Йом-Кипур. Символика праздника.

Надав и Авиуд поражены Господом

Важнейший праздник, описанный в Танахе (Ветхом Завете) – это Йом-Кипур («Судный день», «День всепрощения»), когда люди подводят итог своей жизни за год, просят прощения и прощают других в 2017 году начинается вечером 29-го сентября и длится одни сутки.

История этого праздника описана в книге Левит (или Ва-йикра́ — «И воззвал»). Прочитаем, что было причиной этого праздника, а это было печальное событие. В этот раз будет много текста, так что приготовьтесь потратить время на это изучение.

“Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый*, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним.

И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь, и из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея.

И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея.

И сказал Моисей Аарону и Елеазару и Ифамару, оставшимся сынам его: возьмите приношение хлебное, оставшееся от жертв Господних, и ешьте его пресное у жертвенника, ибо это великая святыня**; и ешьте его на святом месте, ибо это участок твой и участок сынов твоих из жертв Господних: так мне повелено от Господа; и грудь потрясания и плечо возношения ешьте на чистом месте, ты и сыновья твои и дочери твои с тобою, ибо это дано в участок тебе и в участок сынам твоим из мирных жертв сынов Израилевых; плечо возношения и грудь потрясания должны они приносить с жертвами тука, потрясая пред лицем Господним, и да будет это вечным участком тебе и сыновьям твоим с тобою, как повелел Господь.

И козла жертвы за грех искал Моисей, и вот, он сожжен. И разгневался на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом; вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы должны были есть ее на святом месте, как повелено мне.

Аарон сказал Моисею: вот, сегодня принесли они жертву свою за грех и всесожжение свое пред Господом, и это случилось со мною; если я сегодня съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу? И услышал Моисей и одобрил.”

(Книга Левит 10)

*«Чуждый» («Зур» – «чужой», «посторонний», однокоренное слово «зара» – «тошнота», «отвращение»; в LXX ἀλλότριος – аллόтриос – «чужой», «посторонний», антонимы слова «святой»).

**«Святыня» («Кодэш» – «святость», «святыня», «святилище», в LXX ἅγια ἁγίων – хάгиа хагύон – «святое святых»).

История эта произошла во время странствования народа Израильского в пустыне, но она очень важна для современных христиан, это «прообраз» (τύπος – тЮпос – «образец, пример»), о котором пишет апостол Павел в послании Коринфянам (1Кор.10:1-13 «…всё это происходило с ними, как прообраз, написано же было для вразумления нас…поэтому кто думает, что он стоит, пусть смотрит, чтобы не упасть…»). Итак, история очень важная, нужно понимать её смысл и делать соответствующие выводы для своей жизни.

Посмотрим, что произошло, – два сына Аарона, священника, старшего брата Моисея принесли «чуждый огонь» и были поражены огнём «от Господа». Очень важно вот это замечание про огонь – «которого Он не велел им». Трудно сказать, почему этот огонь был «чуждым» (букв. «отвратительным») в глазах Господа, возможно, были взяты не те ингредиенты или из неправильного места или в неправильное время. Показательна в этом смысле история Саула, которого упрекает Самуил за самоуправство (1Цар.13:13-14 за самовольное всесожжение Саул лишается царствования, 1Цар.15:22-23 за сохранение для себя того, что было Божье («заклятое», «подлежащее истреблению») отторгается царство у Саула, а непокорность приравнивается к волшебству, а противление – к идолопоклонству). Противно Господу не то, как люди проводят богослужения, а то, что они делают это не таким образом, как Он повелел. Не обязательно ставить идола, чтобы быть идолопоклонником, не обязательно произносить магические заклинания, чтобы быть волшебником. Во времена Моисея нужно было просто придерживаться порядка, который через него передал Бог, в Церкви Христовой тоже есть порядок, о котором пишет апостол Павел в 11-й главе первого послания к Коринфянам – это порядок любви, заботы друг о друге, уважения, смирения и сердцем всего этого является участие в причастии Телу и Крови Христа. В 1Кор.11:30 прямо говорится о том, что из-за нарушения этих правил «…многие из вас немощны и больны и немало умирает…».

В Псалме 33 (ст.17) говорится о том, что Господь «истребляет с земли память» о «делающих зло», это очень серьёзное предупреждение, особенно для тех, кто является служителями и священниками, а в Церкви Христовой – это все верующие (1Петра 2:9-10), а не только «предстоятели», с которых, конечно, спрос больше, но и с «прихожан» тоже спросится, каждый будет испытан огнём и дело его огнём будет проверено (1Кор.3:15).

Итак, вернёмся к тексту из книги Левит, огонь поразил священников, и они умерли. Думая о символике дня, который стал образом этого случая, Йом-Киппур или «Судный день», «День искупления», можно вспомнить о том, что Иисус тоже будет погружать («крестить») людей в огонь и Дух Святой (Мф.3:11-12) в последний день. В огненное озеро будет погружен дьявол и все, кто с ним, а дьявольское войско будет уничтожено огнём с неба (Откр.20:7-10). А верные Богу будут видеть Бога постоянно в новом Иерусалиме (Откр.21:3).

