Разногласия с церковным руководством. Как их разрешать?

В христианском мире периодически возникают скандалы, связанные с людьми, пользующимися авторитетом среди верующих, – со священниками, епископами, дьяконами, служителями разных рангов. К сожалению, очень часто выясняется, что многочисленных грехов можно было избежать, если бы церковное руководство вместо того, чтобы заметать сор под ковёр, выносило бы его на свет. Если бы вместо угроз и давления, чтобы скрыть постыдную правду, происходили бы разговоры и покаяния, личные и публичные, то проблемы можно было бы решать, когда они только зарождались. Наиболее ярко иллюстрирующими эту проблему стали фильмы “В центре внимания” (Spoytlight) и “Сёстры Магдалины” (ещё несколько картин по ссылке). Есть проблемы и менее масштабные: человек, который хоть какое-то время существует в христианском сообществе может вспомнить про свои конфликты со служителями церкви и то, что они редко заканчивались быстрым примирением и покаянием. Порой ситуации доходили до того, что человек уходил (или его исключали) из общины или вовсе терял веру.
Впрочем, в Библии можно найти примеры недостойного поведения духовного лидера, которое всё-таки приводило к его покаянию, а также примеры того, как конфликт решался, даже не начавшись. Одну такую историю содержит книга Деяний:
“Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
И когда Петр пришел в Иерусалим, начали спорить с ним обрезанные, говоря: ты вошел к людям необрезанным и ел с ними.
И Петр начал рассказывать им по порядку, говоря:
в городе Иоппии я молился и видел в исступлении видение: сходит некий сосуд, вроде большой скатерти, за четыре конца спускаемой с неба, и он дошел до меня. Я устремил взор и всматривался в него и увидел четвероногих земных и зверей и пресмыкающихся и птиц небесных. Услышал я и голос, говорящий мне: «встань, Петр, заколи и ешь». Но я сказал: «никоим образом, Господи, потому что скверное или нечистое никогда не входило в уста мои». И ответил во второй раз голос с неба: «что Бог очистил, ты не объявляй нечистым». Это было трижды, и снова было поднято всё на небо. И вот, тотчас три человека подошли к дому, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. И сказал мне Дух пойти с ними, ничуть не сомневаясь. Пошли со мной и эти шесть братьев, и вошли мы в дом того человека. И он рассказал нам, как он увидел у себя в доме ангела, который стал и сказал: «пошли в Иоппию и вызови Симона, прозываемого Петром: он скажет тебе слова, которыми будешь спасен ты и весь дом твой». Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас в начале. И вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым».
Итак, если такой же дар дал им Бог, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, кто был я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?
Услышав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.”
Эта история является частью большого повествования, которое начинается в 10-й главе. Там говорится о том, как произошло фактическое вступление первых язычников в Церковь наравне с иудеями. История повторяется трижды с небольшими различиями – сначала в видениях, потом наяву и здесь, в 11-й главе, в пересказе апостола Петра. Это повторение не случайно, оно указывает на процесс того, как повеления Божьи становятся частью жизни Церкви. Сначала Бог непосредственно, через Ангелов, пророков или апостолов что-то повелевает людям, потом люди осуществляют то, что было поручено. Но только тогда, когда этот полученный опыт проходит через объяснение и утверждение в Церкви, он становится живым и воспроизводящимся другими христианами, становится частью Предания. После рассматриваемого разговора Апостола Петра с братьями начинается распространение Евангелия на весь окружающий мир, начиная с Антиохии. В это же время начинает активно действовать Савл, в дальнейшем Павел, апостол язычников. Но всё это было бы под большим вопросом, если бы не был решён конфликт,  который описывается в начале 11-й главы.
Суть конфликта заключалась в том, что обрезанные из иудеев посчитали, что Пётр не мог пойти к язычникам и есть с ними. Но что сделал Пётр? Напомним, что это первый среди апостолов, на его вере по словам Христа построена Церковь, но он совершенно не использует свой авторитет или власть в ответ на упрёки. Слово “упрекали” (исихадзо) на греческом имеет значения сомнений, разделений, критики и рассуждений. Более того, форма глагола – имперфект – говорит о том, что эти упрёки носили продолжающийся характер. Если бы ситуация не была решена, Церковь могла бы расколоться в самом начале. И Пётр начинает “рассказывать по порядку”. Святитель Григорий Двоеслов так комментирует поведение Апостола.
