Люди склонны к тому, чтобы создавать закрытые сообщества, внутри которых они могли бы чувствовать себя уверенно и в безопасности. Для некоторых идеальным вариантом было бы вообще не выходить за пределы этих групп, чтобы не подвергаться негативному влиянию. Впрочем, в настоящее время достаточно сложно быть полностью изолированным, даже амиши, известные своим стремлением быть отделёнными от остального мира, занимаются туристическим бизнесом, продают свои продукты и другие товары вовне, а также используют некоторые технические достижения. Национальные диаспоры помогают человеку выжить в чужой стране, даже не зная местного языка, но и они сталкиваются с необходимостью оформлять различные документы, приобретать товары и услуги за пределами своих общин. Не стоит забывать и том, что даже внутри объединённых вокруг какой-то идеи людей бывают разногласия и конфликты. Как мы рассмотрели ранее, 9-й псалом раскрывает тему зависимости человека от других людей и связанных с этим проблем (подробнее от этом в части 1 и части 2, полный текст 9-го псалма здесь). В этот раз рассмотрим на различные типы «проблемных» людей, которые противостоят верующим.
Для начала рассмотрим слово, используемое в двух ключевых стихах – 20-м и 39-м – «…да не преобладает человек…» и «…да не устрашает более человек на земле…». Это слово ЭНОШ (ивр.), этимология которого восходит к корню АНАШ обозначающему болезнь и неизлечимость. Оно употребляется, например, в истории о болезни ребёнка, появившегося после незаконной связи Давида и Вирсавии («…И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело…» 2Цар.12:15). Также мы можем увидеть его в книге пророка Иеремии («…За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна…» Иер.15:18 и «Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено, кто узнает его?» Иер.17:9[1]). Также его можно увидеть в книге Иова[2] и у пророков Исаии[3] и Михея[4]. Впрочем, данное слово употребляется по-разному – как для обозначения нечестивых людей вроде исполинов[5] или жителей Содома[6], так и обычных людей и даже ангелов[7].
В 9-м псалме все 3 раза, когда используется это слово, употребляется именно в контексте его этимологии – слабости и болезненности, порочности. Кроме вышеупомянутых 20-го и 39-го стиха, где оно употребляется в единственном числе, также оно употребляется в 21-м, но уже во множественном. Некоторые усматривают в этом «человеке» намёк на антихриста на контрасте с 8-м псалмом, где идёт отсылка как к человечеству в целом, так и к Мессии (Христу). Не отвергая полностью эту версию, всё-таки отметим, что более вероятно это слово употребляется для обозначения человеческой природы, испорченной грехом, стремления властвовать и угнетать других людей. На это указывает связка с «народами», о которых мы поговорим немного позднее. Похожее употребление этих образов находится, например, в 89-м псалме и ряде других псалмов[8]:
«Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»
(Псалтирь 89:4)
В книге притч кроме нейтрального употребления данного слова (25:1) говорится о злости, кровожадности, несправедливости и развратности людей[9]. И это именно то, от чего хочется избавиться псалмопевцу, поэтому он взывает к Богу о помощи, потому что другой надежды добиться справедливости не видно.
Стоит вспомнить о том, что в душе каждого человека заложено стремление к тому, чтобы вернуться от нынешнего греховного человека к тому, который был создан в самом начале – к АДАМУ, вышедшему из земли силой Божьей и имеющему непосредственное общение с Творцом. В книге Бытие для обозначения созданного человека употребляется слово, которое можно перевести как «красный», что символизирует глину или землю в широком смысле. Но как первый Адам был преображён чудесным образом, так и верующие люди будут преображены последним Адамом – Иисусом Христом. Преображённые люди по сравнению с ныне живущими будут отличаться от земных настолько, насколько глина отличается от человеческого существа. Это будет изменение природы, которое трудно даже вообразить, но в настоящее время человеку предстоит борьба с греховной природой в себе и в окружающих.
Для описания характеристик человека в псалме наиболее часто употребляется слово РАША (ивр.)- нечестивый, беззаконный, неправедный, виновный. В 1-м псалме можно подробно наблюдать, что нечестивые будут совещаться, но они как «прах, возметаемый ветром» в отличие от праведника подобного дереву, стоящему у потоков вод. Нечестивые будут судимы и в конце концов их путь погибнет. В 9-м псалме эти идеи повторяются – нечестивые будут погублены, познают последствия своих злых дел, попадут в ад, однако это только впереди, в настоящее время они словно не замечают Бога, преследуют бедных, делают, что хотят, гордятся, строят козни, смеются над Божьим судом. Человеку сложно это наблюдать и не брать суд в свои руки, не соблазниться путём нечестивых, который кажется лёгким и приносящим успех.
