Третий лишний? (Притча о минах. Евангелие от Луки 19:10-28)

Многие люди склонны видеть в себе хорошее и преувеличивать положительные стороны своего характера и, соответственно, преуменьшать свои недостатки. Когда мы смотрим фильм или читаем книгу, мы, как правило, ставим себя на место Супермена или Золушки и редко на место Кащея Бессмертного или Джокера (впрочем, Хит Леджер здесь дал дополнительную пищу для размышлений).
Интересно, что точно так же люди, изучая Библию, склонны ставить себя на место апостолов или пророков, и гораздо реже на место Иуды, фарисеев или Манассии, сына Езекии. Однако, поступая так, мы закрываем своё сердце к учению, которое может нас изменить. Сегодня мы рассмотрим одну из притч Иисуса Христа и попробуем вынести полезные для себя уроки.
Прочитаем следующий текст из Евангелия от Луки и попробуем разобраться, кто мы среди героев этой притчи.
Евангелие от Луки 19:10-28:

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.

Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами».

И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

Пришел первый и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришел второй и сказал: «господин! мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «и ты будь над пятью городами».
Пришел третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».
Господин сказал ему: « твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?»

И сказал предстоящим: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин». И сказали ему: «господин! у него есть десять мин». «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною».

Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
(Русский синодальный перевод)

Итак, мы прочитали притчу, теперь задайте себе следующий вопрос: кто я среди героев этой притчи?

Возможно, я — первый слуга, который принёс самый большой доход, возможно, я — второй слуга, который принёс доход меньший. Может быть, я — третий слуга, который хранил доверенное имущество в платке, а может быть, я — враг, который не хочет, чтобы господин пришёл и правил?
Проведите некоторое время в размышлениях об этом, возможно, стоит ещё раз перечитать текст, подумать, взвесить все «за» и «против», и только после этого принять то или иное решение.

А мы посмотрим сначала на обстоятельства написания текста и те особенности, которые видны в нём. Эта притча была сказана сразу после истории обретения веры богачом Закхеем, начальником над сборщиками налогами из Иерихона («старший мытарь»Лк.19:1). То, что Иисус избрал его дом для посещения не понравилось многим, на что Господь сказал, что Он «пришёл взыскать и спасти погибшее». Именно разъясняя эти слова, Он рассказывает притчу о минах.
Вторым важным обстоятельством, которое видно из текста, является то, что Он шёл в Иерусалим, об этом говорится до и после текста притчи. Это существенно, потому что именно в этом священном для многих городе, должно было произойти исполнение пророчеств о Мессии, Спасителе Израиля.

!!!ВАЖНО!!! Следует отличать эту притчу о минах от притчи о талантах в Евангелии от Матфея (глава 25). Ниже список основных различий.

Притча о минах Притча о талантах
Место: по дороге из Иерихона в Иерусалим В Иерусалиме, «выйдя из храма»
Доверенное имущество: мины таланты
Количество слуг и имущество: 10 (всем по одной) 3 («каждому по силе» — 5, 2, 1) — имение
Повеление: «пустить в оборот» Нет конкретного повеления
Место хранения: в платке закопал в землю
Награда: города в управление — разная войди в радость — одинаковая
Наказание: забрать мину выбросьте во тьму внешнюю
Третий слуга: лукавый лукавый и ленивый
Путешествие господина знатного рода: чужая страна, получить царство дальняя страна (без определённой цели, о знатности не говорится)
Наказание врагов Нет упоминания
Способ заработка: Мина принесла Я приобрёл
Прибыль: в 5 и в 2 раза В 2 раза
Евангелист Лука Евангелист Матфей

Можно найти и другие отличия, но нам в данном изучении стоит только отметить, что это разные притчи, поэтому мы сосредоточимся на том, о чём сказано в притче о минах, не присоединяя обстоятельства притчи о талантах.

Во-первых, определимся с понятиями:
Мина — греческая серебряная монета, мера веса (~720 гр.), мера стоимости равная 60 сиклям.
В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину. (Книга пророка Иезекииля 45:12)
Упоминается в 3Цар.10:17 щит из трёх мин золота, Ездра 2:69, Неем.7:71-72 пожертвования серебром.
Во-вторых, отметим, что данная притча имеет историческую основу:

прообразом господина является этнарх Самарии, Иудеи и Идумеи — сын Ирода Первого — Архелай, который после смерти своего отца поехал к императору Августу для получения царства по завещанию. Его жестокость проявилась в кровавой расправе в Иерусалиме, в ходе которой погибло 3 тысячи человек. Когда он поехал в Рим, несогласные с его правлением собрали делегацию и ходатайствовали о непризнании завещания. Однако, власть была ему дана, но не был дан царский титул, он был лишь этнархом («народным начальником» от гр. «этнос» — народ и «архэ» — начало), впрочем, правил он недолго, и его владения перешли во владения Квириния, о котором упоминает Лука в начале своего Евангелия.

