Мало ли людей будут спасены?

Современный человек стремится к уникальности – ищет уникальную работу, место жительства, одежду, круг знакомств, он стремится развивать свои неповторимые особенности. Но зачастую за красивой ширмой самореализации стоит высокомерие, тщеславие, стремление возвыситься над другими. Вхождение в какой-либо закрытый клуб может стоить многого, и человек готов на всё, чтобы туда попасть, а потом сохранить своё место.

Недавно мир высоких технологий потрясла история биотехнологического стартапа Theranos, который обещал прорывную технологию проведения анализов крови с высокой точностью, скоростью и с небольшими затратами. Лицо проекта, Элизабет Холмс называли новым “стивом джобсом” в области медицины, инвестиции текли рекой, её фотографии были на обложках многочисленных журналов. Но через некоторое время выяснилось, что заявления руководства не соответствовали действительности, а вся затея прикрывала довольно посредственные достижения в области технологий. В настоящее время компания прекратила свою деятельность, а её руководители отвечают в суде по обвинению в мошенничестве и растрате. В документальном фильме “Долина хайпа” (Valley of hype – посмотреть) авторы высказали точку зрения, что Холмс стала жертвой атмосферы Кремневой Долины, где стартаперы стремятся к быстрому успеху и получению финансирования, но не обращают внимания на необходимость отчётности и честности при возникновении препятствий на пути к цели.

Иисус Христос вызывал и до сих пор вызывает многочисленные дискуссии, в частности, из-за своей непримиримой позиции по отношению к показной религиозности, лицемерию и высокомерию. Евангелист Лука рассказывает одну историю об этом.

И проходил Он по городам и селениям, уча и направляя путь в Иерусалим.

Сказал же Ему некто: Господи, верно ли, что мало спасаемых?

Он же сказал им: подвизайтесь войти узкой дверью, ибо многие, говорю вам, будут стараться войти, и не смогут. Когда встанет хозяин дома и затворит дверь, и вы, стоя снаружи, начнете стучаться в дверь и говорить: “Господи, отвори нам”, и Он ответит вам: „не знаю вас, откуда вы”, – тогда начнете вы говорить: „мы ели перед Тобою и пили, и на улицах наших Ты учил”, и скажет Он вам: „не знаю вас, откуда вы: отойдите от Меня, все делатели неправды”.

Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама и Исаака и Иакова, и всех пророков в Царстве Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут с востока и запада, и с севера и юга, и возлягут в Царстве Божием.

И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

(Евангелие от Луки 13:22-30)

Иисус и богатый юноша
Генрих Гофман. Иисус и богатый юноша

Для начала посмотрим, что происходит с Иисусом и Апостолами в этот момент времени. Главы 9–14 Евангелия от Луки рассказывают о том, как активно начинается проповедь о Царстве Божьем. 9-я глава рассказывает о том, как были посланы Двенадцать, чтобы проповедовать, исцелять больных и изгонять бесов, потом Господь уже вместе с Апостолами проповедует, исцеляет и изгоняет бесов. Кульминацией этого этапа является насыщение 5 тысяч человек и исповедание Иисуса Христом Апостолом Петром. Надо сказать, что подавляющее большинство слушателей Господа воспринимали только чудеса, но не самого Мессию, они искали насыщения и исцеления тела, но не души. На горе Преображения Пётр, Иаков и Иоанн впервые видят Царство Божье во всей славе, но им будет запрещено рассказывать об этом до Воскресения Спасителя.

Апостолы после всех чудес ещё не вполне отражают новые стандарты верующего человека, среди них возникают споры о том, кто из них больший, они отвергают того, кто не ходит с ними, они хотят низвести огонь с неба на неверующих. Также мы видим людей, которые не готовы принять радикальности призыва Христа о том, чтобы нести свой крест и поставить Его на первое место. Следующая 10-я глава (подробнее о ней здесь) начинается с того, что посылаются другие 70 учеников, чтобы проповедовать там, куда Сам Господь собирался идти. Они опять исцеляют, изгоняют бесов, но Иисус по возвращении их из этого путешествия снова призывает к самому главному – “Радуйтесь, что ваши имена записаны на небесах”[1]. В этой же главе мы встречаем вопрос о том, что нужно, чтобы наследовать жизнь вечную[2] и кто есть ближний человеку. Здесь мы также видим историю о Марфе и Марии, в которой поднимается вопрос о том, что не стоит упрекать другого верующего, если твой взгляд на правильное служение отличается от его/её взгляда. 11-я глава открывается вопросом о молитве и о том, что нужно постоянно наполнять свою жизнь, чтобы не стать обиталищем бесов. А закрывается глава многочисленными: “Горе вам!” к тем, кто успокоился на внешнем благочестии, не изменив своей внутренней сущности.

