Псалом 9. Страх перед людьми

Мы все живём среди людей и в той или иной степени зависим от их поступков и отношения к нам. Зачастую мы поступаем определённым образом, чтобы так или иначе возвыситься над другими – стать влиятельным, независимым, известным, отличающимся в своих собственных глазах или в глазах окружающих. В случае неудачи возникают беспокойства, подавленность и неуверенность. Христианину, с одной стороны, должно быть легче, потому что он живёт не благодаря своей эффективности, а по милости Божьей. Но, с другой стороны, зная о святости Божьей, может грустить и отчаиваться, видя собственные недостатки и неудачи. Сегодня будем рассматривать 9-й псалом – о том, как верующий человек пытается справиться со злом этого мира и кажущимся молчанием Бога по этому поводу.

Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.

Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим, ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.

Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.

Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.

Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они[1].

Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его; говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда».

Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных.

Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

(Псалом 9)

Девятый псалом представляет собой спорное место в разных традициях перевода Библии. В западной и еврейской традиции он разбивается на две части – с 1-го по 21-й стих он считается девятым, а далее уже идёт 10-й псалом. В восточной традиции, взятой из Септуагинты это один псалом в связи с тем, что он представляет собой акростих – то есть каждый последующий стих начинается с новой буквы еврейского алфавита. Таких псалмов в Псалтири восемь, в том числе самый большой – 118-й. Действительно две части этого 9-го псалма очень сильно отличаются по интонации – первая – радостная и возвышенная, вторая – скорбная и приземлённая.

В то же время они связаны общей идеей – страхом перед людьми. Автор псалма пытается успокоить своё сердце, которое разрывается между тем, чтобы думать о величии Бога, Его могуществе, любви к верным Ему людям и будущем суде и процветанием нечестивых, их победах и угнетении верующих. Выражением этого состояния является крик, расположенный в самой середине псалма: “Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?”

Эта мысль связывает псалом через два глагола, с которыми псалмопевец обращается к Богу: “да не преобладает человек” (ст.20) и “да не устрашает более человек” (ст.39). Разберёмся с этими двумя словами подробнее.

“Преобладает” (ивр.АЗАЗ) – слово со значениями “укрепляться”, “быть сильным”, “преобладать”, “не покоряться”, “не повиноваться”. Используется в Ветхом Завете для описания различных противостояний между людьми, а также для обозначения преимущества силы Божьей перед людьми. Первые два раза оно употребляется в книге Судей – в первом случае для описания победы судьи Гофониила над месопотамским царём Хусарсафемом.

На нём был Дух Господень и был он судьёю Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема.

(Книга Судей 3:10)

Вся история (Суд.3:1-11) здесь заключалась в том, что Господь оставил некоторое количество языческих народов для того, чтобы испытывать верность Израильтян, но Израиль часто отступал от верности Богу, и тогда Он посылал судей, которые на некоторое время исправляли ситуацию. Надо сказать, что некоторые судьи были далеки от духовного идеала, например, Гедеон (Книга Судей, главы 6–8), который пришёл во времена очередного отступления божьего народа и последующего наказания от Бога.

Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет.

Тяжела[2] была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления.

(Книга Судей 6:1-2)

Далее по порядку ветхозаветных книг идёт рассматриваемый псалом, где в первой части в параллели с книгой Судей Бог побеждает, а во второй временно побеждают злодеи. В 51-м псалме Давид пишет следующие слова в связи ужасным злодейством Доика Идумеянина[3].

Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем.

(Псалтирь 51:9)

Вспомним, что сделал этот человек. Во-первых, он донёс царю Саулу на священника Ахимелеха, который дал Давиду меч и хлебы предложения. Во-вторых, он убил всех священников, 85 человек, кроме сына Ахимелеха. Наконец, уничтожил город священников, истребив там всех людей, включая женщин и младенцев, а также домашний скот. И в этой ситуации мы видим очевидную истину – если человек не полагается на Бога, не растёт в своей вере, то он становится всё хуже и хуже в духовном отношении.

В книге притч говорится о распутной женщине, которая своим поведением увлекла неразумного человека.

Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему…

(Притчи 7:13)

Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.

(Притчи 7:21)

Как видно из этой истории, сила людей, искушающих других, может быть не только военной, административной или физической. Это может быть сила убеждения, умение соблазнить человека на путь греха, а также самоуверенность и высокомерие. И противостоять подобным искушениям может только тот, у кого его собственная сила заключена в Боге. Об этом же говорится и в следующем тексте из книги Притч.

Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

(Притчи 21:29)

Нечестивый человек может выглядеть хорошо, быть успешным в своих делах, однако, вся его сила ведёт его по скользкой дорожке греха, уводит с узкого пути[4] в Царство небесное.

В книге пророка Исаии говорится о том, как люди пытаются найти силу в сильных государствах, которые кажутся надёжной опорой, но без Бога надежда на них бесполезна.

Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.

(Книга пророка Исайи 30:1-2)

20-й век показал, что государства, имеющие огромное политическое влияние, появляются и исчезают. Зачастую эти государства развязывают кровопролитные войны и угнетают собственных граждан, что в итоге приводит к их ослаблению. Люди, живущие под властью тиранов, теряют самостоятельность и надежду на Богу, вместо которого главным для них становится государство в лице одиозного лидера. В древнем мире огромной силой обладали такие страны как Египет, Вавилон (территория современного Ирака), Персия (современный Иран), Сирия, Римская империя, Греция. Сейчас мало кто может показать на карте, где находились эти государства, а когда-то в них жили множество людей, фактически поклонявшихся государственной системе или фараону, царю или кесарю.

