Как Ты повелел…

Александр Мень (1951). Пророк Иезекииль,

В сознании многих людей слово «пророк» – это человек сильной воли, яркая личность с повышенной эксцентричностью, окружённая ореолом таинственности. Пророки с этой точки зрения «должны» творить чудеса, поражать всех своим красноречием и внешним видом, быть людьми возвышенными и сильно отличающимися от окружающих. Но каким Бог открывает одного из самых потрясающих и загадочных пророков Танаха – Иезекииля?

Книга пророка Иезекииля, судя по всему, по большей части представляет собой не запись произнесённых пророчеств, а непосредственные пророчества в письменном виде. И этим она отличается от книг других пророков, но похожа на новозаветные книги, и больше всего на книгу Откровение, апокалиптические произведение, обширно цитирующее Иезекииля и его современника Даниила. Здесь реже встречается непосредственное повеление пророку пойти и провозгласить что-то народу, но люди иногда приходят к нему (Иез.8:1, 14:1), что, возможно, объясняется тем, что Иезекииль в отличие от Даниила жил не в столичном городе, а в провинции. Как и пророк Осия, Иезекииль был женат, и с женой, как и у Осии, связано, наверное, самое тяжёлое повеление Господа, описанное в самой середине книги (Иез.24:15-27), когда Бог забрал её и велел пророку не горевать и не плакать о ней, а лишь «вздыхать в безмолвии» (ст.17). У Осии, как описано в его книге, была неверная жена, которую он взял по повелению Господа, который заранее сказал ему об этом (Ос.2:1).

Книга очень яркая, в ней используется образный язык, позволяющий выразить те потрясающие истины о будущем, которые она содержит.

И одним из самых ярких, если не самым ярким образом является потрясающая воображение картина из 37-й главы книги о поле мёртвых костей. Прочитаем этот текст, особенно обращая внимание на то, что делает пророк и что говорит Господь.

Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.

И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это

И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.

Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.

Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.

И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище.

И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня».

Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь.

(Синодальный перевод, книга пророка Иезекииля 37:1-14)

Первое, что видно в этом тексте, – это абсолютное повиновение пророка воле Божьей. Обратите внимание на фразы «как повелено было мне», «как Он повелел мне». Даже перемещения пророка в видении (о чём говорит фраза «вывел меня духом») – это полное Божье водительство («была на мне рука Господа», «Господь вывел меня…поставил меня…обвёл меня кругом»). При этом Иезекииль находится в ясном сознании, он понимает, что костей «полно», что он выведен «духом», что стоит «среди поля», что кости «на поверхности» и что они «весьма сухи», то есть он понимает, что происходит, может анализировать и делать выводы). Но при этом на единственный вопрос о том, оживут ли кости, он отвечает: «Господи Боже! Ты знаешь это». Возможно, Иезекииль, будучи священником, вспомнил слова Иова о воскресении в «последний день» (Иов 19:25-27), возможно, он понимал, что видение о последних днях, но предпочёл смириться и не выносить поспешных суждений, а услышать, что скажет ему Бог. Об этом состоянии пророков пишет апостол Павел, утверждая богодухновенность Священного Писания, которое, тем не менее, было написано «святыми Божьими людьми, движимыми Духом Святым» (2Пт.1:19-21). Используя лексикон и знания человека, Дух Святой побуждал этих людей писать «вернейшее пророческое слово», которое по словам апостола важнее и нужнее для верующего, чем любой, даже самый потрясающий религиозный опыт. Пётр знал, о чём говорил, его уникальный опыт созерцания Преображения Господня разделили только Иаков и Иоанн. Но даже это. недоступное больше никому кроме этих троих людей переживание он ставит ниже, чем «вернейшее пророческое слово». Именно это слово – светильник, сияющий в тёмном месте, именно к нему надо обращаться каждому, отложив всякие препятствия (злобу, коварство, лицемерие, зависть и злословие – 1Пт.2:1).

