Засохшая смоковница или почему Иисус проклял дерево?

Люди усложняют себе жизнь, теряют покой, пытаясь найти тайный смысл в происходящих событиях. Вместо этого стоит попытаться увидеть главное, извлечь урок, сделать выводы и идти дальше.

В одном селении на окольном пути росло небольшое дерево с неказистой кроной. Его ветви были большей частью неуклюжие. Силуэт был с одной стороны корявый, с другой – оформленный.

Когда дерево увидел разбойник, ему показалось, что это полицейский подкараулил его, и разбойник скорее скрылся за поворотом.

Когда на силуэт дерева посмотрел влюблённый юноша, ему показалось, что это его любимая ждёт и торопится попасть в его объятия. И юноша с радостью побежал навстречу ей.

Когда на дерево взглянул маленький мальчик, который был под впечатлением страшной сказки, то он увидел чудище, что приготовилось накинуться на него. Мальчик расплакался и прижался к маме.

Но дерево всегда было просто ДЕРЕВОМ.

Сегодня мы будем изучать историю о засохшей смоковнице[1] – одну из самых загадочных и противоречивых в жизнеописании Иисуса Христа. Посмотрим на историю с разных сторон, оценим возможные варианты толкования, а потом сделаем вывод. Итак, вот эта история.

И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с Двенадцатью.

На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую‐либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? А вы сделали его вертепом разбойников.

Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию[2], ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.

Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

(Евангелие от Марка 11:11-26)

Короткая версия той же истории в изложении евангелиста Матфея:

И, оставив их, вышел вон из города[3] в Вифанию и провел там ночь.

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.

(Евангелие от Матфея 21:17-22)

Первое, что сразу бросается в глаза – это последовательность событий в этой истории. У Матфея смоковница засохла «тотчас», а у Марка прошёл целый день от момента проклятия до засыхания. Второе, что важно отметить и не так очевидно – это единственное чудо, связанное с проклятием Иисуса. Ещё одним событием, связанным с разрушительными последствиями действий Господа, можно также назвать гибель стада свиней после изгнания в них бесов[4].

Наконец, многих смущает тот факт, что Иисус проклинает дерево, казалось бы, ни за что, ведь Марк пишет, что было «не время собирания смокв».

Для начала разберёмся с обстоятельствами происшедшего, а потом рассмотрим возможные решения для возникающих вопросов.

События

Очень важно помнить, где и когда происходит история со смоковницей, что случилось до и после неё, а также что говорил Иисус Христос и Его Апостолы в связи с происшедшим.

Первое важнейшее событие, предшествующее истории со смоковницей – это торжественный вход в Иерусалим Иисуса Христа верхом на ослёнке. Толпы народа приветствуют Мессию, радуются, машут пальмовыми ветвями и постилают одежды на Его дороге. Казалось бы, вот момент триумфальной победы Господа над всеми Его противниками и недоброжелателями. На самом деле многие не понимали, Кто перед ними, враги по-прежнему строили козни, а народ, кричавший «…осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»[5], через некоторое время будет кричать: «…да будет распят!»[6].

Второе событие – это очищение Иерусалимского Храма от торговцев, мешающих людям встречаться там с Богом[7]. Иногда этим эпизодом оправдывают применение насилия и даже войны во имя Христово, однако, стоит понимать, что Господь здесь применяет силу только по отношению к мебели, а не к людям.

Третье событие  – это вопрос о власти Иисуса, на который  священники и старейшины так и не получат определённый ответ. Впрочем, встречный вопрос Спасителя довольно прозрачно намекает на то, Кто Он и откуда у Него власть.

Наконец, в ответ на вопрос Апостолов, связанный с засохшей смоковницей, Иисус говорит о молитве с верой и спасении (образ скалы, брошенной в море).