Ведь если бы – ибо он обвинялся верующими – он воспользовался авторитетом, который получил в святой Церкви, то смог бы ответить, что овцы, которые были ему даны, не смеют порицать своего пастыря. Но если бы в ответ на жалобу верующих он сказал что-нибудь как имеющий власть, то, конечно же, не был бы учителем смирения. Значит, он их умилостивил смиренным отношением и даже представил их как свидетелей в деле своего обвинения, говоря: Пошли со мною и сии шесть братьев. Значит, если пастырь, глава апостольской Церкви, совершающий необыкновенным образом знамения и чудеса, не счел недостойным в деле своего обвинения смиренно давать объяснение, насколько больше мы, грешники, когда бываем порицаемы за что-то, должны смиренным отношением умилостивлять наших обвинителей?
(Собрание писем 45)
Пётр даёт всем церковным руководителям урок смирения, он не давит своим авторитетом, он упоминает о шести свидетелях, которые могут подтвердить его слова, но более всего он опирается не на людей, но на Бога. Здесь мы видим, как он фактически упоминает Святую Троицу, которая организовала всю эту ситуацию для направления Церкви ко всем народам с проповедью Благой Вести. Бог Отец посылает Ангелов и видения, Святой Дух побуждает Петра идти “нимало не сомневаясь”, а потом сходит на язычников ещё до крещения, именно в этот момент Пётр вспоминает слова Господа Иисуса Христа в день Вознесения о том, как позже, в день Пятидесятницы они будут крещены огнём Святого Духа.
Апостол Павел в своих посланиях опишет это как смерть для себя и жизнь для Господа, чтобы вся слава и сила приписывалась бы не ему, но Богу. Пётр тоже акцентирует внимание слушателей не на своих поступках, но на том, как Бог побуждал его, Корнилия и других участников событий к определённым действиям. Не забывает он и о своих сомнениях и даже противоречии божественному посланию, возможно, указывая на то, что он вполне понимает возникший вопрос и сомнения верующих иудеев. Но, в то же время, он утверждает, что Божья воля сильнее его сомнений, желаний и убеждений, и он не хочет ей противиться. Стоит также отметить, что Пётр не упрекает своих оппонентов, но солидаризируется с ними, упоминая, что дар Святого Духа был дан “нам” (т.е.ему и другим иудеям), и Сам Господь распространяет его на всех людей.
Трудно сказать, что именно произошло в сердцах слушающих, в какой момент и какие аргументы им помогли, но Писание говорит, что они “успокоились” и “прославили Бога”. Евангелист Лука употребляет это слово достаточно редко, но в весьма специфических ситуациях – когда Иисус исцеляет страдающего водяной болезнью, а фарисеи и законники “молчат” на вопрос о правомерности исцеления в субботу (Лк.14:4), когда он описывает покой женщин в субботу после смерти Христа (Лк.23:56), а также когда ученики безуспешно пытаются отговорить Апостола Павла от последнего путешествия в Иерусалим, где он будет схвачен и осуждён (Деян.21:14). Все эти ситуации трудно назвать безмятежными, они все происходили в момент острого конфликта, который, в свою очередь, открывал что-то радикально новое в жизни верующих – новое отношение к субботе, томительное ожидание после смерти Христа, которое приведёт к новому откровению о Воскресении, новая жизнь без непосредственной заботы Апостола, новые люди в Церкви. Апостол Павел тоже говорит о покое в 1 Фес.4:11, но это не расслабленное времяпровождение, но усердный труд, плоды которого помогают удовлетворять свою нужду и потребности ближних.
Итак, какие уроки мы извлекли из этого конфликта Петра с недовольными верующими?
Во-первых, силовые методы работают хуже или вообще не работают, но смиренный человек может добиться примирения.
Во-вторых, нужно отдавать суд и упрёки в руки Божьи и объяснять спокойно и по порядку, что происходит.
В-третьих, быть миротворцем, стремиться к укреплению отношений, а не собственной власти.
Наконец, уметь слушать и быть готовым дать ответ на любой упрёк, быть открытым для критики, уметь признавать свои ошибки, если они есть.
Как можно узнать из Послания к Галатам, Пётру этот урок не был выучен до конца, он ещё претыкался на этой проблеме отношений между иудеями и язычниками, но, судя по всему, он в конечном итоге признал свою ошибку. Ведь даже упрекавшего его Павла в своём послании он называет “возлюбленным братом нашим”, обладающим премудростью.

Более того, на соборе в Иерусалиме (Деян.15) Пётр, опять возвращаясь к ситуации с Корнилием, с готовностью защищает свою позицию по отношению к язычникам.
Сознавая собственное несовершенство, будем учиться искать мира с ближними и стремиться к нему!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.