Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо
в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
(Псалом 6)
Важнейшим качеством истинного верующего является терпение, способность не терять надежду даже в самых отчаянных обстоятельствах. Дело в том, что Бог даёт перспективу на будущую жизнь, которая будет совершенной, в которой забудутся все нынешние кратковременные трудности. Однако, порой приходит такое состояние, когда верующий человек впадает в состояние непонимания, растерянности и отчаяния. Я читаю этот псалом, и здесь я вижу именно это состояние – состояние, когда человек кричит в молитве: “Господи! Я больше не могу! Хватит меня испытывать и учить! Помоги!” В данном случае речь идёт о фразе “Ты же, Господи, доколе!”.
Интересно, что псалом начинается со слов “обличай” и “наказывай”, но только “не в ярости Твоей” и “не во гневе Твоём”. Разумом человек понимает, что обличение и наказание Божье – это благо, но дальше это разумное понимание исчезает и остаётся только “помилуй”, “исцели”, “избавь” и “спаси”. Можно ли упрекать или осуждать такого человека за маловерие или малодушие? А ведь часто так и происходит, наиболее ярко эта ситуация описана в книге Иова – человек оказывается в ужасном состоянии, буквально все, даже самые близкие люди – друзья и жена – отворачиваются, осуждают и ворчат. Иов терпит, но не понимает, что происходит, он хочет умереть и не страдать больше.
В данном псалме это состояние находится в центре повествования и выражено словами “…в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?” Человек уже готов умереть, но не готов отречься от Бога, отвернуться, богохульствовать. Он готов до смерти славить Бога, но дальше что?
Мы знаем из Писания, что позже придёт Человек, Который и в смерти прославит Бога – Спаситель Иисус Христос. Его смерть будет спасением многих, Он сойдёт в царство смерти и выведет оттуда праведников всех времён, победит смерть, отнимет её силу. Но и Он по человеческой Своей природе в Гефсиманском саду в страданиях и борьбе молился о том, чтобы чаша прошла мимо Него, но только если то есть воля Отца.
Состояние отчаяния выражено словом “утомлён” – это свойство человеческой природы, потому что Бог, но Бог не утомляется (Ис.40:28), более того надеющиеся на Господа не утомляются и не устают (Ис.40:29-21). Человек не хочет утомляться делами, которые кажутся ему неважными или не стоящими усилий, однако, порой это приводит к ошибочным решениям (Нав.7:3). Порой Сам Бог отнимает понимание, чтобы мы совершили ошибку, утомились и обратились к Нему за помощью, порой Бог даёт нам что-то, над чем мы не трудились (Нав.24:13).
“Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город”
(Екклесиаст 10:15)
Напрасная погоня за богатством, славой, уважением может утомить, потому что не приносит удовлетворения, но и духовные усилия могут утомить, когда они осуществляются с мыслью, что Бог должен тебя благословить за твои подвиги. В такой момент очень важно продолжать взывать к Богу, ждать ответа, надеяться, даже если долгое время ничего не будет понятно.
Заканчивается псалом словами о том, что Бог услышал молитву взывающего, однако, есть ощущение, что пока человек только уговаривает себя, а в душе до сих пор утомлён и боится, как Адам и Ева, услышавшие “голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня”. Он всё ещё обращается к невидимым врагам, которые беспокоят его, он всё ещё не видит выхода и бежит от проблем и забот. Но раньше или позже он получит свой ответ, успокоится, порадуется – и так до очередного серьёзного испытания.