Если читать Евангелие дальше, то можно увидеть ещё много разных событий, связанных одной темой – разрушенными отношениями между Богом и Его народом. Последствиями этого будет разрушенный Храм, весь Иерусалим и гибель людей, не признающих в Человеке Иисусе Мессию (Христа), Которого они ждали. Впрочем, кроме катастрофических последствий этого конфликта можно увидеть и путь, как его преодолеть – об этом пути в частности говорит история со смоковницей.

Место

Что же это за местность, в которой происходит данное событие? Посмотрим на картинку.

Рисунок. Иерусалим и окрестности[8]

В евангельском тексте упоминаются города Виффагия и Вифания, находящиеся на востоке от Иерусалима. Они располагаются вокруг Елеонской (Масличной) горы, у подножья которой располагается Гефсиманский сад, в котором Иисус молился непосредственно перед распятьем. На востоке Иерусалима на Храмовой горе располагается Храм, отделённый от восточных окрестностей потоком Кедрон и соответствующей долиной. Иисус будет арестован в Гефсимании, пройдёт через весь Иерусалим и выйдет с западной стороны на Голгофу.

Вифания (гр. Βηθανία – Дом Печали или Дом Испытания или Дом фиников) – это город, в котором жили близкие друзья Иисуса – Мария, Марфа и Лазарь[9], там в доме Симона Прокажённого[10] женщина помажет Его миром[11]. Там же ранее был воскрешён сам Лазарь после четырёх дней пребывания в гробнице[12]. Также близ Вифании произошло Вознесение Господа[13], о котором пишет Евангелист Лука[14]. Вполне вероятно, что Иисус посещал этот город всякий раз, когда направлялся в Иерусалим, чтобы навестить друзей, отдохнуть с дороги и набраться сил.

Рядом с Вифанией, находится Виффагия (гр. Βηθαγή – Дом Неспелых Смокв). В этом городе Иисус говорит Своим ученикам взять ослёнка для входа в Иерусалим[15]. Вполне вероятно, что именно возле этого города и находилась смоковница, о которой мы изучаем Библию сейчас. На это указывает название города и то, что она должна находиться где-то между Вифанией и Иерусалимским Храмом. Впрочем, это только предположение, точно сказать это невозможно.

Рисунок. Иерусалим и маршруты Христа[16]

Дерево

Что же такое смоковница? Это плодовое дерево также известное как фига, инжир или сикомор (гр.συκῆ – сукЭ), которое использовалось в сельском хозяйстве с древнейших времён. В Библии это первое растение, которое упоминается по имени, если не считать деревьев жизни и познания добра и зла. Из листьев смоковницы Адам и Ева сделали себе опоясания после грехопадения[17]. В рассматриваемой нами истории также были листья на смоковнице, в обоих случаях были проклятья – в книге Бытие был проклят змей[18] и земля[19]. Стоить отметить, что Адам и Ева не были прокляты, они лишь получили наказание[20] – женщина стала страдать при рождении детей, а мужчина получил тяжёлый труд.

Далее смоковницу можно увидеть в книге Чисел, где её плоды находятся среди других произведений земли Ханаана – винограда и яблок граната[21] – которые принесли разведчики. Далее, в книге Чисел, во время очередного восстания израильского народа против Моисея и Аарона после смерти Мариамь люди упоминают эти же три растения, чтобы указать на неплодородность земли, в которой они находятся.

Зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?

(Книга Чисел 20:4-5)

Стоит отметить, что в Ветхом Завете смоковница часто встречается вместе с виноградом и иногда ещё с гранатом, есть предположение, что именно виноград был плодом с дерева познания добра и зла. И как по этой версии Адам и Ева нарушили предписание Божье с ним, так и Ной оступился, попробовав вино – сок винограда[22] – и опьянев. Вот несколько примеров того, как виноград встречается вместе со смоковницей:

Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь.

И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе.

(Второзаконие 8:6-11)

и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.

(Псалтирь 104:33[23])

смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!

(Песня Песней 2:13)

И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы.

(Исаия 34:4[24])

И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их.

(Осия 2:12)

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.