Далее мы читаем о том, что богатство легко уводит от Бога, но и бедность может увлечь постоянной суетой о жилье, еде и одежде. Иисус призывает хранить свои сокровища на небесах, потому что там, где сокровище, там будет и сердце. И снова мы видим истории о том, что не нужно смотреть на других, а самому быть постоянным в служении и в покаянии, иначе очередная башня Силоамская или Пилат могут стать причиной погибели. 14-я глава повествует о пирах земных и пире небесном, на который попадут далеко не все, ибо много званых, но мало избранных. Поэтому нужно нести свой крест, быть учеником Иисуса Христа, солью земли и светом мира.

Таким образом, мы видим, что евангелист Лука в этой части своей книги много говорит о Царстве Божьем и о том, что лицемерие и лицеприятия могут стать непреодолимой преградой на пути туда.

Но вернёмся к нашему тексту, в котором неизвестный человек задаёт Иисусу, казалось бы, невинный вопрос: “Господи, верно ли, что мало спасаемых?” Почему же ответ Господа так резок, что, вероятно, вызвал шок у вопрошающего?

Стих 13-й – это вся Его земная жизнь, сконцентрированная в одном предложении – “И проходил Он по городам и селениям, уча и направляя путь в Иерусалим”. Можно заметить, что Иисус шёл ко всем – и в города (полисы), и в небольшие посёлки (селения, деревни). Для Него была чужда стратегия – “сначала обращаем большие города, потом постепенно дойдём и до маленьких”. При этом Он нигде не останавливался надолго, потому что знал, что Его время ограничено. Он учил людей о Царстве Небесном, но перед Его глазами всегда стоял Иерусалим – место, где Он примет смерть на кресте за всех людей. Буквально можно перевести, что Он “творил/исполнял/совершал Свой путь к Иерусалиму”. Он учил, что путь к Богу лежит через Его смерть и воскресение, Он нёс Свой крест не только по пути на Голгофу, это была Его ежедневная работа. Ученик Иисуса Христа – это тот, кто понимает, что земная жизнь конечна, что здесь он не найдёт того, что ждёт его на небесах – полного покоя и единения с Богом. Он отвергает земные сокровища ради небесных, не привязывается к ним, не ставит их главной целью в жизни, для него земной комфорт не стоит выше райского блаженства, к которому он стремится. Поэтому ему легко, когда невзгоды вынуждают его переезжать с места на место, менять работу, окружение, даже болезни и сама смерть не страшат его, потому что всё это нужно для того, чтобы крепла вера и воспитывалось терпение и доверие Богу. Бог хочет принять всех людей, но люди зачастую склонны создавать замкнутые сообщества, в том числе и религиозные, которые скорее отдаляют от Бога, чем приближают. Поэтому вопрос неизвестного был так резко воспринят Христом.

Если посмотреть на использование грамматической конструкции, переведённой как “верно ли”, то мы увидим Петра, который в страхе кричит из лодки: “Если это Ты…”[3], как он, не зная, что делать, предлагает построить кущу на горе Преображения[4]. Также мы видим вопрос учеников: “Не ударить ли мечом?”[5], когда Иуда приходит предавать Иисуса. Марфа с сожалением и, возможно, упрёком говорит: “Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой”[6]. Наконец, мы наблюдаем за недоумевающими учениками, вопрошающими о восстановлении царства Израилю в начале книги Деяний[7]. Но всё это лишь слабое отражение того самого главного вопроса, который был задан в начале творения: “Подлинно ли сказал Бог[8]…”, того вопроса, с которого и началась вражда людей с Богом.

