Разделение властей - важная часть государственной структуры, позволяющая сбалансировать жизнь общества. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти взаимодействуют, чтобы издавать более справедливые правила жизни, ограничивая, контролируя друг друга, а порой и вступая в противостояние. При нарушении этого баланса и узурпации власти происходит постепенная деградация общества, нарушается обратная связь, принимаются законы, мало имеющие связь с действительностью, суды выносят неправосудные приговоры, общественные отношения регулируются не законами, а сложившимися практиками, используемыми в своих интересах людьми, обладающими властью. Человеческая природа такова, что при отсутствии сдержек и противовесов возникает тирания, использующая власть для подавления несогласных с существующим положением вещей.
Однако, Господь Бог не нуждается в этом, так как Он свят, совершенно знает Своё творение и управляет им наилучшим образом, исполняя все функции, которые в обычном государстве должны быть разделены.
Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас
(Исаия 33:22)
Глава, из которой взят этот текст, повествует о том, что будет в конце времён - о дне Господнем и последующей мирной и спокойной жизни для тех, кто будет спасён. Идеи, изложенные в этом стихе, уже упоминались ранее в этой главе. В ст.2 говорится о Господе как о “мышце” и источнике спасения, в ст.5 говорится о возвышенности Бога и о том, что от Него исходит “суд и правда”. Стих 22 является квинтэссенцией всей главы, здесь используется всеобъемлющий термин описывающий Бога - Господь (ЯХВЕ - букв. “Он будет” или “Сущий”), в котором заключены все нижеизложенные смыслы, а также множество других.
Во-первых, Господь - судья (ШАФАТ), единственный праведный Судья всей земли, Который однажды вынесет Свой окончательный приговор всему творению, каждому совершённому поступку, хорошему или плохому (“…всякое дело Бог приведёт на суд и всё тайное, хорошо ли они или худо.” - Екклесиаст). Не стоит забывать и о том, что Он обладает властью судить текущие дела и через людей, обладающих такими полномочиями.
Одной из важнейших задач Израиля было справедливое правосудие без взяток и лицеприятия, Богом прямо запрещалось использовать судебную власть, чтобы ущемлять права наименее защищённых в обществе людей - сирот, вдов, чужеземцев, а также давать кому-либо преимущество - богатому или бедному, известному или неизвестному - праведный суд должен быть объективен и беспристрастен (“…не различайте лиц на суде…ибо суд дело Божие…” (Втор.1:17), “…скрижали было дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии” (Исх.32:16). Через пророка Исаию Господь обличает Свой народ в том, что они пренебрегли исполнением этой задачи: “…князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них” (Ис.1:23).
Суд Господень подобен огню пожирающему, но по милости Божьей в лице Иисуса Христа человек может пройти и через огонь. Пока же не наступил день Господень нам не стоит брать на себя функции вынесения окончательного приговора, а судить прежде всего себя, вытаскивая брёвна из собственных глаз, что же касается других людей, стоит придерживаться слов Спасителя, изложенных в Евангелии от Иоанна: “Не судите по наружности, но судите судом праведным” (Ин.7:24) и помнить, что у нас всех есть Судья, Который вынесет окончательный приговор.
Во-вторых, Господь - законодатель (ХАКАК), Который даёт людям справедливые и понятные правила игры. В последние дни Он посылает на землю Примирителя (Быт.49:10), исполняющего весь Закон и принимающего на Себя наказание за грехи человечества. Ведь именно в лице Иисуса Христа нам открылась любовь Божья, которая есть исполнение закона. Слово ХАКАК обозначает “вырубать (в скале), начертить, гравировать, постановлять, устанавливать, утверждать”. Первые заповеди были даны первым людям, но люди оказались не способны выполнить даже одну заповедь. Потом им был дан высеченный на каменных скрижалях Закон, но и его люди не смогли исполнить.
Последнее же послание пишется на сердцах людей, уверовавших в Спасителя, - это Евангелие Благодати, по которому мы исполнили всё, что требует Бог через принявшего человеческую природу Сына Божия. Читая Закон Моисеев, нам стоит быть благодарным за то, что Бог не требует исполнения жёстких ветхозаветных установлений, которые никто не был способен исполнить. В то же время, мы всеми силами должны стараться исполнять “закон царский” - любить ближних, так как Иисус возлюбил, но не полагать своё спасение в делах, а иметь любовь “от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив некоторые уклонились в пустословие…” (1Тим.1:5–6). Любовь к Богу - смиренно принимать те законы, которые установил Творец для людей, не создавать дополнительных правил и не полагать спасение в своих делах, но в делах Спасителя.
В-третьих, Господь - царь (МЭЛЭКХ), создавший всё сущее и правящий безраздельно, с мудростью и справедливостью. Первые цари, о которых упоминает Библия в 14-й главе книги Бытие, устроили войну, а Мелхиседек, царь Салима (“мира”), “священник Бога Всевышнего”, который есть прообраз Спасителя, вышел с миром к Авраму, вынеся хлеб и вино и получив десятину как благодарственную жертву Богу. Пророк Исаия, увидев Бога Царя, был поражён смертельным ужасом, потому что перед лицом Его каждый человек нечист (6:5). Насколько же может быть высокомерен человек, считающий, что Бог как-то не так устроил его жизнь, не отвечает на молитвы, забыл о нём, просто ничего не может или не хочет сделать? Все цари земные для Бога подчинённые (10:8), а также ангелы небесные, силы природы, животные и каждый человек, все дела и мысли людские известны Ему полностью, Он ли не сможет вынести объективное решение в любой ситуации и исполнить его в точности?
Царство Бога не имеет никакого правителя кроме Господа, это означает беспрекословное послушание подданных, “не дам славы Моей иному” - говорит Всевышний. В нём не может быть мнения отличного от Божьего, законов, отличных от установленных Им и Его суда. Именно поэтому Иисус Христос говорит Своим ученикам, что тот, кто не откажется от всего, включая собственную жизнь, не может быть Его учеником. Апостол Павел выражает это, утверждая, что сам он больше не живёт, но живёт в нём Христос. Такие требования связаны с тем, что Бог - свят, и ничто нечистое не может существовать рядом с Ним. С другой стороны, осознание того, что именно такой Царь управляет всем миром, даёт покой душе и уверенность, превышающую понимание.
Наконец, Господь есть Бог каждого человека, Он НАШ царь, НАШ законодатель, НАШ судья, он НАС спасёт. В контексте здесь говорится об Израиле, народе Божьем, но и в Церкви Бог устранил всяческие человеческие разделения и границы - нет ни мужчины, ни женщины, ни иудея, ни эллина, но лишь Христос во всех через Духа Святого. При этом подобно человеческому телу в Церкви есть различные роли, подходящие для разных людей с разными дарами и возможностями, осознать такую роль и исполнить её - лучший путь для верующего. Главное - чтобы это служило к единству Церкви, в которой объединены через Христа самые разные люди.
Целью государства согласно теории общественного договора является удовлетворение “общего желания” конкретного общества, которое меняется со временем до неузнаваемости, а инструментом исполнения этого желание является добровольное ограничение свободы и легализованное использование насилия со стороны государства. Целью Бога является спасение каждого человека, а инструментом для этого стало добровольное ограничение Бога (“умаление” или кенозис) и исполнение всех Божьих законов и наказаний Человеком Христом. Царь, Законодатель и Судья использует все Свои возможности, чтобы спасти любимое Своё творение.
Все земные царства однажды исчезнут, так будем же жить так, чтобы быть достойными того Царства, которое будет существовать вечно!