Псалом 130. Успокойся, душа моя

Многие считают, что от беспокойств можно избавиться, если отгородиться от раздражающих людей или обстоятельств. Однако, беспокойный человек всегда найдёт что-то, что выводит его из равновесия. В конечном итоге его начнёт раздражать он сам – внешний вид, привычки, состояние здоровья или психики. А от себя никуда не денешься. Такой подход созвучен восточной философии, которая предполагает отказ от различных желаний и страстей. Но есть и другой подход… 

Жил один мудрый король. Однажды он захотел увидеть на картине бесконечный покой и предложил большую награду за лучшую картину. 

Многие художники пытались нарисовать такую картину. Король посмотрел все работы, но среди них были лишь две, которые по-настоящему ему понравились. Из них предстояло выбрать достойнейшую. На одной картине было нарисовано тихое озеро. Оно, как зеркало, отражало возвышающиеся вокруг него горы, голубое небо с белыми облаками. Каждый, кто смотрел на эту картину, думал, что она и является совершенной картиной покоя. Вторая картина изображала горы. Но они были суровыми, неприступными и голыми. Сверху нависало разбушевавшееся небо, шёл дождь, сверкала молния. По горной стене падал пенящийся водопад. Всё это не имело ничего общего с миром и покоем. 

 Однако, взглянув на водопад, король увидел за ним крошечный кустик, растущий из расщелины в скале. На нём свила гнездо птица. Там, в окружении стремительно падающей бушующей воды, она ожидала птенцов. 

 Именно эту картину и выбрал король. Он сказал: 

 — Покой не означает место, где тихо и мирно, где нет шума и беспокойства, где нет напряжённой работы. Покой — это то, когда всё это есть, однако вы сохраняете мир и покой в своём сердце… 

Размышляя над содержанием книги псалмов, мы находим человека в различных состояниях души и сердца, который через молитву, пение или разговор с самим собой находит правильный путь в любых обстоятельствах. Сегодня рассмотрим Псалом 130, который помогает проникнуть в тайну успокоения души. 

Песнь восхождения. Давида. 

Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. 

Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. 

Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек. 

(Псалом 130) 

Этот псалом является песнью восхождения (или песнью ступеней), которая пелась во время подъёма по лестницам в Храм Божий в Иерусалиме. И ключевой образ в этом коротком псалме — это ребёнок, отнятый от груди матери. Каждый родитель знает, что раньше или позже каждый ребёнок проходит этот этап взросления. Перед тем, как делать это ребёнка постепенно приучают к обычной еде – сначала мягкой, а потом и твёрдой, чтобы переход прошёл безболезненно. В древних сообществах этот день отмечался особенно, об этом мы читаем в книге Бытие. 

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. 

(Книга Бытие 21:8) 

Если перейти от физического взросления к духовному, можно заметить схожие процессы. Однако, если дети вырастают неизбежно, то для духовного взросления необходимо прилагать усилия – интеллектуальные и эмоциональные. Что же делает для этого Давид? 

Смиренное сердце 

Первое, о чём говорит автор псалма — это смирение сердца. В библейском языке сердце — это средоточие личности человека, его суть и источник мотивации. Когда сердце поражается гордостью, человек вступает на путь погибели, который раньше или позже приведёт к падению. 

Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. 

(Притчи 18:12) 

Не стоит думать, что гордый человек всегда таков, зачастую люди меняются под влиянием различных обстоятельств. Так три израильских царя были сбиты с толку по разным причинам – царь Иудеи Иосафат делал много правильных дел, но пренебрёг волей Божьей ради дружеских отношений с царём Израиля. 

…и возвысилось сердце его на путях Господних… 

(2-я книга Паралипоменон 17:6) 

И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня. 

(2-я книга Паралипоменон 19:2) 

Царь Озия был успешным в вопросах обороны, он укреплял города, тренировал войско и в какой-то момент это сыграло с ним злую шутку. Человек у власти, который верит в свою силу и верность своих решений, раньше или позже совершит необдуманный поступок, который повредит и ему и государству. 

Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. 

(2-я книга Паралипоменон 26:16) 

В данном случае Озия замахнулся на священническое достоинство, которое по повелению Божью в то время принадлежало только потомкам Аарона. В наказание за это он был поражён проказой до конца своих дней, жил в отдельном доме и не мог заходить в храм. 

Наконец, царь Езекия был неблагодарным за исцеление его от смертельной болезни и спасение от вражеского войска. В общем, он был во многом праведным перед Богом, сделал много полезного для Иудеи и Иерусалима, но оступился и навлёк на себя гнев Божий. 

Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев Божий и на Иудею, и на Иерусалим. 

Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, — сам и жители Иерусалима, — то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии. 

(2-я книга Паралипоменон 32:25-26) 

Три израильских царя были подвержены тем же искушениям, что и мы с вами – желание понравиться окружающим, последствия успеха в делах и неблагодарность за благословения, приписывание заслуг себе, а не Богу. Но надменными сердцем могут быть не только отдельные люди, но и целые сообщества. Так потомки брата Иакова – Исава – эдомитяне были высокомерными, потому что расположились в непреступных (как им казалось) горах и накопили достаточно сильную армию для обороны и нападения. 

Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь. 

(Иеремия 49:16) 

Укреплённые города и сильное войско не помогло эдомитянам – впоследствии и государство и народ полностью исчезли с лица земли. Такое может произойти с народами, со странами, с организациями, в том числе и с церквями, о чём говорят многие послания и, конечно, книга Откровения Иоанна Богослова. 

Наконец, в 28-й главе книги Иезекииля говорится о самом первом случае гордыни – о враге Божьем и всего человечества – о сатане. 

Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд, и золото, всё, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. 

Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. 

Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. 

От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. 

От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. 

Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. 

Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки. 

(Иезекииль 28:13-19) 

Мы знаем, что дьявол погубил не только себя, но и попытался погубить людей, впрочем, как и любой, кто пробует идти против Бога, потерпел поражение.  

Гордыня заходит в сердце по-разному. Для того, чтобы не позволить этому произойти, нужно знать свои слабости и бороться с ними, следить за своим сердцем, смирять его, преодолевать искушения и помнить слова Апостола Петра, что дьявол — это рычащий лев, постоянно ищущий, кого бы ему поглотить (1Пт.5:8). 

Смиренный взгляд 

В предыдущей части мы читали про возгордившегося царя Езекию. Его противник, царь Ассирийский Сеннахирим, имел высокомерный взгляд на Израиль и его Бога. Он считал, что его военные успехи означают превосходство его богов. Бывает так, что верующие люди могут выглядеть неуспешными и слабыми в глазах этого мира, путь праведности может выглядеть глупым и даже бессмысленным. Однако, раньше или позже истина и мудрость Божья будут явлены каждому. 

Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева! 

(4-я книга Царств 19:22, Исайя 37:23) 

С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь. 

(Псалтирь 17:26-28) 

Если сердце говорит человеку, как нужно поступать, то глаза предоставляют информацию для принятия решений. Даже если человек знает, как принимать правильные решения, но не понимает, что происходит вокруг него из-за высокомерного взгляда на вещи, он всё равно совершит ошибку. 

Гордые глаза являются одним из свойств человека, которые Господь ненавидит и называет мерзостью. Более того, Соломон поставил их на первое место в списке мерзостей. 

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. 

(Притчи 6:16-19) 

Непросто увидеть бревно в своём глазу, особенно когда ты занят поиском соринок в чужих глазах. Ошибки восприятия всегда будут подстерегать нас на жизненном пути, для их поиска и исправления нужно применять глазные капли Слова Божьего, мазь молитвы, лекарство исповеди и упражнения в смирении и самоограничении. 