Продолжает символику Судного дня и вынос мёртвых тел из святилища, и повеление не плакать и не выражать печаль (в новой земле Бог «отрёт всякую слезу» – Откр.21:4), и повеление не выходить из святилища, чтобы не умереть (Лк.16:26 – «великая пропасть» между погибшим богачом и спасённым Лазарем) и «елей помазания» (Еф.1:13-14 «залог наследия» – Святой Дух), и плачущие, не достигшие святилища (Мф.13:42 «плач и скрежет зубов» «во тьме внешней»).

Далее описываются повеления священникам не пить «вина и крепких напитков», «чтобы не умереть», «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого и научать…уставам, которые изрёк Господь…». Что это за образ? Конечно, здесь не идёт речь о том, чтобы вообще не употреблять алкоголя, в праздновании Пасхи вино было неотъемлемой частью седера («порядка», по которому проводился праздник), этот же порядок взял Христос для установления причастия, Он же сказал, что будет пить «новое вино» в Царстве Божьем (Мф.26:29, Мк.14:25). Здесь говорится о том, что это повеление относится к служению в святилище, чтобы делать дела, которые повелел Бог – учить, определять добро и зло и спастись от смерти. Об этом же пишет апостол Павел, говоря о «жажде» к «чистому словесному молоку» (“Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорождённые младенцы, возжелайте духовного неповрежденного молока, чтобы от него вы возросли во спасение, если только вы вкусили, что благ Господь.” (CAS, 1Пет 2:1-3). «Чистое словесное молоко» – Слово Божье приносит спасение, его нужно принимать с верой в благость Господа, но только отбросив «всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие». Эти грехи, грехи «отношений», грехи, которые рождаются при взаимодействии с ближними, необходимо оставить, иначе от Библии не будет никакого прока. Нужно оставить дар перед жертвенником и пойти примириться с братом/сестрой прежде, чем осуществлять богослужение (Мф.5:23-24). Это и есть «вино и крепкие напитки» злобы и гнева сейчас, когда все верующие в Христа Иисуса являются священниками Всевышнего. И их нужно отвергнуть, чтобы не заболеть и не умереть духовно. Именно свободное от этого опьянения сердца сможет «различать добро и зло» (Евр.5:13-14), скромно наставлять в истине, понимать границы дозволенного Богом и не использовать свободу во Христе неподобающе (Гал.5:13-15).

Далее в 10-й главе книги Левит говорится о том, что священники получают часть жертв, приносимых народом, и это будет для них способом пропитания и обеспечения жизнедеятельности. И здесь говорится, что это «великая святыня» («кодэш кодашим» – «Святое Святых» – ἅγια ἁγίον – хАгиа хагИон), очень важно помнить о том, как люди, которые так или иначе прикасаются к пожертвованному Богу, должны относиться к этому. Это не просто «презренный металл», «бумажки», – это самое святое, что есть, Святое Святых. И использовать это надо таким образом, чтобы Бог был доволен, чтобы не было поношения на действия священного народа. Небрежное отношение к святыне погубило многих, например, сынов Илия (1Цар.2), Самуила (1Цар.8), Ананий и Сапфиру (Деян.5) и многих других. Иногда возникают идеи, что лучше вообще священникам не соприкасаться с деньгами, потому что от этого много искушений, но апостол Павел, например, не говорил об этом, он понимал, что мало кто может работать и быть служителем церкви (1Кор.9:6). К тому же, пожертвования нужны, чтобы верующие могли проверить себя перед Богом.

Заканчивается глава тем, что Аарон понял порядок, установленный Богом для священников – нужно всегда спрашивать, угодно ли Господу то или иное действие. И через Моисея Господь одобрил такое отношение. Спрашивать Бога в молитве, стараться понять Его волю через изучение Писание, искать помощи и совета у духовно мудрых наставников – это лучший путь служения Богу.

Теперь посмотрим вторую главу, описывающую действия, которые с этого момента нужно было делать в этот день каждый год. Это 16-я глава книги Левит:

“И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив пред лице Господне, умерли, и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке.

Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их; и от общества сынов Израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение.

И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения.

И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя; и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть; и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего.

И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою, — и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их.

Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их. Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его.

И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево. И выйдет он к жертвеннику, который пред лицем Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон, и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.

И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.

И войдет Аарон в скинию собрания, и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище, и оставит их там, и омоет тело свое водою на святом месте, и наденет одежды свои, и выйдет и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ, и очистит себя и народ; а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике.

И тот, кто отводил козла для отпущения, должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, и потом может войти в стан.

А тельца за грех и козла за грех, которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их; кто сожжет их, тот должен вымыть одежды свои и омыть тело свое водою, и после того может войти в стан.

И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное. Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать ему вместо отца своего: и наденет он льняные одежды, одежды священные, и очистит Святое-святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит.

И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею.”

(Книга Левит 16)

В этом объёмном тексте можно увидеть некоторые прообразы, подробнее о которых можно прочитать, изучая послание к Евреям. Отметим только некоторые особенности, которые видны из этого текста.

