Ранее мы рассматривали общую тему девятого псалма (ссылка), которая заключается в том, что верующий человек пытается справиться со злом этого мира, страхом перед людьми и кажущимся молчанием Бога по этому поводу. Теперь исследуем, как в псалме описаны верующие и какие полезные выводы можно сделать из этого описания. Чтобы освежить в памяти текст псалма, можете перейти по этой ссылке.
Не секрет, что многие новообращённые находятся в состоянии эйфории, стремлении рассказать всем о своей новой жизни, об изменениях и благословениях, которые происходят с ними. В этом состоянии легко потерять верное представление о реальном положении вещей в окружающем мире, который несёт на себе отпечаток грехопадения человечества. Мир полон зла, зло творят и верующие, и неверующие, более того часто бывает так, что верующие терпят унижения и неудачи, а неверующие процветают и добиваются своих целей.
В 9-м псалме используется 9 слов для обозначения верующих людей и 8 слов для противостоящих им и Богу и подавляющее большинство святых людей здесь описано в терминах, связанных с лишениями, унижениями и страданиями. Наиболее часто употребляемое описание — это бедный – для него здесь используются два слова – ХЭЛХА[1] (от корня со значением “быть сумрачным, несчастливым”, употребляется трижды) и АНИ (от корня со значением «быть согбенным, притеснённым, жалким, несчастным»). Последнее употребляется трижды как отдельное слово и ещё три раза в сочетании со словом АНАВ (от того же корня) со значением “угнетённый, смиренный”. Повторение слова или употребление рядом двух однокоренных слов на иврите обозначает усиление смысла, то есть, если на русском мы скажем “очень бедный”, то на иврите “бедный бедный”[2].
Рассмотрим три места, где употребляется это двойное употребление:
ст.13 “…не забывает вопля угнетенных…”
ст.19 “…надежда бедных не до конца погибнет…”
ст.33 “…не забудь угнетенных…”
Нетрудно заметить, что для униженных и бедных людей важно внимание Божье. Нагорная Проповедь начинается со слов Иисуса Христа “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”[3]. Нищий духом, бедный, угнетённый — это человек, который не имеет своего, но ищет Божьего, он жаждет узнать о Боге, стремится к прийти к Нему, ищет ответа на свои вопросы, просит о защите и прибежище. Иногда это связано с фактической бедностью, страданиями и ограничениями, иногда о духовной нужде. Апостол Павел прямо говорит о том, что христианам даровано не только веровать в Христа, но и страдать[4], более того, в Послании к Тимофею он пишет, что “все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы”[5]. Готовы ли мы принять такую весть от Бога, готовы ли мы согласиться, что лишения — это неотъемлемая часть жизни верующего? Мир учит нас быть независимыми, стремиться к самореализации, удовлетворению своих желаний и поиску спокойной жизни, но это путь к погибели. Только Бог даёт силы выстоять под человеческим гнётом и сохранить веру, даёт надежду не отчаиваться, помнит о нас и знает о том, в чём мы нуждаемся.
Итак, первая характеристика верующего — это бедность – прежде всего духовная, но порой и материальная. Вторая важная характеристика — это сокрушение или угнетение. Это связанное с бедностью состояние, когда человек ускромняет себя и осознаёт свою ограниченность и зависимость от Бога. В Евангелии Господь говорит об этом, используя выражения “нести свой крест” или “взять Его ярмо”. В 9-м псалме угнетённому (ивр.ДАКХ) Бог обещает прибежище (защиту) и суд (ст.10 и 39 соответственно). Иисус Христос говорит:
“Придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и Я упокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко”
(Евангелие от Матфея 11:28-30)
Не нужно думать, что испытания, посылаемые Богом, приносят только страдания и проблемы. Во-первых, они учат нас идти к Богу, во-вторых, учат доверять Ему, и, наконец, учат нас терпению, которое приносит покой даже в самых сложных обстоятельствах. Во всём этом у нас перед глазами стоит образ Господа, Который, будучи совершенным во всех своих земных делах, страдал, был угнетён, осуждён, избит, унижен и принял позорную с человеческой точки зрения смерть. Он понимает нас и помогает силою Духа Святого, живущего в каждом верующем.