(Михей 4:4[25])

Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

(Аввакум 3:17-18)

Другие тексты можно посмотреть в конце статьи[26]. Как видно из них, смоковница и её плоды играли важную роль в жизни древнего Израиля. Это была не только еда и важная часть экономической жизни, но и место отдыха и встреч[27], плоды смоковницы однажды были использованы для исцеления царя[28], мы узнаём, что и незрелые маленькие плоды можно есть[29], а зрелые плоды собираются путём тряски[30]. Порой смоковница и её плоды сравниваются с людьми как в 24-й главе книги пророка Иеремии хорошие смоквы сравниваются с послушными Богу израильтянами, а плохие, которые невозможно есть, – с мятежниками. Также можно узнать, что смоковница требует бережной заботы[31], хотя порой всё бесполезно и её срубают[32]. Несмотря на то, что смоковница достаточно крепка, чтобы на неё мог залезть человек[33],  её древесина практически ни на что не годна[34].

В Новом Завете образ смоковницы употребляется в притчах – о плодах[35] (кстати, опять вместе с виноградом), о ветвях и листьях[36], о смоковнице, пересаженной в море[37] и о бесплодной смоковнице, которая приводится у евангелиста Луки, у которого не приводится истории о засохшем дереве.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?»

Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».

(Евангелие от Луки 13:6-9)

В этой притче мы опять видим виноградник, поиски плодов и угрозу срубить бесполезное дерево. Надо сказать, что эта притча была рассказана сразу после того как Иисусу рассказали об убийстве Галилеян Пилатом и кажущейся несправедливости этого на третий год земного служения Спасителя. Но Господь вместо того, чтобы поддержать возмущение жестоким правителем привёл историю о Силоамской башне, которая упала на людей и сказал, что людям нужно покаяние. Притча о смоковнице тоже говорит о том, что ещё есть время для покаяния. Пока человек жив, у него есть такая возможность, но после смерти – только суд Божий[38]. Когда Иисус проклял настоящую смоковницу через некоторое время после рассказанной притчи, Он уже был на пороге собственного Распятия и смерти и таким образом напомнил о грядущем суде, а также о молитве и вере, которые помогут избежать осуждения и гибели.

Обобщая всё вышеизложенное о символичности образа смоковницы, стоит отметить, что эти деревья много раз страдали за историю мира – и всякий раз это происходило из-за грехов людей, как знамение для них. Дерево и его плоды приносили радость и покой в жизни их хозяев, но если последние восставали против Бога, они часто лишались радости, покоя, а порой и самой жизни.

Голод

Посмотрим подробнее на ещё одну деталь этой истории – на то, что Иисус был голоден. Перед началом Своей проповеди Иисус был крещён Иоанном, после этого Он был приведён Духом в пустыню, где 40 дней постился[39]. Жизнь Иисуса Христа символически повторяла историю Израильского народа, который 40 лет был в пустыне и не выдержал испытания. Господь же преодолел все искушения, первым из которых был голод.

Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

(Евангелие от Луки 4:2[40])

В течение сорока дней у Христа были искушения от дьявола, но только в самом конце Он взалкал[41]. То есть, это было уже не столько физическое желание поесть, сколько душевное или духовное стремление избавиться от тяжёлых обстоятельств. Израиль тоже был недоволен не только недостатком еды и воды, но и жаловался, что Бог сделал их жизнь хуже и не может или не хочет им помочь. Однако, они видимо забыли историю Иосифа[42], который спас Иакова и его потомков от голода в Египте, где по провидению Божью было продовольствие.

Если израильтяне не могли утолить свой духовный голод, то Иисус мог – при помощи Слова Божьего. Мы не знаем, как Он преодолевал другие искушения, но три последних победил, цитируя Закон Моисеев, в частности книгу Второзаконие[43].

Из этой истории можно сделать вывод, что голод Иисуса перед смоковницей был вызван не столько желанием перекусить, ведь он не постился сорок дней, сколько желанием Духа что-то показать и преодолеть искушения от дьявола. Евангелист Лука пишет, что после искушения в пустыне «…дьявол отошёл от Него до времени»[44] и, возможно, перед смоковницей и было то самое время. Но почему?

