В современном христианстве одной из самых животрепещущих тем является поклонение. Очень часто под этим понимаются некоторые действия, совершаемые во время богослужений – пение, молитва, исповедь или сама литургическая практика целиком. Люди идут в церковь, чтобы поклониться Богу, но если задуматься, то в своей сути поклонение — это не определённые действия, это необходимое отношение. Бывает так, что люди ДЕЛАЮТ что-то, но Бог при этом не становится для них ближе и понятнее. В одной притче эта проблема раскрыта очень тонко.
Молодой человек спросил старого раввина:
— Мы слышали, что в прошлом, в старые золотые дни, люди, бывало, видели Бога своими собственными глазами, люди, бывало, встречались с Богом. Бог, бывало, ходил по земле, Бог, бывало, называл людей по их именам. Бог был очень близко. Что же случилось теперь? Почему мы не можем видеть Его? Почему Он прячется? Куда Он ушёл? Почему Он забыл землю? Почему Он больше не ходит по земле? Почему Он больше не поддерживает за руку людей, спотыкающихся во тьме? Раньше Он, бывало, делал это.
Старый раввин посмотрел на ученика и сказал:
— Сын мой, Он и сейчас там, где был, но люди забыли, как склоняться так низко, чтобы увидеть Его.
Религиозные действия, выполнение ритуалов зачастую происходят только на интеллектуальном уровне и не приносят плода. Впрочем, и эмоциональная наполненность недолговечна, человек может испытывать волны вдохновения и опустошённости, полагаясь исключительно на эмоции. Чтобы разобраться в этой теме подробнее, рассмотрим две истории из Ветхого и Нового Заветов, где впервые говорится о поклонении.
История первая. Поклонение незнакомцев.
Сразу после родословия Иисуса Христа и краткой истории Его рождения в Евангелии от Матфея мы читаем о загадочных волхвах с востока, которые пришли в Иудею поклониться Царю после небесного знамения. В этой истории много непонятного – во-первых, когда они пришли. Маловероятно, что они пришли сразу после Рождества, так как путешествия в те времена могли занимать месяцы и даже годы. С момента появления звезды они должны были сделать определённые вычисления, собрать экспедицию, найти проводников и охрану и, наконец, пройти немалый путь. Во-вторых, неизвестно откуда они пришли — это могла быть Сирия, Месопотамия, Индия или даже Китай. Так или иначе, в своей далёкой стране эти люди были богатыми и влиятельными, занимались магией, астрологией или другими оккультными практиками. В-третьих, непонятно, кто были эти люди. Возможно, они были жрецами, представителями знати, учёными, пророками, также вероятно, что их профессии могли различаться. Но по какой-то причине они собрались вместе и отправились в далёкий и опасный путь. Наконец, мы даже не можем сказать, сколько их было – очевидно, что больше одного, но насколько больше? Традиционно считается, что их было трое – по количеству даров (золото, ладан и смирна), в 8-м веке даже придумали им имена – Каспар, Мельхиор и Валтасар. Но доподлинно сказать об этом мы не можем, потому что не имеем достаточных оснований. После поклонения волхвы снова исчезают в неизвестности, отправившись обратно “в страну свою”.
Для нас важно то, что впервые в Новом Завете именно здесь мы встречаем слово “поклониться” (гр. Προσκυνέω – проскунЭо), причём оно здесь встречается трижды – дважды в отношении волхвов и один раз в отношении царя Ирода, который якобы тоже хотел поклониться Царю Иудейскому.
…и, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Евангелие от Матфея 2:11)
В данной истории можно увидеть то, что обычно сопровождает поклонение – определённое место (Вифлеем), определённое время (после появления звезды) и определённые действия (падение на землю, принесение драгоценных даров) и определённый результат (радость и указания от Бога). Кстати, мы не видим традиционных действий, связанных в сознании многих с поклонением – песни, молитвы, богослужения – нет даже ни одного слова, которые сказали волхвы на встрече с Иисусом, Мариею и Иосифом. Более того, это событие происходит вне пределов традиционного места поклонения – Храма в Иерусалиме. При этом мы видим отношение, которое отчасти заложено в греческом слове со значением “поклоняться”. Его корень происходит от слова “собака, пёс” (гр. Κύων – кУон), которое кроме прямого значения имеет и переносное – плохой человек, язычник, неверующий, противящийся Богу и Его людям. Таким образом, буквальное значение глагола “поклоняться” — это делать то, что делает собака, лижущая руку хозяина. Это отношение полной зависимости и преданности, желание быть рядом и угодить своему владельцу. Это может показаться унизительным и недостойным, но давайте вспомним притчу, которую мы прочитали выше, а ещё лучше вспомним о том, какое унижение пережил Бог, воплотившись в человека, прожив земную жизнь и ужасную смерть на кресте.