Следующий эпитет для верующего – это сирота (ивр.ЙАТОМ от корня со значением “быть одиноким”). Сироты, наряду со вдовами, бедными и пришельцами (иммигрантами) — это те категории людей, к которым Бог относится с особым вниманием. В законе, данном через Моисея, было чётко сказано, что их нельзя притеснять, потому что они и так находятся в униженном и стеснённом положении. Это люди, вырванные из привычных для них условий в связи с войной, болезнью, несчастным случаем или какими-то иными тяжёлыми обстоятельствами. Они зачастую не имеют рядом близких людей или родственников, которые готовы им помочь, защитить или подсказать, что нужно делать.
В Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит Своим ученикам, что на какое-то время они будут как сироты, но это временное состояние.
Не оставлю вас сиротами, приду к вам.
(Евангелие от Иоанна 14:18)
Более того, Он послал Церкви Духа Святого, чтобы было легче переживать это состояние отделения от Бога, которое окончательно изменится только после воскресения, когда тела верующих будут прославлены. Тогда можно будет приблизиться к Богу и увидеть Его таким, какой Он есть, сейчас же есть только надежда на это. В 9-м псалме говорится о том, что Бог – помощник сиротам, Он учит их, укрепляет и наставляет, чтобы в конце концов совершить справедливый суд.
Стоить отметить, что кроме слов, связанных с унижением, ограничением и страданием, есть три слова, которые можно охарактеризовать как положительные. И первое из них – невинный (ивр.НАКИ – букв.свободный) – оно употребляется в ст.29, где говорится, что нечестивый убивает невинного. Но кто из людей может назвать себя невиновным, свободным от клятв, никогда не нарушавшим никаких законов, обещаний и правил? “Все согрешили и лишены славы Божьей…” (Рим.3:23), “…нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы…” (Еккл.7:20), “…нет верных между сынами человеческими…” (Пс.11:2) – можно найти ещё много примеров того, что человек с грехопадения не может угодить Богу. И это было бы правдой, если бы ни то обстоятельство, что один Праведник всё-таки есть и благодаря Нему и Его ходатайствам люди могут быть невинными перед Богом, потому что Он понёс на Себе грехи людей. Он, невинный, был убит нечестивыми, чтобы мы перестали жить для себя, а стали жить для других, чтобы перестали бояться людей, а стали бояться Бога.
Наконец, две последние характеристики — это знающие имя Божье и ищущие Его (ст.11). Знание и познание в Библии — это далеко не только интеллектуальное исследование фактов о Боге и принятие их, это процесс взаимоотношений Бога и человека и людей друг с другом. Часто оно употребляется для обозначения отношений мужа и жены, ведь семейные отношения супругов — это модель отношений Христа и Церкви. И важнейшим способом познания Бога является понимание того, чем всё закончится – “…познан был Господь по суду…” (ст.17), “…да знают народы, что человеки они…” (ст.21). Праведный Иов в своих страданиях пытался понять и познать Бога, но только после личного обращения, он наконец смог сказать, что все его предыдущие поиски были лишь путём к тому, чтобы увидеть Господа по-настоящему. И это понимание привело к покаянию и отвержению от себя.
Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.
Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
(Иов 42:3-6)
Если человек говорит, что знает Бога, но не хочет меняться, раскаиваться в своих грехах, не верит в Божий суд для неправедных, не ищет помощи Божьей в борьбе с греховной природой, то его знания пусты и не принесут нужных Богу плодов. А для того, чтобы этого не произошло, нужно искать Его, ведь Он так близко от каждого из нас.
В следующей части изучения 9-го псалма мы будем в противоположность верующим рассматривать, как здесь описаны неверующие, нечестивцы, злые люди. И одной из повторяющихся их характеристик является то, что они не ищут Бога и считают, что и Бог не взыщет с них за их грехи. Но будет так, что их потом нельзя будет найти, как и их нечестивых дел. Но если грешник отвращается от своих преступлений и ищет Бога, то находит.
Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею. Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.
Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им.
(Книга Второзаконие 4:29-31)
Иисус Христос также призывает: “Ищите – и найдёте, просите – и получите…” (Лк.11:9-10), но искать и просить нужно со смирением, всем сердцем и душой, в нищете духа, в сокрушении, смирении и угнетении, ощущая себя сиротой и бедняком – и, в то же время, освящённым и оправданным, благодаря жертве Иисуса Христа, ожидая Его пришествия и окончательного принятия в Царство Божье с преображёнными телами и чистыми душами!
[1]Встречается в Библии только в 9-м псалме
[2] Кстати, тройное использование одного слова используется только по отношению к Богу: “Свят, свят, свят”.