Смиренный разум 

Современный человек как никогда раньше в истории человечества полагается на свои интеллектуальные способности и возможности познания при помощи науки. Впрочем, во все времена люди старались рационализировать окружающий мир. Чем больше определённости вокруг, тем проще этим управлять, не полагаясь на веру и сверхъестественное. Проблема в том, что Бог не укладывается ни в какие логические схемы, Он просто за пределами человеческого понимания – примерно так же, как картина не способна понять художника или компьютер не способен осознать, что он сотворён кем-то. 

Давид в этом псалме употребляет слова “великое” и “недосягаемое”. Именно этими словами Соломон описывает будущий Иерусалимский Храм – местообитание Бога на Земле. 

…дом, который я строю, великий и чудный… 

(2-я книга Паралипоменон 2:9) 

В переводе второе слово отличается, но в оригинале используются те же самые слова. В книге Иова эти два слова вместе употребляются три раза (5:9, 9:10, 37:5) и снова при описании дел Божьих. 

Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. 

(Книга Иова 37:5) 

Также это сочетание слов трижды употребляется в книге псалмов – кроме изучаемого нами 130-го псалма ещё в псалме 85:10 и 135:4. 

…Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты. 

(Псалом 85:10) 

Наконец, мы видим эти слова в книге пророка Иеремии: 

…о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного… 

(Иеремия 32:17) 

Бог характеризуется тем, что он велик, то есть больше всего остального, так как Он сотворил всё сущее. Человек не может в научных терминах описать бесконечность, но Творец бесконечен и поэтому непознаваем. Также Господь описывается как чудесный, то есть как выходящий за пределы правил и законов этого мира, потому что создал эти законы и может их обойти или изменить в Своих интересах. Признавая эти два факта, человек смиряет свои интеллектуальные способности, потому что понимает их ограниченность. Более того, в Библии прямо говорится, что иногда Бог скрывает что-то от людей до определённого момента, а что-то просто вне когнитивных способностей человека. Например, раньше люди не знали о существовании радиоволн или что Земля вращается вокруг Солнца. Точно так же Христос был скрыт от человечества, пока не пришло Его время. 

Конечно, ограниченность нашего познания или сокрытие определённой информации не означает, что нужно вообще отказаться от исследований или попыток рационального осмысления. Разум и опыт помогают различать добро и зло, дают возможность принимать мудрые решения и давать адекватные советы. Библия учит нас возрастать во Христа, ведь и Сам Господь по человеческой природе возрастал, в том числе и в интеллектуальном плане. Автор Послания к Евреям употребляет те же образы, что и Давид в 130-м псалме. 

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать. 

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 

Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. 

(Послание к Евреям 5:11-14) 

Было бы странно, если бы человек в 20 лет по-прежнему питался грудным молоком. Так же удивительно, что верующие могут осознанно отказываться от возрастания во Христе (Еф.4:13) не только эмоционально, но и интеллектуально – уметь приводить разумные аргументы, отвечать на сложные вопросы, разбираться в запутанных ситуациях. 

Итак, смиренный разум — это разум ищущий, возрастающий и укрепляющийся, но при этом осознающий свою ограниченность и зависимость от Бога. 

Итак, человек Божий смиряет своё сердце, глаза и разум, но ещё он успокаивает душу. Что же это означает? Слово, переведённое как “успокаивал”, имеет значение остановки, молчания, неподвижности. Неспособность сдержать себя от глупого поступка или неосторожно сказанного слова — это большая беда. Смирение помогает в этом, также помогает осознание того, что Бог рядом, более того, мы с Ним в одной упряжке, как и сказал Иисус Христос. 

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. 

(Евангелие от Матфея 11:28-30) 

Из-за грехопадения человек был разделён со Своим Создателем как ребёнок, отнятый от груди матери. Душа страдает и тревожится от этого, но нам через Иисуса Христа дан Утешитель Дух Святой, Который учит нас становиться взрослыми – в сердце, во взгляде на жизнь и в своих мыслях. Бог учит нас полагаться на Него здесь и сейчас, а также в вечности, где дух, душа и тело во всей целости сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес.5:23). 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.