Подробнее о Квиринии здесь.

То есть, Иисус, чтобы спровоцировать реакцию на свою притчу, использует весьма болезненную страницу недавней истории, вторым раздражающим фактором было обращение к Христу ненавидимого многими грешника Закхея. Наконец, третим возбуждающим реакцию обстоятельством было ожидание скорого Мессианского царства, которое по мнению многих избавит народ от угнетения римлянами.
Итак, внимание было привлечено, посмотрим на действующие лица, их можно разделить на 4 группы: господин, хорошие слуги, плохие слуги, враги.

Начнём с тех, с кем проще всего разобраться — это враги. В греческом оригинале текста для из описания употребляются слова πολίτης (гр.полИтэс — (со)граждане, земляки), ἐχθρός (гр.эхтрОс — ненавидящий, враждебный), μισέω (гр.мизЭо — ненавидеть, питать отвращение). О них можно сказать, что они могли бы стать близкими людьми господину, потому что жили рядом, вероятно, были знакомы, возможно, учились вместе, имели общих знакомых. Но всё это перечёркивала их ненависть, переходящая в отвращение. Из текста притчи трудно сказать, было ли подобное отношение оправданным, но по примеру Иисуса мы видим, что порой для ненависти нет никакой обоснованной причины (Ин.15:23-25). И эти люди погибли по приказу господина (букв.были зарезаны, заколоты — κατασφάττω — гр.катасфАтто) как и нечестивые потомки Исава (подробнее об этом можно прочитать в книге пророка Авдия).
Надо сказать, что ненависть не является прерогативой людей неверующих или язычников, как может показаться на первый взгляд. Те, кто называл себя христианами, жестоко расправлялись с еретиками (порой совершенно необоснованно), вели «священные» войны, да и в современном мире религиозная ненависть и религиозный фанатизм живут и процветают.
?Подумай о том, что в твоём сердце по отношению к другим людям, ближним — любовь или ненависть, терпение или агрессия, желание выслушать и понять или уничтожить?

Второй персонаж — это господин (κύριος-гр.кЮриос-господин, Господь) — человек неоднозначный, одни ему послушны, другие — ненавидят, а третьи пытаются игнорировать его повеления. Однако, в нём видны следующие качества: стремление к порядку и организованность (он даёт поручение и проверяет их выполнение, он имеет планы на царство и делает необходимые для этого шаги), справедливость (за разные результаты он даёт разные дары, одобряет послушание и осуждает непослушание через наказания — тоже разные), честность и прямота, проницательность, умелое распоряжение властью и благородство.
Господин в данном случае явный прообраз Господа — он имеет власть, он судит, он управляет, он проникает в мотивы поступков людей, он всегда реализует то, что задумал, он справедлив, честен, открыт к общению. И, в то же время, в нём много загадочного, нам трудно понять до конца каков его характер, мы не знаем, например, как, где и у кого он получает царство, мы не знаем, что он сделал с семью другими слугами, о которых ничего не говорится. Возможно, из-за этого о нём есть много различных точек зрения, но, тем не менее, последнее слово всегда за ним, притча заканчивается его ужасающим приказом об умертвлении врагов.

?Подумай о том, какой ты управитель в своей жизни, в отношениях с подчинёнными или зависимыми от тебя людьми (например, с детьми) — стремишься ли ты к справедливости, щедр ли ты в поощрении послушания, строг ли ты при непослушании, упорядочена ли твоя жизнь, хороший ли ты пример в словах и в делах?

Наконец, слуги (или рабы — δοῦλος -гр.дУлос) — это люди зависимые в отличие от господина и его сограждан. Чтобы понять разницу между хорошими и плохими слугами, соберём их в таблицу.

Хорошие слуги (ἀγαθός — гр.агатОс — добрый, полезный) Плохие слуги (πονηρός — гр.понэРос — негодный, дурной, злой, лукавый)
Послушание (сделали то, что сказал господин, пришли, когда позвали) и верность Непослушность (7 вообще не пришли, третий не сделал, что просили)
Скромность (мина твоя принесла — аналогично с «сам я больше не живу, но живёт во мне Господь»-Гал.2:20) и смирение (в малом верен), вся слава господину Гордость (я считал и т.п.) и высокомерие, перекладывание вины на господина
Уважение (обращение «господин») Дерзость (ты…непреклонный, жнёшь, что не сеял и т.п.)
Краткость и конкретность, готовность дать отчёт Многословие, неготовность дать чёткий ответ
Независимость от общественного мнения (сограждане ненавидели) Лукавство и желание угодить всем (и не пошёл явно против, и не сделал, что просили)
Похожесть с другими слугами через послушание, но разные плоды Отличие и от хороших слуг («третий» буквально переводится «другой») и от других плохих (одни не пришли, другой не сделал), одинаковые по плохому результату
Полезность для господина (прибыль, возможность использовать в дальнейшем), прибыль двух хороших слуг в два раза превысила убытки от плохих. Бесполезность или вред (не принёс ничего, некоторые вообще не пришли, принеся убытки)
Точность в исполнении повелений господина  Эгоцентричность, стремление к собственным целям
Личные отношения с господином, готовность работать Отстранённость, отделение себя от господина
Близость (пришли первыми) Отдалённость (возможно, думал стоит ли приходить, ведь другие не пришли)

