О покое для труждающихся и обременённых и как обрести покой

cemetery-959414_640Сегодня мы рассмотрим достаточно известный текст, который, однако, трактуют неправильно, вырывая его из контекста. Для этого мы рассмотрим аудиторию, к которой обращены слова Иисуса, посмотрим употребляемые образы и комментарии ранних христианских авторов, также посмотрим употребляемые слова в греческом оригинале и попробуем сделать окончательный вывод о смысле текста.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:28-30)

Обычно данный текст употребляется для того, чтобы в проповеди сказать, что, если вы устали от работы и проблем, то Иисус вас успокоит, надо молиться, изучать Библию и учиться у Него, и всё будет хорошо. Такой своеобразный “шабат” (“суббота”) для христиан, которые страдают или в заботах. Однако, данная трактовка совершенно игнорирует контекст данного отрывка и все предыдущие слова Иисуса в 11-й главе евангелия от Матфея.

Посмотрим, к кому Иисус обращал эту речь (глава 11):

стих 1. “И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их“.

стих 7.  “Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне…”.

стих 20. “Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись…”

стихи 25-26. “В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение”.

Итак, мы видим, что, по всей видимости, это была длинная проповедь или речь (о чём говорят многие комментаторы данной главы), которая произошла после наставления 12 учеников (глава 10 – наставления о том, чтобы идти проповедовать дому Изрилеву (Мф.10:5-6), предупреждения о гонениях и учение о господстве Иисуса). Очевидно, что ученики ушли проповедовать, а Иисус стал проповедовать другим людям, иудеям и, по всей видимости, и язычникам, а также ученикам Иоанна Крестителя, которым нужно было тоже поучиться у Иисуса. 16 стихов (или большая часть главы) – Мф.11:4-19 – это ответ ученикам Иоанна Крестителя, потом идёт обращение к жителям Хоразина, Вифсаиды и Капернаума, которые, судя по всему были в толпе. После этого идут потрясающие стихи о том, что вера открывается младенцам (гр.νήπιος-нЭпиос-младенец, несмышлённый, слабый), которым Бог и Сын открывает её, тем самым здесь Иисус приравнял себя к Отцу (ст.27…всё предано Мне Отцом Моим…).

То есть, эта речь обращена к тем, кто ещё не обрёл настоящей веры в Иисуса – ученикам Иоанна Крестителя, иудеям и язычникам.

Цель и основная мысль Евангелия от Матфея, – показать преимущественно божество Иисуса и его явление как истинного человека, о чём как раз говорится в Мф.11:27. И эта большая речь Иисуса как раз и имела цель подвести к этому свою аудиторию, разъяснить значение Иоанна Крестителя как пришедшего и обещанного Илию, обличить упорство и нежелание слушать истинное учение, предупредить о грядущем наказании в случае продолжения неверия.

Заключительные же стихи (28-30), собственно, раскрывают, что нужно сделать тем, кто слушает эту проповедь. “Труждающиеся” ( κοπιώντες-копиОнтес) и “обременённые” ( πεφορτισμένοι-пефортисмЭной) – это люди под гнётом греха или тяжёлых трудов, изнуряющих силы (Мф.6:28) и законов, постановлений (Лк.11:46 “…бремена тяжёлые и неудобоносимые…”). Иисус Христос предлагает успокоение (ἀναπαύσω – апапаУсо – отдых), но не сейчас, а в будущем (глагол стоит в будущем времени). И здесь Он призывает весьма эмоционально (слово Δεũτε, которое переведено, как “идите” буквально означает “давайте сюда”), Он зовёт к Себе, потому что Он Один освобождает как от бремени закона, так и от бремени грехов.

То есть, эти стихи призывают к вере в Иисуса Христа, как Бога и Спасителя, о чём уже открыто ученикам Его, это призыв к покаянию.

Схожие мысли говорят такие авторы, как Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Баркли и Лопухин.

Иисус неоднократно говорил о том, что Его ученикам грозят суровые испытания даже, если рассмотреть только то, о чём говорится в этом Евангелии:

  1. Иисус принесёт разделения в семьях и со знакомыми людьми (Мф.10:34-39 “…не мир пришёл Я принести, но меч…враги человеку – домашние его…”). Такое осознание никому не принесёт душевного покоя;
  2. Иисус говорит, что верущие будут плакать, будут изгнанны, оскорбляемы и в этом состоит их блаженство (Мф.5:3-12), но душевного покоя это, конечно, не приносит;
  3. Иисус предупреждает, что даже среди верующих будут сыны лукавого, которые как сорняки будут вредить церкви (Мф.13:38);
  4. Иисус говорит, что нужно отречься от самого себя ради Него (Мф.16:24-26), а это

Покой, который Он здесь обещает – это не обещание спокойной жизни, отсутствие усталости, измождённости, болезней, жизненных неудач и разочарований, о чём так любят говорить проповедники. Это тот покой, который ждёт нас потом (Откр.14:13), это не покой души, а покой Духа (Флп.4:6-7), более того, обещать это – обрекать людей на несчастье (И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. 1Кор.15:19), нужно как раз помнить, что вера в Христа сопровождается страданиями (Флп.1:29), но они нужны для того, чтобы, укрепив нашу веру, Бог привёл нас к Себе.

То есть, покой, о котором здесь говорится, лишь совершится полностью в будущем, а не обещан в настоящем.

В этом же контексте вполне понятны слова Иисуса о лёгком иге и бремени, – вместо тяжести закона Моисеева с его тяжёлыми правилами и способами очищения от грехов (см.например, здесь) Иисус предлагает взять Своё бремя (если смотреть буквально, то взять вместе с Ним бремя) и Своё иго, разделить их с Ним. Конечно, бОльшую часть бремени будет нести Иисус, кто мы рядом с Ним, когда все народы для Него как пушинка? Поэтому бремя лёгкое, Он не даст нам ноши выше наших сил, она для человека легка, потому что не нужно тащить на себе тяжесть грехов, законов и постановлений, а нужно лишь “поступать так, как мы хотим, чтобы с нами поступали”.

Подводя итог, можно увидеть, что рассматриваемый текст, – это проповедь неверующим во Христа людям с призывом поверить и обещанием будущего покоя с Богом. Его нужно читать и говорить тем, кто не верит, кто не может или не хочет сбросить с себя тяжесть своих грехов или неверующим в Христа иудеям, которые живут под законом Моисея.

Читайте и применяйте Библию правильно, и пусть благословит вас Господь Иисус!

Делитесь верой и нашими материалами (ссылки ниже), заходите к нам ещё, подписывайтесь и поддерживайте нас молитвами и всем, чем можете!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.