Младенцы и Младенец

28 декабря (11 января) вспоминаются невинно убитые младенцы, первые мученики за Христа. Конечно, в некотором смысле все, кто отдал жизнь за веру, сделали это за Него – от Авеля до современных исповедников в Африке, мусульманских странах, Индии, Китае, Северной Корее, да и во вполне “христианских” странах. Конечно, количество 14 000, которое упоминает восточная церковь вряд ли реалистично, скорее всего, речь идёт о нескольких десятках, но от этого преступление не становится менее ужасным, в глазах Божьих каждая жизнь бесценна.
Ранее после Рождества вспоминался первомученик Стефан, смерть которого описывается в книге Деяний, а также апостол Иоанн. И вот сегодня эти дети – безгласные, невинные, беспомощные, отданные на смерть по злой воле жестокого правителя, призванные на эту роль и повторившие судьбу других детей за много лет до пришествия Спасителя в мир.
Egypt
В те дни: восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, и Он, иначе Илиополь. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что Египтяне опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал им: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живёт.
Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
(Исход 1:8-16, 21(2)
Как и фараон, царь Ирод не только проводил жестокую политику, он не принадлежал к царскому роду Иуды, был идумеянином и активно сотрудничал с оккупационными римскими властями, которым и был обязан своим положением. Его описывали, как “сумасшедшего, убившего свою семью и множество раввинов”, “злого гения Иудейской нации”, “готового на любое преступление в угоду своим неограниченным амбициям”, и “величайшего строителя в еврейской истории” (Википедия). Удивительно, но он однажды спасся, бежав в Египет во времена нашествия парфян, он уничтожил последнего царя из династии Хасмонеев, которые подняли восстание против уничтожения иудейской веры язычниками, он же занимался самым масштабным строительным проектом того времени в Иудее – восстановлением Храма в Иерусалиме и самого города, пострадавшего после сокрушительного землятресение 31 г.до н.э., он же спас Иудею от голода, купив в Египте зерно как много лет до этого сделали патриархи, сыны Иакова. В общем, нельзя сказать, что он не делал ничего хорошего, однако, агрессия против собственного народа, жестокость даже по отношению к самым близким людям, подозрительность и мстительность оставила его в истории как тирана.
К сожалению, многие тираны имеют своих сторонников, которые прежде всего обращают внимания на достижения, порядок в государстве, единство и наличие некой высшей цели, которая объединяет людей, а злодейства списывают на “перегибы на местах” или необходимые “издержки” для достижения успеха, голоса же критиков, как правило, забываются в связи с их подавлением, их труды уничтожались цензурой и критиковались пропагандой. Вероятно, и у Ирода были свои почитатели, которые поддерживали его, даже историки именуют его Великим, хотя впору назвать его Кровавым.
Но вернёмя к тому событию, которое важно помнить как напоминание о лютой ненависти сил зла к Христу и тем, кто верует в Него.
BethlehemКогда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведалот волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

(Евангелие от Матфея 2:1-8, 16-18)

Эта история разрывает сердце, особенно тому, кто верует во Всемогущего Бога, в голове возникают вопросы о том, почему Бог не направил волхвов непосредственно в Вифлием, как Он сделал это позже, послав Ангела, сказавшего им не идти в Иерусалим, а Святому Семейству бежать в Египет? Он ведь знал, что безумный правитель поступит именно так? Мог же Господь дать самим волхвам идею, куда нужно идти через ту же путеводную звезду? Можно же было избежать этой трагедии! Судя по всему, они должны были “дополнить число” мучеников перед тем, как будет снята последняя печать и прозвучит последняя труба судных дней человечества (Откр.6:11). Святитель Иоанн Златоуст так пытается ответить на этот вопрос:
“Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?” Несколько медных монет наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов”.
Это, конечно, так, но намного ли легче от осознания этого тем, кто теряет тех, кто им дорог, да ещё так трагически? Что думали родители тех, кому не удалось так спасти своего ребёнка, как это удалось Амраму и Иохаведе? Ведь для них не было никакого послания как это было с Марией и Иосифом, пастухами и волхвами! Пройдёт 80 лет прежде, чем их сын, Моисей произнесёт “Отпусти Мой народ в пустыню…”, передавая послание от Всевышнего, да и после Рождества Христова и избиения младенцев пройдёт около 30 лет прежде, чем люди услышат Евангелие. Здесь и сейчас люди видят торжество тиранов, бессилие перед государственой машиной, беззаконие и несправедливость. В Псалме 72(73) Асаф так выражает подобные чувства:
“…я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их, на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам…”
Но там же вдохновлённый Духом Святым автор даёт ответ – это не поддаётся разумному объяснению, в этом появляется смысл только когда человек входит в “святилище Божье” и понимает, каков конец отвергающих волю Божью. С Богом ничего на земле не нужно верующему, как пишет Апостол Павел в Послании к Филиппийцам: …наше гражданство уже теперь на небесах, откуда мы и ожидаем, как Спасителя, Господа Иисуса Христа…”. Ведь и языческие мудрецы, увидев звезду великого Царя, пришли в престольный город Иерусалим, но Чудный, Советник, Бог крепкий воплотился в бедной семье – и первыми к нему пришли не царские советники, а еврейские пастухи. Пришествие волхвов произошло значительно позже, вероятно, примерно через 1,5-2 года, потому что им нужно было время с появления звезды, чтобы собраться в путь, преодолеть значительное расстояние. На это уже указывает то, что они пришли не в ясли, а в дом (Мф.2:11), а также то, что Ирод повелел убить младенцев “от двух лет и ниже”, также не стоит забывать, что младенец Иисус был обрезан на восьмой день, а для этого нужно было идти в Иерусалим, а потом возвращаться обратно в Вифлеем. Эти обстоятельства можно считать аллюзию на то, что сначала Бог призвал один избранный народ, потомков Авраама, пастухов, а потом призвал к Себе все народы, которые “ищут мудрости”, которая в Иисусе Христе.
Ироды и фараоны могут хитрить, скрывать свои планы и считать, что они достаточно проницательны, чтобы победить кажущихся врагов, но Бог видит их планы, Он посмеётся над ними, их гнев и жестокость не принесут желаемого результата, их сила и власть иссякнут, их гордость будет унижена, а те, кого они преследовали, унижали, оскорбляли и убивали воссияют в Царстве Божьем как светила небесные! А мы, имея во Христе приобщение к “общению святых”, отложим в сторону наши заботы, отбросим опутывающий нас грех и будем терпеливы, взирая на Крест и на Того, Который был распят и умер ради нас, чтобы мы уже перестали жить для себя, а жили для Него!
Поучаствуйте в развитии проекта (отправить на PayPal):

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.