Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь. Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
(Псалом 5)
Слушал видео по этому псалму, и там была одна важная мысль – псалмы – это не только отдельные песни, отражающие то или иное состояние человека, который прославляет Бога, но и некое развитие мысли. В предыдущем псалме уже прозвучала мысль о том, что человек ищет ответа от Бога, а Господь слышит каждого.
Здесь псалом также начинается с воззваний, но основная мысль расположенная в середине псалма заключается в том, чтобы “поклониться святому храму Божьему в страхе Божьем” “по множеству Его милости”. Очень важно помнить о том, что возможность узнать Бога и, тем более, общаться с Ним и, наконец, войти в Его присутствие – это огромная милость, купленная дорогой ценой – Кровью Иисуса Христа. Если бы не Он, мы все были бы обречены на вечные муки в аду за наши грехи, справедливым возмездием за которые является смерть.
Поэтому со стороны Бога была проявлена милость, а стороны человека должен быть проявлен “страх Божий”. Вообще, это понятие и простое, и сложное. Но как я это понимаю, это является проявлением любви – страх согрешить, страх оскорбить, страх сделать что-либо неподобающие званию христианина.
И это проявляется в том, что человек входит в место обитания Бога – в Его дом и в Его храм. Известно, что раньше таким местом был иерусалимский храм, до этого – скиния собрания, до этого постоянного места не было. А после пришествия Христа таким местом становится Церковь Христова в лице её членов, обладающих Духом Святым. С одной стороны, каждый верующий – это храм Божий, потому что Дух Божий обитает в нём. С другой стороны, собрание верующих – это дом Божий, где Он обитает. Через общение Духа люди поклоняются Богу, потому что на практике исполняют заповеди любви к Богу и к ближнему.
Здесь нужно понимать, что мы не поклоняемся зданию или организации, или месту встречи, или святым предметам – иконам, храмам, крестам и т.п. Мы поклоняемся Богу, Который действует в определённых местах и в определённое время, например, на литургии, на богослужении, во время принятия Тела и Крови Христа.
В молитве, центром которой является это желание поклонения не через обряды, но через любовь, появляется просьба о наказании нечестивых. Очень важно понимать, что одним из свойств Бога является справедливость, и люди, созданные по Его образу и подобию также обладают этим стремлением. Но здесь легко взять на себя функции судьи, которые принадлежат только Ему, поэтому мы можем только молиться о справедливом воздаянии, но не брать суд в свои руки.
Когда с этим вопросом всё понятно, приходит радость и ликование, потому что тяжёлый груз ответственности за правосудие уходит, а приходит надежда на то, что будет в конце пути – благость окончательного усыновления – физического и духовного, уничтожение греховной природы и близость с Богом.