Праведный Авраам, когда узнал о суде Божьем над Содомом и Гоморрой, спорил с Богом, потому что ему казалось, что судьба праведных и нечестивых в той ситуации не отличается[10]. Порой кажется, что жизнь всех людей одинакова независимо от того, стараются ли они исполнять заповеди Божьи или живут, как хотят. Во многих псалмах, притчах и в других библейских книгах праведники пытаются разрешить эту проблему, терзающую их сердце. Но у Бога есть ответ на этот вопрос, он в будущем, когда будет понятно, где добро и где зло, когда наступит справедливый суд, праведники получат свою награду, а нечестивые – наказание.
Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?»
Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и, хотя искушают Бога, но остаются целы».
Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
(Книга пророка Малахии 3:13-18)
Второе понятие, широко употребляемое в псалме для описания неправедных людей – это народы[11]. Человек во все времена жил под влиянием различных сообществ – семьи, рода, племени, государства. Это заключалось в том, что община диктовала, как ему жить, работать, как строить отношения внутри и с теми, кто снаружи. Любые законы и правила внутри группы усиливаются, их исполнение контролируют, за нарушение наказывают. Символом пагубности влияния различных сообществ является Вавилонская башня – плод титанического труда, памятник гордости и высокомерия, который превратился в прах. Бог создал на земле Своё сообщество – людей, которые знают и ищут Его всем сердцем – народ Божий, Церковь Христову. Эта группа, как и другие, имеет свои проблемы и конфликты, однако, есть одно существенное различие – в ней главная цель состоит не в том, чтобы удовлетворить потребности участников, а в том, чтобы угодить Богу. Стремление и ценности любой команды людей находятся на земле, а сокровище верующих находится на небесах.
Более того, псалмопевец осознаёт гибельность пути народов, неизбежность суда над язычниками, поэтому он призывает верующих: «возвещайте между народами дела Его» (ст.12). Этимология слова ГОЙ (ивр.) – народы – вероятно, заключается в примитивном корне ГАА со значениями «возвышаться, подниматься, превозноситься». Иисус Христос, чтобы создать Свой народ, наоборот, умалился, принял слабую человеческую природу, чтобы потом вознести её к Богу как жертву живую, святую и угодную Ему[12]. В ХХ веке возвышение народов превратилось в фашистскую идею, которая погубила множество людей в кровопролитных войнах. Но и другие современные группы, в том числе религиозные, могут губить души людей идеями самореализации, успешности, независимости от любых ограничений. Противостоять этим «народам» и стремиться обратить кого-то в народ Божий – важнейшая часть жизни верующего человека.
В заключение хочется вкратце рассказать и о более очевидных врагах верующего – ненавидящих, жадных, злых и противящихся. Страдания от таких людей очевидны, но опасность заключается в том, что эти пороки легко увидеть в других, но трудно заметить в себе самом. Ненависть легко оправдать стремлением к справедливости, жадность скрывается под маской рассудительности и бережливости, злость и склонность к спорам подменяются стремлением разобраться и желанием высказать своё мнение. Поэтому нужно напоминать себе слова, сказанные Апостолом Павлом в Послании к Римлянам: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим.2:1).
Подводя итоги, вспомним, что врагами верующему являются греховная природа, влияние греховных сообществ и отдельных злых людей. Для того, чтобы победить в этой духовной войне, требуется внимательность к собственному сердцу, обращение к Богу за справедливостью и надежда на будущее преображение, когда последний враг – смерть – будет окончательно побеждён.
[1] Также Иер.17:16, 30:12, 15
[2] “Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины”. (Иов 34:6)
[3] В день насаждения твоего ты заботился, чтобы оно росло, и чтобы посеянное тобою рано расцвело; но в день собирания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая. (Исаия 17:11)
[4] …потому что болезненно поражение ее, дошло до Иуды, достигло даже до ворот народа моего, до Иерусалима. (Михей 1:9)
[6] Книга Бытие 13:13
[7] Книга Бытие 18:2 и далее
[9] Пр.24:1, 25:1, 28:5, 29:8
[10] Книга Бытие, гл.18:23
[11] ГОЙ (ивр.) – 6 раз, ЛЭОМ (ивр.) – 1 раз, АМ (ивр.) -1 раз (ст.12)
[12] Послание к Римлянам 12:1