Во-первых, здесь говорится об очищении, много раз повторяется повеление о том, что нужно осуществлять некоторые действия, чтобы очиститься. Сначала священник очищает себя, потом народ. Обратите особенное внимание на 32-й стих, в нём говорится о том, что он должен быть помазан (“мошах”, т.е.он должен быть “мошиах” – помазанником – “христом” для народа) и посвящён (“малей”, т.е.быть наполненным, исполненным Богом), а также о том, что он священнодействует вместо отца своего. А дальше говорится об очищении Святого-святых, скинии собрания, жертвенника, священников и весь народ. Во Христе все эти признаки были выполнены совершенно, Он был помазан, Он был исполен Духа Святого, Он вместо Отца совершает освящение

Во-вторых, видно, что прежде совершения жертвы всесожжения совершается жертва за грех. Всесожжение, то есть, полное сжигание жертвы, является символом полного посвящения Богу, и дым жертвы, “благоуханное подношение” символизирует полное уничтожение земного и подчинение небесному. Во Христе и эта символика была соблюдена – сначала Он умер за грехи всех людей, а потом вознёсся к Богу. И жизнь Его, которая является примером для любого Его последователя, показывает, что такое возненавидеть всё, кроме Бога и Божьего, что такое полностью исполнить Его волю, что такое быть жертвой “живой, святой, благоугодной Богу” (Рим.12:1), и как Иисус предал Себя в благоуханное приношение Богу (Еф.5:1-2), так и мы “Христово благоухание” (2Кор.2:14-17), потому что “не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе” (стих 17).

В-третьих, принесение жертв совершается по-особенному, здесь описываются специальные одежды, которые одевал только первосвященник, только один раз в году и только находясь во святилище. Некоторым нравится забавляться над служителями исторических церквей с их разнообразным и непонятным непосвящённым людям одеянием. Но всё становится не таким уж забавным, когда человек узнаёт смысл этих одежд, их символику и понимает, что искренний служитель Божий одевает всё это не для того, чтобы покрасоваться, а чтобы послужить Богу. Одевать или нет особенные одежды, как это делать – это свободный выбор каждого, но вот, что точно нужно – это невидимые глазу белые одежды праведности перед Богом. Самый роскошный наряд не заменит эти видимые только Богу одежды, это знак победителей, знак спасения, знак людей, записанных в книгу жизни (Откр.3:5). И сейчас, когда каждый христианин – священник и когда каждый день – суббота для Господа, мы не должны снимать эти одежды ни на миг, очищая их в исповеди (1Ин.1:6-10) перед Богом, чтобы Кровь Сына Его Иисуса Христа очищала нас от всякого греха.

Наконец, последний момент, который здесь предвозвещает жертву Христа – это жертва вне стана, об этом пишет автор послания к Евреям.

“Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.  Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.” (Послание к Евреям 13:10-16)

Это, наверное, самое сложное в жизни христианина – жизнь с пониманием, что родина – на небесах (Фил.3:20), жить каждый день с пониманием, что Господь может придти в любой момент (Мф.25), жить как бы не “пользуясь миром”, “ибо проходит образ мира сего” (1Кор.7:29-31), искать “Царства Божия и правды Его”, не заботясь “о завтрашнем дне” (Мф.6:33-34), “не любить мира, ни того, что в мире” (1Ин.2:15-17), быть “юродивыми”, “безумными”, “немудрыми” (1Кор.1:17-31), страдать за Христа (Флп.1:29), быть “нищими духом”, “плачущими”, “кроткими”, “алчущими и жаждущими правды”, “изгнанными за правду”, “гонимыми, злословимыми” и, в то же время “милостивыми”, “чистыми сердцем” “миротворцами” (Мф.5:2-12). Жертвы теперь не состоят в принесении животных, зерна и елея к священнику, теперь жертва в “благотворении и общительности”, в прославлении Бога своей жизнью. Но, в то же время, жизнь христианина будучи живой жертвой имеет прекрасную надежду и опору:

“Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.” (Послание к Евреям 6:16-20)

Подводя итог изучению двух глав из книги Левит о празднике Йом-Кипур – “Дне очищения”, “Судном дне” – можно увидеть то, что Бог открывает через эту историю – человек должен осознать, что жизнь должна быть подчинена Богу, очищена и освящена. Именно по этому пути совершенным образом прошёл Господь Иисус Христос, Который есть Первосвященник будущих благ, приобретший вечное искупление людям Своей драгоценной Кровью. И Он сделал это с определённой целью  – чтобы мы, “очистившись от мёртвых дел”, служили Богу, ожидая окончательного спасения!

“При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.  Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог». Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.”

(Послание к Евреям 9:6-28)

 

Получайте новые материалы через следующие инструменты (нажимайте на название инструмента для перехода).

Подписывайтесь на Telegram!

Подписывайтесь на Twitter!

Подписывайтесь на Tumblr!

Подписывайтесь на Youtube (плейлист JCML.RU)!

А также можете подписаться на рассылку (форма слева).

Мы по-прежнему нуждаемся в Ваших молитвах и пожертвованиях для развития нашего служения, участвуйте в нём в меру сил и веры!

Всех благословений и мира во Христе!

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.