А ведь подобные вопросы нередко задаются, чтобы поставить под сомнение благость Божью. Например, люди говорят о североамериканских индейцах, у которых не было шанса услышать Благую Весть вплоть до открытия Америки или о жителях мусульманских стран, которые за всю жизнь могли не увидеть и не услышать христианского проповедники или прочитать Библию. Что уж говорить, в человеческой природе есть стремление говорить о судьбе других вместо того, чтобы подумать о своей собственной жизни и о том, угодна ли она Богу.

Нагорная проповедь
Нагорная проповедь

Иисус в ответ говорит то, что, Он говорил, вероятно, множество раз – “подвизайтесь войти узкой дверью”. Устаревшее слово “подвизайтесь”[9] на греческом обозначает состояние крайнего напряжения сил для того, чтобы добиться цели, буквально его можно перевести “агонизируйте, чтобы достичь”, “вложите все усилия”. Это далеко от того успокоенного состояния религиозно настроенного человека, уверенного в своём спасении на основании того, что он иногда ходит в храм или жертвует деньги в храме или на благотворительность. Во времена Христа таким основанием для самоуспокоения была принадлежность к израильскому народу, которая якобы автоматически предоставляла доступ в райские кущи.

Иисус учит, что для таких людей дверь в Царство Божье будет закрыта и не помогут призывы: “Господи, Господи” или апелляция к тому, что они присутствовали где-то рядом с Христом или с христианами. Господь называет таких вопрошающих “делателями неправды”, а это означает, что они не были трудящимися на ниве Господней, они были лицемерами, которые изображали святость, но были гробами побелёнными[10]. Слова о том, что в Царстве Божьем будут Авраам, Исаак и Иаков, и все пророки – явное указание на то, что речь шла об израильтянах. Для того, чтобы ещё более усилить эффект от данного высказывания, здесь говорится о представителях всех народов земли “с востока и с запада, с севера и с юга”, которые войдут в Царство Божье, “и последние станут первыми”. Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам о том, что Бог хочет возбудить ревность в израильтянах через уверовавших язычников[11], и он сам делает всё, чтобы его сродники спаслись и уверовали в Христа.

Иисус же обращается к стоящим рядом с ним: “Вы, стоя снаружи, начнёте стучаться…”, “…увидите…себя изгоняемыми вон…”. Страшно услышать такое от Господа, а ведь Он знал, кто будет верен, а кто не уверует. Много ли в окружающей толпе было таких людей или вообще все, никто не знает кроме Одного Бога. Поэтому и нам не стоит сейчас обсуждать, спасутся ли представители той или иной конфессии или религиозной группы, не будем осуждать отступников или грешников, по словам Апостола Павла не будем судить никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения…[12] При этом будем судить себя, приносить Богу покаянные молитвы, стремиться стяжать Духа Святого, говорить о Царстве Небесном и Евангелии, стремиться к святости, без которой никто не увидит Бога.

Конечно, всегда есть искушение смотреть на других, ведь и сам Апостол Пётр не удержался и спросил Христа о “любимом” ученике[13]. Но Господь тогда остановил Симона и сказал: “Что тебе до того? Ты следуй за мной!” Много ли спасётся, мало ли спасётся – это будет решать Бог, мы же будем себя считать слугами, не заслуживающими благодарности, рабами, подчинившимися Господу, овцами, следующими за Пастырем, крепко утверждёнными Духом Его во внутреннем человеке, чтобы уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы исполниться всей полнотой Божьей[14], обрести мир Божий и войти в Его покой[15].

Постараемся войти в узкую дверь!

[1] Евангелие от Луки 10:20

[2] Также в Евангелии от Луки 18:18

[3] Евангелие от Матфея 14:28

[4] Евангелие от Матфея 17:4 “Если хочешь, сделаем три кущи…”

[5] Евангелие от Марка 22:49

[6] Евангелие от Иоанна 11:21

[7] Деяния 1:6

[8] Бытие 3:1

[9] Гр.ἀγωνίζεσθε – агони́дзэстэ

[10] Евангелие от Матфея 23:27

[11] Главы 10-11

[12] 1-е Коринфянам 4:5

[13] Евангелие от Иоанна 21:21

[14] Ефесянам 3:18-19

[15] Евреям 4:10

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.