Вспомним контекст – Иисус торжественно входит в Иерусалим, люди славят Его, поют песни, бросают пальмовые ветви и одежды. Вот оно успешное завершение Его проповеди! Но нет, не за этим Он пришёл, Ему ещё предстоит очистить Храм, Ему ещё предстоит пережить предательство, арест, несправедливый суд, избиения, унижения, позорный путь на Голгофу, насмешки, боль и, наконец, самое страшное…

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: «Боже Мой, Боже Мой! — для чего Ты Меня оставил?»

(Евангелие от Матфея 27:45-46)

Мог ли Он, здесь у смоковницы остановиться? Да, ещё было время и возможности, но Он этого не сделал, Гефсиманский сад в данном случае был последствием того, что произошло под этим деревом. Запомним эту мысль и пойдём дальше.

Вторая история, связанная с голодом, — это история о голодных учениках, а также связанная с ней история голодного Давида, получившего хлебы предложения.

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что́ значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

(Евангелие от Матфея 12:1-8[45])

Не будем останавливаться подробно на этой истории, зададим только несколько вопросов: был ли виновен Давид в истории с хлебами? Были ли виновны ученики в истории с колосками? Что делает Иисус по этому поводу? Конечно, Давид был виновен – он обманул священника, чтобы получить продовольствие и оружие. Он понимал, что своими действиями фактически обрекает его на смерть, но не остановился[46]. Если Иисус приводит эту историю, то и ученики должны быть виновны, однако Он называет их невиновными! В чём же дело? А дело в том, что Иисус понимал слабость человеческой природы, в том числе и перед голодом, Он знал, что все люди в принципе грешны и не способны жить праведно. Поэтому Он стал виновным вместо всех людей, Он понёс наказание, Он принял проклятье, чтобы мы могли спастись.

На эту заместительную роль Христа указывает и ещё одна история о голодном Иисусе.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

(Св. Евангелие от Матфея 25:34-36, 41-43)

Здесь мы видим, насколько Спаситель близок к каждому человеку, и особенно к страдающему от земных невзгод – голода, жажды, одиночества, бедности, болезней и заключения в тюрьму. Он буквально отождествляет Себя с нами, Он страдает как мы, Он нуждается как мы.

Он, хлеб жизни[47], утоляющий самую острую жажду и голод, заложенную в человеке – близость с Создателем. Он – Источник настоящего блаженства[48] здесь, на земле и в будущем, вместе с Ним, Его прославляет Дева Мария («…алчущих исполнил благ…» Лк.1:46-55) и все праведники, чувствующие этот голод и жажду и ожидающие того времени, когда эти желания будут полностью удовлетворены.

И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли?

Я сказал ему: ты знаешь, господин.

И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

(Откровение Иоанна Богослова 7:13-17)

Итак, Иисус, будучи человеком, чувствовал голод, но не только голод физический, но и духовный, происходящий от несовершенства человеческой природы, разлучённой с Богом из-за греха. Голод Христа перед смоковницей, конечно, не столько от желания поесть, сколько от ожидания грядущих событий.

Проклятье

Мы подходим к одной из самых сложных тем в нашем изучении, без которой трудно понять историю со смоковницей – это проклятье. Попробуем разобраться что это такое, как эта тема проходит через библейское повествование и как она нам поможет понять, что означает проклятье дерева Иисусом Христом.

Мы уже вспоминали об этом в разделе про смоковницу, но ещё раз упомянем и здесь о первых проклятьях, которые произошли незадолго после сотворения мира. Мир был благословлен Богом, Создатель говорил «хорошо» при каждом последующем акте творения, а в конце сказал «хорошо весьма»[49]. После этого Господь объявил «шабат»[50], чтобы человек мог жить с Ним и радоваться. В конце времён снова наступит «шабат» и снова всё будет так как надо[51], но сейчас всё не так, и вот как это началось.