Второе, что можно увидеть, – это исполнительность, сразу после того, как Господь заканчивает Свою речь, Иезекииль делает то, что было сказано. Иаков во 2-й главе своего послания пишет о том, что «вера без дел мертва», человек, который только читает Писание, но не исполняет повеления Божьи, – так же мёртв и сух, как кости, явившиеся в видении Иезекиилю. Конечно, никакими делами мы не сможем заслужить спасение или умилосердить Бога, спасает вера в Иисуса Христа (1Ин.5:13), мы спасены благодатью Божьей (Еф.2:5,8; Тит.2:11), но человека Божия отличают дела веры, это свет, видя который, люди прославляют Небесного Отца (Мф.5:16).

Третье, что можно увидеть в этом тексте – сила Божья действует в тех, кто покорен Ему. Обратите внимание, что Бог не просто показывает Иезекиилю удивительные картины, чудеса происходят после того, как пророк произносит то, что говорит ему Господь. Обратите внимание на то, что пророк не находится в некотором экстатическом состоянии, он осознаёт, что происходит, он слышит «шум», потом видит «движение», потом видит, как кости сближаются друг с другом, покрываются жилами (нервами), покрываются плотью, обрастают кожей. И здесь происходит интересный момент – они не оживают, потому что духа в них нет. Посмотрите, первое пророчество обращено к костям, и Бог говорит, что именно Он их оживит (ст.5 «…Я (Господь Бог) введу дух в вас, и оживёте…»), кости сами не могут себя оживить и ввести в себя дух.

И в этом можно увидеть интересный смысл – люди могут делать различные и даже самые удивительные дела, но если Бог не будет действовать через Дух Святой, все эти дела бесполезны. Об этом пишет апостол Павел в 5-й главе послания к Галатам, описывая дела плоти и плод духа, ранее, в этой же книге он задаёт полный боли риторический вопрос (Гал.3:3 «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью»).

И мы видим далее, что Бог, уже однажды сказав, что Он даёт жизнь через дух (ст.5), повелевает Иезекиилю изречь пророчество и «сказать духу». И снова Бог не берёт бразды правления в Свои руки, а действует через пророка. И снова человек Божий чётко понимает, что происходит – он видит, что люди «стали на ноги», видит, что их очень много («весьма, весьма великое полчище»). Он готов услышать, что Бог будет говорить дальше и делать, что Он скажет.

Наконец, последнее, что видно в этом тексте – Бог открывает Свою волю и Своё откровение о лучшем будущем через пророка. Целью всего этого удивительного и потрясающего видения было, конечно, не развлечение и не унижение Иезекииля перед всемогуществом Божьим. Бог открывает через него его современникам и всем, кто будет читать эти слова, Свой план на Израиля, Его народ. Он открывает им будущее, и это будущее прекрасно, Он утешает их этим планом как Он это делает, например, в книге Псалмов (Пс.36:37 «…будущность (непорочного) человека есть мир…»), Притч (Пр.23:17-18, 24:14 «…если ты нашёл её (мудрость), то есть будущность…»), через пророка Иеремию (Иер.29:11 «…чтобы дать вам будущность и надежду…»), Осию (Ос.2:15), о надежде проповедует апостол Павел (Деян.26) перед иудеями, надеждой жил Авраам, омертвевший плотью, но верящий обещанию от Бога (Рим.4:18). Эта надежда возвышает всякого, услышавшего о ней, вдохновляет стремиться к святости (1Ин.3:3), без которой никто не увидит Господа (Евр.12:14).

Итак, история пророка Иезекииля открывает нам четыре качества верного служителя Божьего – повиновение Богу, исполнительность, проявления Божьей силы через такого человека и провозглашение доброй вести об удивительном будущем для Божьих людей.

Вспоминая о нём, постараемся быть Божьими людьми, источниками Его силы и Его света, возвещающими, что благ Господь и ищущим Его воздаёт!

Получайте новые материалы через следующие инструменты (нажимайте на название инструмента для перехода).

Подписывайтесь на Telegram!

Подписывайтесь на Twitter!

Подписывайтесь на Tumblr!

Подписывайтесь на Youtube (плейлист JCML.RU)!

А также можете подписаться на рассылку (форма слева).

Мы по-прежнему нуждаемся в Ваших молитвах и пожертвованиях для развития нашего служения, участвуйте в нём в меру сил и веры!

Всех благословений и мира во Христе!

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.