Начнём с хороших, интересно, что их двое — первый и второй, и они описаны немного по-разному. Их сходные качества описаны в таблице, посмотрим на различия. Первый «явился» (гр.παραγίνομαι-парагИномай — глагол составленный из двух слов — παρα — «около, рядом» и γινομαι — «быть, находиться»), этот глагол в Новом Завете больше всего употребляет Лука в Евангелии (8 раз) и в книге Деяний (21 раз, всего 29 раз из 37). Интересно, что этот глагол употребляется в ситуациях, где люди приходили с определенной подготовкой и имея конкретную цель — волхвы, Иоанн Креститель, Сам Иисус, Иуда в момент предательства, иудейские старейшины, просящие за сотника, ученики Иоанна Крестителя, Мать и братья Иисуса, друг из притчи о молитве, раб господина из притчи о пире, собравшиеся на суд против Иисуса, Савл, Пётр и многие другие. Каждый раз с этим словом мы видим целеустремлённость и подготовленность того или тех, кто являлся.
Вероятно, евангелист Лука, употребляя это слово, намекает на то, что первый слуга был не только хорошим исполнителем воли хозяина, но и ожидал его прибытия постоянно, поэтому и явился по первому зову. В контексте притчи (ожидание Царства Божьего и спасения погибших) это означает, что первый туда попадёт тот, кто его ждёт постоянно, каждый день, с минуты на минуту. Осознавая собственное недостоинство и милость Божью, такой человек каждодневно взывает об этом как в самом конце книги Откровение Иоанн Богослов.

Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

(Откровение 22:20-21)
Маранафа (Господь грядёт) пишет Павел в конце Первого послания Коринфянам, о скором пришествии Господа и исполнении пророчеств пишет апостол Пётр во втором своём послании, пророк Аввакум и многие другие пророки и апостолы.
Вторым отличием первого слуги было слово, которое он употребил, говоря о прибыли от мины (в синод.тексте этого различия не видно) — προσεργάζομαι — гр.просергАдзомай — приносить сверхприбыль. Первый слуга словно хвалится тем, какой отличный дар дал ему господин. Он своей жизнью исполняет сказанное в 9-й главе книги пророка Иеремии, о чём пишет в начале первого послания Коринфянам — «хвалящийся хвались Господом».
В ответ на такое поведение господин хвалит первого слугу, объясняет ему причины похвалы и назначает огромную награду, даёт власть (или свободу). Более того, первому ещё бонусом достаётся мина третьего слуги.
?Подумай о том, делаешь ли ты то же, что и первый слуга — исполняя заповеди и оказывая почтение Богу, ждёшь ли пришествия Господа каждый день, прославляешь ли Его за Его дары?

Теперь второй слуга, здесь стоит отметить, что он не «явился» как первый, а просто «пришёл» (ἔρχομαι — гр.Эрхомай — «приходить, идти»), обычное слово, которое употребляется и по отношению к третьему слуге, о котором мы поговорим позднее.
Надо сказать, что и по отношению к мине этот слуга употребил слово ποιέω (гр.пойЭо — «делать, творить, исполнять»), обычное слово употребляемое в широком спектре ситуаций.
Надо сказать, что по отношению к этому слуге господин употребил гораздо меньше слов, но, тем не менее, приравняв к первому по послушанию, дал больше ответственности. Но если первому он даёт повеление «будь власть имеющим», то второму говорит «становись», видимо, указывая на то, что есть ещё в чём расти.
Если первый слуга предстаёт неким идеалом, всегда готовым, верным служителем, всей своей жизнью прославляющим господина, то второй слуга гораздо больше похож на реального верующего, который порой «тормозит», не всегда может подобрать нужные слова, порой растерян, иногда не понимает, что происходит и чего хочет господин. Но, тем не менее, он старается исполнить волю господина, возможно, не так успешно, но со старанием, он признаёт его господство и угождает в меру сил.
?Подумай о том, есть ли в твоём сердце верность и преданность Богу и Его Слову даже тогда, когда не всё получается так, как хочется, продолжаешь ли ты молиться и изучать Его Слово даже тогда, когда кажется, что Он молчит, проблемы не решаются, непонятно, что делать?

