Иисус родился не в хлеву

Рождество – это семейный праздник, когда люди стремятся провести время с семьёй, родителями, другими родственниками или друзьями. В эти дни не хочется быть одному, заниматься обыденными делами – хочется чего-то особенного, радостного, праздничного. Но в реальности дело обстоит так, что немало людей в эти дни могут озабочены совсем не праздничными хлопотами. У кого-то ребёнка сбила машина, и они проводят мучительные часы в ожидании обнадёживающего диагноза, кто-то вынужден работать, что было чем заплатить по счетам, у кого-то нет возможности иметь жильё, и он идёт в бесплатное убежище, чтобы было где переночевать. В Евангелии от Матфея говорится о разделении людей Христом по одному признаку – отношению к нуждающимся:

Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо голоден был Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и не напоили Меня; странником был, и не приняли Меня; наг, и не одели Меня; болен и в тюрьме, и не посетили Меня». Тогда ответят и они: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в тюрьме, и не послужили Тебе?»  Тогда Он ответит им: «истинно говорю вам: не сделав для одного из этих меньших, вы и для Меня не сделали».

(Евангелие от Матфея 25:41-45)

Это давняя проблема человечества – равнодушие по отношению к ближним – она хорошо описывается словами Каина: «Разве я сторож брату своему?»[1] Мы можем оправдывать своё безразличие по-разному: «Всем не поможешь», «Они же взрослые люди, должны сами решать свои проблемы», «Если нужно, попросили бы» и т.д. И в то же время, как дядюшка Скрудж из диккенсовской «Рождественской песни», мы думаем только о себе, имея возможности поделиться своими благами с теми, кому не так повезло в жизни. Апостол Павел говорит, что для удовлетворения достаточно иметь еду, одежду и жильё[2], всё, что больше этого уже может считаться богатством. Стремление же к обогащению – это сеть, которая приводит людей к гибели[3], поэтому чтобы не оказаться среди козлов на суде Божьем нужно делиться своим достатком, быть внимательным, щедрым и гостеприимным.

Кстати, об этом… Ключевым элементом рождественских событий является история о рождении Спасителя в хлеву для животных. Немало проповедей, гимнов и художественных произведений основаны на том, что Иосиф и Мария были отвергнуты всеми и вынуждены были рожать среди животных в одиночестве и дискомфорте. Однако, всё могло быть совсем не так, как мы себе представляем[4]. Если посмотреть на ключевой текст в данной истории из Евангелия от Луки, можно увидеть следующее:

…и родила Она Сына Своего первенца и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостинице.

(Евангелие от Луки 2:7)

Во-первых, слово «гостиница» (гр. κατάλυμα – ката́лума) обозначает не столько отдельно стоящее здание для приёма странников, но скорее отдельную комнату или пристройку, предназначенную для гостей или мероприятий. Например, евангелист Лука употребляет то же самое слово в ситуации, когда ученики готовили Пасху.

…и скажете хозяину дома: «говорит тебе Учитель: где покой[5], в котором Я вкусил бы пасху с учениками Моими?»

(Евангелие от Луки 22:11)

Когда речь идёт о постоялом дворе, Лука употребляет другое слово, в частности, в притче о добром самаритянине.

…и подойдя перевязал раны его, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу[6] и позаботился о нем.

(Евангелие от Луки 10:34)

Здесь речь действительно о месте, где за деньги останавливались путники, но в нашей истории речь не об этом.

Во-вторых, Иосиф и Мария из рода Давида, одного из величайших и уважаемых царей Израиля. Они приходят в Вифлеем, город, где у них непременно должны были быть родственники. Надо понимать, что закон гостеприимства – это не просто хороший обычай тех времён, это была неотъемлемая часть жизни верующего в Бога Израилева. Наиболее известным ветхозаветным примером стоит считать Авраама, принявшего Ангелов в свой дом[7] — так называемое «Гостеприимство Авраама» — случай, изображённый на иконе А.Рублёва «Троица». Но и до Авраама мы читаем об этом в книге Иова:

«Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему»

(Иов 31:32)

Апостол Павел также убеждает христиан в том, что забота о верующих и гостеприимство – это неотъемлемая часть жизни верующих[8]. Слово «гостеприимство» буквально означает «любовь к чужим»[9], то есть, к совершенно незнакомым людям, что уж говорить о ближайших родственииках. Поэтому картина того, что Святое Семейство было отвергнуто всеми родственниками и было вынуждено остановиться в случайном неприспособленным для жилья помещении выглядит невероятно.