Люди нарушили единственный запрет, который у них был, и в мир вошёл грех, смерть и проклятье.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

(Книга Бытие 3:14-19)

Как мы уже отмечали ранее, змей был проклят за то, что соблазнил первых людей, а также была проклята земля, которая совершенно ни при чём. А это означает, что проклято всё живое, которое до сих пор страдает и мучится, ожидая восстановления прежнего порядка[52]. Людям же Бог дал скорбь[53], это слово встречается всего трижды – два раза в этом тексте, где говорится о скорби Евы от беременности и скорби Адама от тяжёлого труда, а также в Быт.5:29, где говорится, что Ной утешит своих родителей от трудов при возделывании земли, проклятой Богом. Стоит отметить, что Бог понимает человека, потому что тоже чувствует скорбь.

…и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём.

(Книга Бытие 6:6)

При этом у Бога ещё прежде создания мира был план, как всё исправить[54] – семя жены поразит змея в голову[55] и человечество будет спасено подобно Ною с семейством на ковчеге[56].

Образ змея будет преследовать человечество, так змеи стали жалить израильтян за очередной их бунт, но Моисей приказал изготовить медного змея, глядя на которого, человек спасался. Это было ещё одно указание на Христа, о котором упоминается в Евангелии от Иоанна[57], а также во 2-м Послании к Коринфянам.

Не знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божьей в Нём.

(2-е Послание к Коринфянам 5:21)

Это утверждение настолько шокирующе, что в некоторых переводах (например, в синодальном) оно несколько смягчается («…сделал для нас жертвою за грех…»). Как можно назвать Иисуса Христа, Сына Божия грехом, как можно принять, что Он был проклят, как можно отождествлять Его со змеем, олицетворяющем сатану? Но это именно то, о чём говорит Писание.

Но вернёмся к теме проклятья – и вот первое проклятье, которое падает непосредственно на человека. Это происходит с Каином[58], который убил своего брата Авеля из зависти и злобы. Святой Апостол Иоанн прямо пишет, что Каин был «от лукавого»[59], ненавидел брата, не захотел побеждать зло и грех, и был побеждён им. Авель же – это ещё один прообраз Христа – праведника, убитого несправедливо, мученика за свои убеждения.

В книге Второзаконие проклятье от Бога уже встречается в связи с Законом Моисеевым, и оно связывается с исполнением этого закона. Первый раз оно произносится самим Моисеем, а второй раз оно будет произнесено при вхождении в Ханаан на горе Гевал (на горе Гаризим будут произнесены благословения).

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.

(Книга Второзаконие 11:26-28)

«Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!» И весь народ скажет: «аминь».

(Книга Второзаконие 27:26[60])

Также мы видим, что проклятиями пользуются люди – Ной проклинает Ханаана, сына Хама[61], Иаков боится проклятья своего отца за обман[62], а позже проклинает гнев и жестокость своих сыновей – Симеона и Левия[63], Валааму не удаётся проклясть Израиля[64], Иисус Навин проклинает тех, кто восстановит Иерихон[65], жителей Гаваона[66] и так далее[67]. О проклятьях говорится в псалмах, притчах и у пророков[68] – проклинаются нарушители законов, заветов, любящие грех, надеющиеся на людей, а не на Бога.

Новый Завет подтверждает ветхозаветное проклятье нарушителям закона, при этом даёт решение проблеме невозможности постоянно и во всём соблюдать закон – это Иисус Христос, исполнивший закон и принявший на Себя Его проклятье на деревянном Кресте[69]. Более того, Господь прямо осуждает практику проклятия людей людьми, вместо этого Он призывает благословлять проклинающих[70], Иаков пишет, что христиане не могут проклинать[71], а те, кто сами отказываются принять Евангелие или отрекаются от него, призывают проклятье на свою голову[72].