В заключение поговорим о других слугах, в синодальном тексте словом «третий» переведено греческое слово ἕτερος (гЕтерос — «другой, иной, отличный»), это же слово Лука употребляет, говоря о служении двум господам (Лк.16), о конце света (Лк.17), о молитве фарисея и «другого» мытаря (Лк.18), «другим» был «разбойник благоразумный» (Лк.23). Впрочем, не всегда данное слово употребляется для качественного различия, но в данном случае третий явно противопоставляется первым двум. Рискну предположить, что и оставшиеся семь слуг, о которых ничего не сказано, тоже были «иные».

Так в чём же была его проблема и отличие?
Но начнём со схожих поступков — во-первых, как и второй слуга он пришёл (тот же глагол употреблён), во-вторых, он называет господина так же, как и первые два слуги, признаёт, что господин дал ему мину («мина твоя»). Но дальше начинаются различия, которые можно обозначить общим словом — «лукавство». Да, он признаёт на словах себя слугой господина, но фактически не исполняет то, что тот приказал. Да, он приходит на отчёт, но мотивы его совершенно другие. И господин указывает на явное противоречие в его словах. Также этот слуга дерзко обвиняет господина в своей бездеятельности, выносит суждения, придумывает какие-то нелогичные аргументы.
Он говорит, что боялся, что господин — человек жёсткий, но если бы это было так, то он бы выполнил прямое поручение. Скорее всего, услышав как был щедр господин к первым двум слугам, он подумал, что господин — человек мягкий и похвалит его за то, что он хотя бы сохранил данную ему мину и не обратит внимание на непослушание. Это и есть лукавство — говорить одно, а думать и делать — другое. Также вероятно то, что этот слуга решил угодить «и нашим, и вашим», он не стал демонстрировать свою лояльность, пуская в оборот деньги, боясь, что может навлечь гнев сограждан, которые ненавидели господина. В то же время, он не стал явно противоречить господину, имея козырь в рукаве в виде спрятанной мины. Интересен такой момент — он завернул (букв.«отложил в сторону») мину в платок, а не зарыл в землю, как обычно поступали с сокровищем (что, кстати, сделал третий слуга в притче о талантах), это слово σουδάριον (гр.судАрион — от него вероятно происходит русское слово «сударь») употребляется в Евангелии от Иоанна как то, что клали на лицо умершему (Лазарю — Ин.11:44, Иисусу — Ин.20:7), в Деяниях платки, которые находились рядом с апостолом Павлом, использовались для исцеления больных (Деян.19:12). Слуга, завернув серебро в платок, фактически похоронил его, но не совсем, а так чтобы в любой момент иметь возможность взять его. То есть, он просто спрятал его, но не с целью сохранить как было бы, если бы он закопал его, а чтобы быть готовым взять, если, например, хозяин не получит царство или погибнет. И это тоже лукавство — иметь возможность в любой момент выполнить поручение господина, но не делать этого, самостоятельно решая, как поступить.
Я думаю, главный посыл Иисуса был в том, чтобы люди сопоставили себя именно с третьим слугой, потому что два момента, о котором говорилось вначале — спасение и Царство Божье — слушающими Его были понимаемы неправильно. Они осуждали Иисуса за то, что Он пришёл в дом Закхея и считали, что Он как Мессия изгонит римлян и установит новое величественное Мессианское Царство, в которое они без всякого сомнения попадут, будучи избранным Божьим народом.
?Подумайте о том, какие качества третьего слуги проявляются в вашей жизни — непослушание Божьим заповедям, высокомерие, лицемерие и лукавство, двоящиеся мысли, попытки оправдать своё нечестивое поведение, сокрытие и пренебрежение Божьими дарами?

В заключение стоит отметить, что все персонажи данной притчи могут меняться местами — горячий христианин может стать холодным лицемером-законником и даже перейти в стан врагов Христа. Так и сильно ненавидящие Господа люди могут стать самыми преданными Его сторонниками (вспомните апостола Павла). И для того, чтобы сохранить верность Иисусу, мы должны постоянно задавать себе вопросы о том, а не «другие» ли мы Богу, не поступаем ли, как он, не гасим ли огонь Святого Духа, не скрываем ли светильник под кроватью. А также задавать себе вопросы о том, в чём ещё мы можем стать лучше, как второй слуга.

Господь близко!

Получайте новые материалы через следующие сервисы (нажимайте на название сервиса для перехода).

Подписывайтесь на Telegram!

Подписывайтесь на Twitter!

Подписывайтесь на Tumblr!

Подписывайтесь на Youtube (плейлист JCML.RU)!

А также можете подписаться на рассылку (форма слева).

Мы по-прежнему нуждаемся в Ваших молитвах и пожертвованиях для развития нашего служения, участвуйте в нём в меру сил и веры!

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.