Наконец, исторический контекст говорит нам о том, как были устроены дома среднестатистических жителей Палестины времён Христа. Это были однокомнатные помещения, в которых люди жили вместе с животными, при этом гостевые комнаты располагались либо на крыше, либо в пристройке к основному дому. Когда сын хозяина дома собирался жениться, он пристраивал дополнительное помещения для себя и своей будущей жены и когда строительство заканчивалось устраивал свадьбу. Намёки на это устройство дома можно увидеть в Библии.

И когда зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме.

(Евангелие от Матфея 5:15)

Этот текст имеет смысл только в том случае, если весь дом – это одна комната, иначе стены бы препятствовали проникновению света для всех, находящихся внутри.

И ответил ему Господь: лицемеры, не отвязывает ли каждый из вас в субботу вола своего или осла от яслей и не ведет ли поить?

(Евангелие от Луки 13:15)

Здесь мы встречаем слово «ясли», которое употребляется евангелистом Лукой при описании рождения Иисуса Христа. Это история о парализованной женщине и лицемерии иудеев, в которой, в частности, приводится пример того, что человек делал каждый день. Люди каждый день выводили животных из общей комнаты по вполне понятным гигиеническим причинам, а не только, чтобы они «попили».

И ещё одна деталь из описания Рождества.

И было: когда отошли от них на небо ангелы, пастухи стали говорить друг другу: дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что такое произошло, о чем Господь объявил нам. И они поспешили прийти, и нашли и Мариам, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, сообщили о том, что им сказано было об Этом Дитяти. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же все слова эти сохраняла, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё, что они увидели и услышали так, как было сказано им.

(Евангелие от Луки 2:15-20)

Кто это «все услышавшие», которые удивились рассказу пастухов? Если бы Иосиф и Мария были одни среди скота в хлеву, то кто удивился? Они уже знали всё то, что рассказали пастухи. Более того, здесь говорится, что Мария в противоположность удивившимся[10] сохраняла слова, слагая их в своём сердце. Единственными возможными людьми, которые могли оказаться в одной комнате с Марией, Иосифом и Младенцем Иисусом, во время прихода пастухов, были хозяева дома, вероятно, их родственники, которые не знали всех подробностей.

Как же разрешить вопрос с тем, что Иосифу и Марии «не нашлось места в гостинице»? Как мы знаем, они пришли вместе со множеством других людей на перепись в Вифлеем. Гостевая комната («гостиница») была занята теми, кто пришёл раньше их, и хозяева приняли их в свою основную комнату, где находились животные и ясли, заполненные соломой. Конечно, Сын Божий пришёл в этот мир не в богатый дом со множеством комнат, а в жилище обычной семьи, которая не понимала, Кого они приняли к себе на проживание. Спаситель пришёл на встречу к людям, чтобы они Его поняли. Он пришёл разделить с нами нашу жизнь, наши заботы и трудности, скорби и болезни. Каждый раз, когда мы помогаем нуждающимся, мы принимаем Христа в свою жизнь, в свой дом, в своё сердце. И Он приносит нам радость, покой и удовлетворение, которые не принесут украшенная ёлка, многочисленные подарки или изысканный ужин.

[1] Бытие 4:9

[2] Имея пропитание и одежду, и кров, удовлетворимся этим. (1-е Тимофею 6:8)

[3] Там же, ст.9-10

[4] Подробнее в этой статье: https://bit.ly/Iisus-rodi-ne-v-hlevu

[5] Или «комната», «помещение»

[6] πανδοχεῖον (гр) — пандоксэйон

[7] Бытие, глава 18

[8] Римлянам 12:13

[9] Гр. Φιλοξενία – филоксени́я, противоположность ксенофобия – боязнь чужих (других)

[10] Для противопоставления используется частица «же» (гр. δέ)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.