ Божий, сам туда не войдёт. Книга Второзакония начинается и заканчивается словами об этом наказании (Втор.1:37, 4:21, 32:50, 34:4), которое Моисей в конце концов смог принять и смириться с ним. Все же, кто роптал на Бога и отвергал Его волю, умерли – и струсившие разведчики, и непокорные левиты, и другие недовольные израильтяне.
Жаловаться Всевышнему, как мы увидели, можно, но самое главное в жалобах то, что они должны приводить к тому, чтобы подчиниться воле Божьей и продолжать делать то, что Он хочет. А хочет Он того, чтобы мы доверились Сыну Его, Иисусу Христу, Который был послан к погибающему человечеству, не совершил ни одного греха и получил самое тяжёлое наказание вместо нас.
Его молитва в Гефсиманском саду – пример того, как можно делать не то, что легче, не то, что нравится, но то, чего хочет Отец Небесный!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.