Наконец, в книге пророка Даниила говорится о различных войнах, победа в которых придаёт некоторую уверенность, но она не длится долго.

И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его. И ободрится войско, и сердце царя вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее.

(Книга пророка Даниила 11:11-12)

Различные успехи, в частности военные победы, могут сделать человека самоуверенным. Он может добиться ещё многого, а может всё потерять или проиграть. Правителей не раз предавали самые близкие люди, военачальники, телохранители, слуги, они могли неожиданно заболеть или стать жертвой несчастного случая. Никакой предыдущий опыт не может быть выше веры в Бога, эта сила и уверенность мнимые и могут быть потеряны в любой момент.

Настоящая сила, крепость и уверенность могут прийти только от Бога и Его мудрости.

Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты сделал для нас!

(Псалтирь 67:29)

Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!

(Псалтирь 88:14)

Когда Он уготовлял небеса, я (мудрость) была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

(Притчи 8:27-31)

Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.

(Екклесиаст 7:19)

Теперь рассмотрим второе слово – устрашает (ивр.АРАЦ). Это слово употребляется несколько раз в книге Второзаконие (1:29, 7:21, 20:3, 31:6), а также в книге Иисуса Навина, когда Бог лично и через Моисея говорит о том, чтобы Израиль не боялся языческих народов, которые находились в Земле Обетованной и по дороге к ней. Ведь Бог уже доказал Свою силу, победив самую могущественную страну того времени – Египет, причём для этой победы израильтянам даже не нужно было сражаться.

Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь.

(Книга Иисуса Навина 1:9)

В книге Иова говорится о том, что человек лукавый и лицемерный боится, чтобы его грехи не вышли наружу и сторонится человеческого общества.

Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня, и я молчал бы и не выходил бы за двери.

(Иов 31:33-34)

Этот страх знаком каждому, потому что у каждого есть, что скрывать, есть какие-то тёмные страницы биографии, о которых он не хочет говорить.

Однако, страх может быть полезным, например, в 88-м псалме говорится о страхе Божьем, который появляется среди тех, кто обладает верой.

Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.

(Псалтирь 88:8)

В книге пророка Исаии говорится о правильном и неправильном страхе.

Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.

Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!

(Книга пророка Исайи 8:12-13)

Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лицо его более не побледнеет.

Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святого Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию.

(Книга пророка Исайи 29:22-24)

Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь.

(Книга пророка Исайи 47:12)

Кроме страхов неудач и страхов перед оценкой со стороны окружающих людей есть ещё туманный страх заговоров. Сейчас очень распространены различные теории о тайных организациях и людях, которые правят миром за кулисами видимых политических процессов. Но и на микроуровне люди опасаются сговора коллег, родственников, соседей, друзей и знакомых. Целью заговоров в воображении человека может быть то, что для него наиболее важно – ценная недвижимость, продвижение по карьерной лестнице, отношения с конкретным человеком. И даже если никаких оснований для этого нет человек склонен их создавать, опираться на свои ощущения, интуицию, тайные знаки и тому подобные туманные сущности. Особенно легко поддаться этому страху, если ему подвержены окружающие люди, сообщество или граждане государства. Кроме теорий заговора очень популярные различные манипулятивные техники, которые якобы помогают управлять миром, привлекать деньги, избавляться от конкурентов и привлекать интересных людей. Раньше это называлось волшебством, чародейством, колдовством, сегодня это облеклось в более современные формы вроде отдельных направлений психологии, впрочем, и гороскопы пока никто не отменял. Однако, у Господа есть вполне определённое отношение ко всему этому – Бог просто оставляет идолопоклонников погибать в своих заблуждениях, которые они возлюбили больше Творца всего сущего.

Вот они, как солома; огонь сожёг их; не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним.

(Книга пророка Исайи 47:14)

Девятый псалом повествует о том, что человек боится других людей, государства, он склонен к тому, чтобы доверять своим умениям или опыту – и это приводит к тому, что он перестаёт видеть и слышать голос справедливого и любящего Отца Небесного. Человек слаб и легко подпадает под влияние других людей, ищет у них поддержки и защиты, доверяет свою жизнь и безопасность, ему свойственно угождать окружающим, чтобы заслужить высокую оценку в их глазах. Он сомневается в своих планах, не уверен в будущем, его гнетут ошибки прошлого, ему нужны силы, чтобы справиться со своим беспокойством. Он видит несправедливость вокруг, успехи злых людей и страдания добрых, видит предательство, надменность, лицемерие и насилие – и не чувствует в себе силы что-либо изменить.

Верующий человек должен всё это увидеть в себе, чтобы подобно псалмопевцу воскликнуть: «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь себя во время скорби?». Это начало пути к освобождению от страхов и зависимости от людей и воспитанию в себе страха и зависимости перед Судьёй праведным, который успокаивает, обеспечивает всем необходимым для жизни и благочестия[5] и не даёт испытаний выше наших сил[6]. Это путь длиною в жизнь, но итог его – окончательное освобождение и вечная жизнь в славе Божьей, радости и торжестве со всеми святыми.

[1] Здесь в западной традиции начинается 10-й псалом

[2] Букв.крепла рука

[3] 1-я книга Царств, гл.21-22

[4] Евангелие от Матфея 7:13-14

[5] 2-е Послание Петра 1:3

[6] 1-е Коринфянам 10:13

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.