Итак, проклятье пришло в этот мир вместе с грехом, который принёс боль, страдания и тяжёлый труд. Но Бог, в Своей мудрости предвидевший падение человечества, всегда давал людям возможность не подпасть под него. Человеку нужно было любить Бога и ближнего и заповеди Его соблюдать, надеясь при этом на благодать Божью, явившуюся в последние времена людям в лице Иисуса Христа.

Версии толкования

Есть множество различных версий того, что же произошло со смоковницей. Наиболее часто встречаются три следующих версии:

  1. Поздняя смоковница. Эта версия утверждает, что хотя не было время сбора смокв, это могла быть одна из смоковниц, которые дозревают не летом, а весной. Плоды на смоковницах появляются позже листвы, поэтому наличие листьев на такой смоковнице предполагало и наличие плодов.
  2. Зачатки плодов. Вторая версия предполагает, что даже если не было время собирания плодов, на дереве должны были быть начатки плодов, которые тоже иногда употреблялись в пищу, особенно если человек был голоден, потому что вкус у неспелых плодов не такой приятный. Если же не было начатков, это означало, что дерево бесплодно, а потому бесполезно.
  3. Нарушение закона хозяином дерева. По Закону Моисея на плодовых деревьях и в полях после сбора урожая должна была оставаться часть плодов или остатки зерна для того, чтобы бедные люди, сироты и вдовы могли бы собирать это бесплатно[73]. Таким образом, проклятие смоковницы было наказанием её жадному хозяину.

Первые две версии указывают на то, что дерево было бесплодно, однако, Иисус сказал: «…да не будет же впредь от тебя плода вовек…», что может означать, что плоды всё-таки могли быть. Третья версия более обоснована, однако, Иисус не относился к категории людей, которая собирала остатки плодов, так что и она не вполне подходит.

Вспомнив всё, что мы читали об истории смоковницы, о месте и времени данного события, что происходило до и что произойдёт после, я предполагаю следующее. Дело здесь не в самом дереве и не в его хозяине, а в том, что означают эти действия, на что они указывают. Мы видели, что плодовые деревья и в частности смоковницы засыхали, вырубались или ломались за нечестие людей. Объясняя чудо со смоковницей, Иисус говорит о молитве, вере и спасении, которые, как написано, приходят через веру в Него. А возможно это стало благодаря смерти Господа на Кресте, где Он взял на Себя грех мира, принял проклятье закона, понёс наказание за преступленья, умер и по человеческой природе был отделён от Бога и сошёл в ад, чтобы потом воскреснуть, победить смерть и принести людям спасение.

Он и есть та самая смоковница, которая была проклята и умерла за чужие грехи, невинная жертва, пасхальный агнец, мученик, Святой Божий. Бог мог проклясть людей за их преступления, но вместо этого проклял Самого Себя, потому что мы были не в состоянии принести плод Духа самостоятельно. Это и есть та самая гора, которую вера в Христа бросает в глубину моря, невыносимая тяжесть всех грехов от преступления Адама и Евы до всего, что ещё произойдёт до окончания времён и Последнего Суда. Именно поэтому Иисус говорит о том, что для веры нужны отношения с Богом через молитву и Божье слово, именно поэтому Он говорит о том, что мы должны прощать, чтобы Бог нас простил.

История со смоковницей является одной из сложных частей Библии, однако, при тщательном изучении можно найти в ней многое о Боге, Его отношениях с людьми, о прощении и любви, о вере и молитве и, конечно, об Иисусе Христе. Пусть наши исследования и размышления помогут нам приблизиться к Нему и быть с Ним!