Люди, упавшие в грех, перед Богом были как дикие псы, нападающие на людей. Люди оставили поклонение Творцу, променяв Его на князя мира сего – сатану, который и Сына Божьего пытался безуспешно соблазнить этим, но получил решительный ответ:
…отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”.
(Евангелие от Матфея 4:10)
Милость Божья проявилась в чудесной истории исцеления Иисусом Христом дочери Хананеянки (Мф.15:21-28), которая “…кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне…”. Она согласилась быть причисленной к псам1 – лишь бы получить от Него помощь, и в этом была её великая вера. Евангелие удивительно тем, что с одной стороны оно говорит о том, что все люди абсолютно недостойны и потеряны для Бога по причине своих грехов. Но, с другой стороны, оно говорит, что благодаря Христу по милости (то есть, даром) Бог так сильно возлюбил нас, что сделал друзьями и детьми. Он всё сделал за нас, Ему не нужны никакие дополнительные действия с нашей стороны, нужна лишь вера и правильное отношение.
История вторая. Поклонение незнакомцам.
Для того, чтобы переместиться в Ветхий Завет и найти там это же греческое слово, используем греческий перевод Септуагинту. В ней впервые оно встречается также в первой книге – Бытие – и также на пороге радикальных перемен в истории человечества. В 18-й главе мы видим Авраама, который увидел трёх мужчин около своего шатра.
Он возвёл очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр и поклонился до земли.
Что же там произошло? В 16-й главе описана одна из ошибок Аврама – потеряв терпение, он соглашается со своей женой Сарой на то, чтобы зачать ребёнка от служанки-египтянки. Задолго до этого Господь обещал Авраму, что от него произойдёт великий народ, и потомки его будут весьма многочисленны. Шло время, но Сара не могла забеременеть, Авраму было около 85 лет, и шансы родить уменьшались с каждым годом. Последствия этой ошибки были весьма плачевны, но вот проходит ещё около 14 лет, Авраму уже 99, и Господь повторяет Своё обещание, заключает новый завет, символом которого стало обрезание, Аврам становится Авраамом, Сара – Саррой, и они получают указание, что их будущего сына, который родится через год, нужно назвать Исааком2. И снова мы видим, что поклонение происходит в определённое время, в определённом месте, выражается в определённых действиях и приносит определённый результат. В данном случае всё отличается от новозаветных событий, однако, неизменно то, что верующий человек поклоняется Богу в лице трёх незнакомцев.
Эта история ещё более туманна, чем поклонение волхвов. На знаменитой иконе А.Рублёва “Троица”3, основанной на ветхозаветном сюжете встречи Авраама с Господом, символически изображено то, что произошло. Однако, кто были эти трое мужчин, непонятно. С одной стороны, говорится, что Господь явился Аврааму и говорил с ним. А потом два Ангела пришли в Содом, чтобы вывести семью Лота. Куда подевался третий, был ли он Ангелом или Христом, или… Также непонятно, зачем нужно было приходить этим трём мужчинам, когда до этого Господь уже являлся Аврааму и говорил в общем о том же. Было ли тогда тоже трое мужчин или просто голос с неба, или один мужчина или Ангел…
Но то, что можно сказать уверенно — это то, что Авраам здесь понял что-то важное о Боге, что-то фундаментальное, что-то радикально меняющее жизнь. Иисус Христос однажды сказал:
“Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался”
(Евангелие от Иоанна 8:56)
Нет единого мнения по поводу того, о чём здесь сказал Господь, что это был за день, но, возможно, это был именно тот момент, который описан в 18-й главе книги Бытие, где Авраам поклонился Богу. Действительно, что может быть более потрясающим и переворачивающим все представления о Боге и окружающем мире, чем весть о Мессии, Который спас человечество? Благая Весть состоит в том, что Бог спустился с небес, где имел всю силу и власть, воплотился в смертную плоть, познал горе и тяготы земной жизни, был отвергнут Своим народом, предан ближайшими друзьями, несправедливо предан на позорную смерть, потеряв всё – друзей, свободу, имущество и жизнь. Это могло бы ввести в тяжелейшее отчаяние от вины, если бы Он не воскрес. Он показал тем, кто верит в Него, путь по которому они пройдут в будущем и обретут полную свободу и усыновление, увидят Бога таким, каков Он есть.
Итак, поклонение — это и место, и время, и действия, и результат, но всё это не будет стоит ничего без должного отношения. Отношения слуги, ничего не стоящего, который делает то, что должен, и одновременно сына или дочери Всевышнего, ожидающего встречи с небесным Отцом!