[1] Некоторые толкования истории: https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-marka/glava-11/stih-14/

https://foma.ru/chudo-razrusheniya-za-chto-xristos-proklyal-smokovniczu.html и http://optina-msk.ru/vse-sobytiya/1157-za-chto-proklyata-smokovnitsa а также https://www.pravmir.ru/smokovnica/ и https://pravoslavie.ru/34684.html и https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/proklyatie-smokovnicy

[2] Букв. «веру в Бога»

[3] Иерусалима

[4] Евангелие от Матфея 8:28-34, Марка 5:1-20, Луки 8:26-39

[5] Евангелие от Марка 21:9

[6] Евангелие от Марка 27:22

[7] «дом Мой домом молитвы наречётся» Евангелие от Марка 21:13

[8] http://рускатолик.рф/antonio-barluzzi/114-иерусалим-вифания-виффагия-карта/

[9] Евангелие от Иоанна 11:1

[10] Евангелие от Матфея 26:6

[11] Судя по всему, это Мария, сестра Лазаря (Ин.12:3)

[12] Евангелия от Иоанна, гл.11

[13] Евангелие от Луки 24:50

[14] Евангелие от Мк.16:19, где также описывается Вознесение Господне считается позднейшей вставкой

[15] Евангелие от Матфея 21:1-7

[16] http://xpamvockpeceniya.info/ru/skhemy-i-karty/skhema-poslednie-dni-khrista.html

[17] Бытие 3:7

[18] Бытие 3:14

[19] Бытие 3:17

[20] Букв. «скорбь»

[21] Числа 13:24

[22] Бытие 9:20-21

[23] Также Пс.74:77 как сикомор

[24] Так же, Откр.6:13

[25] В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.

(Зах. 3:10)

[26] И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?

И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?

(Суд. 9:11-13)

Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасет нас».

(ЧЦар. 18:31-32)

В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное.

(Неем. 13:15)

И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.

(Иер. 5:17)

До конца оберу их, говорит Господь, не останется ни одной виноградины на лозе, ни смоквы на смоковнице, и лист опадет, и что Я дал им, отойдет от них.

(Иер. 8:13)

Опустошил он виноградную лозу Мою и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола и бросил; сделались белыми ветви ее.  Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей! Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни.

Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина.

Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло.

(Иоиль 1:7-12)

Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, — и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.

(Амос 4:9)

есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их.

(Аггей 2:19)

[27] В Новом Завете под смоковницей Иисус видел Нафанаила (Евангелие от Иоанна 1:48-50)

[28] 4Цар. 20:7

[29] Ис. 28:4

[30] Наум 3:12

[31] Пр. 27:18

[32] Лк. 13:6-9

[33] Лк. 19:4

[34] 3Цар. 10:27, 2Пар. 1:15, 9:27, Ис. 9:10

[35] Лк. 6:44, Мф. 7:16, Иак.3:12

[36] Мф.24:32, Мк.13:28, Лк.21:29

[37] Лк.17:6

[38] Евр.9:27

[39] Лк.4:1-11

[40] Также Мф.4:1-11

[41] Гр. Πεινάω – пэйнАо – голодать, сильно желать.

[42] Быт.41:55

[43] Эта книга является последней в Торе – пятикнижии, написанном Моисеем

[44] Лк.4:13

[45] Также Мк.2:23-28, Лк.6:1-5

[46] 1Цар.22:22

[47] Ин.6:33

[48] Лк.6:19-26 «…Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь…»

[49] Быт.1:1-31

[50] Букв. «покой, суббота, окончание»

[51] Евр.4:9

[52] Рим.8:19-24

[53] Ивр.иццабон – мучение, боли, тяжёлый изнурительный труд

[54] 1Пт.1:20, Еф.1:4

[55] Быт.3:14

[56] Быт.6:8-22

[57] И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

(Ин. 3:14-17)

[58] Быт.4:11

[59] 1Ин.3:12

[60] Это последнее из 12-ти проклятий

[61] Быт.9:25

[62] Быт.27:12, 13, 29

[63] Быт.49:7

[64] Чис.23:25

[65] Нав.6:25

[66] Нав.9:23

[67] Суд.9:57, 21:18, 1Цар.14:24-28

[68] Пс.108:17-18, 118:21, Пр.3:33, 24:24, Иер.11:3, 17:5, Мал.2:2

[69] Гал.5:10-13

[70] Мф.5:44

[71] Иак.3:10

[72] Евр.6:8, 2 Пт.2:14

[73] В частности, об этом повествует история Руфи из одноимённой книги

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.