Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
Время и обстоятельства (ст.1-3)
- Перед Пасхой перед тем, как уйти из мира
- С любовью
- Дьявол вложил в сердце Иуде предательство
- У Иисуса вся сила и власть
На Иисуса происходит двойное давление:
– с одной стороны Он знает, что Его ждёт самое тяжёлое время на Земле – предательство Иуды, рассеяние и отречение учеников (в частности Петра), несправедливый суд, ненависть народа, страдания и издевательства со стороны иудеев и римлян;
– с другой стороны у Него есть власть, силы, свобода выбора, безграничные возможности, чтобы избежать страданий и победить врагов.
В таких обстоятельствах человек либо замыкается в себе, либо начинает нападать на всех окружающих.
В 1-м стихе есть добавление слов “явил делом, что…”, который несколько сужает контекст любви Иисуса конкретным делом, которое последует ниже. Однако, Его любовь была, конечно не только в этом, но и в горячей проповеди о любви, которая начинается в 13-й главе, продолжается в 14-й – 16-й главах с одновременным разъяснением об Отце и Святом Духе, и выражается в молитве (17-я глава), где Иисус молится о единстве в любви среди учеников.
В Евангелии от Луки говорится о некоторых подробностях этого вечера – ученики спорили, кто из них больший, они готовили и ели вместе пасхальный ужин, и Иуда Искариот был среди них.
И вот Иисус преподаёт им урок, который был выражен следующими словами в этом Евангелии:
Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
«Господь призвал нас не столько для нашего спасения, сколько для спасения многих», — было девизом Франциска Ассизскогого.
Кто такой Франциск Асизский (текст на вики)
Поступок (ст.4-5)
Далее следует краткое описание того, что Иисус сделал для Своих учеников:
а. встал
б. снял одежду
в. взял полотенце
г. препоясался
д. налил воды в умывальницу
е. начал умывать ноги и отирать полотенцем
По всей видимости Иисус перед Петром омыл ноги кому-то из учеников, и на этот счёт имеются несколько точек зрения. Первая – что это был Иуда, этой точки зрения придерживается в частности Феофилакт Болгарский. По его мнению другие ученики тоже бы остановили Иисуса от омовения их ног, ведь эту работу делал слуга, она считалась грязной и непочётной, Иуде же предателю было бы приятно увидеть унижение того, кого он предаёт. Вторая точка зрения говорит о том, что первым учеником, которому омыли ноги, мог быть Иоанн как “любимый” ученик Иисуса.
Так или иначе Иисус подходит к Петру.
Разговор с Петром (ст.6-11)
Этот разговор можно разделить на три части:
- Вопрос с возмущением – Тебе ли, Господи…? Пётр очень любил Иисуса и не мог даже представить такого унижения для своего любимого Учителя. В связи с этим вспоминается его же прекословие по поводу смерти Иисуса, но в этот раз Иисус отвечает мягко и говорит, что пока Петру не понять всего, но тот поймёт позднее.
- Противоречие. Не получив удовлетворительного ответа, Пётр противоречит Иисусу, что показывает его непонимание того, что делает Иисус. На это Иисус говорит самые страшные слова для Петра о том, что он не будет с Иисусом, если будет продолжать упорствовать.
- Просьба о большем. Пётр, поняв отчасти свою ошибку тут же просит большего, но Иисус мягко останавливает его горячность, говоря о предательстве Иуды. После Он скажет и об отречении Петра, но сейчас нужно просто остановить Петра от дальнейших слов и сделать то дело, которое нужно было сделать.
Эта часть истории особенно поучительна, потому что в ней открывается характер многих верующих в непонятных ситуациях – сначала мы спрашиваем о том, чтобы Бог показал нам, что происходит в обстоятельствах для нас странных и непонятных. Но они таковы, потому что мы не знаем истинных целей Господних, которые всегда нам на благо (о чём подробно можно прочитать в первой главе послания Иакова). Не получив внятного ответа, мы просим избавить нас от всего этого, как нам не подходящего. А получив внятное предостережение от противоречия воле Божьей мы просим о большем.
Здесь хороший урок для нас слушать и слышать, пытаться понять и принять наши обстоятельства жизни, не возмущаться, не жаловаться, а брать силы в отношениях с Богом, ведь не даст Господь испытаний нам не по силам (1 Кор.10).
Поучения ученикам (ст.12-20).
а. Брать пример с Христа (здесь Иисус показал нам принцип, на котором мы должны строить свои отношения с людьми – ставить других выше себя, видеть нужды слабейших и их удовлетворять)
б. Знать своё место. Мы посланники и рабы Христовы, поэтому не нужно возноситься над собратьями или другими людьми. И счастье (блаженство) в исполнении этого принципа.
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
в. Принимать друг друга. Слово λαμβάνει, (ламбАнэй ) имеет значения 1. брать, хватать, обхватывать; 2. получать, принимать.
Фраза в ст.20 обычно понимается, как утешение для учеников, что те, кто их принимают, принимают Бога, а кто не принимает, не принимает Бога. Но почему бы не применить это к отношениям учеников друг с другом, ведь вся 13-я глава говорит об отношениях именно между апостолами.
Мы часто смотрим на других людей с нашей колокольни – с высоты нашего разумения, знания Писаний, нашего взгляда на те или иные убеждения и практики. Но Иисус учит верующих любить друг друга не потому что они похожи друг на друга, апостолы были такими разными – от ненавидимого всеми Левия Матфея до Симона Зилота. Среди учеников были бывшие одержимые, прокажённые, слепые, глухие, нищие, сборщики налогов и прочие грешники, и когда человек становится учеником Христа, он остаётся во многом тем же человеком с особенностями характера и поведения с той лишь только разницей, что он/а уже не смотрит только на свои собственные желания, но старается исполнить волю Божью смотря на Христа.
Мы же часто склонны обижаться, когда кто-то начинает жаловаться и ворчать, мы склонны скорее к тому, чтобы обличать, чем к тому, чтобы служить, мы склонны скорее возноситься, чем к тому, чтобы унижаться перед кем-либо, тем более перед тем, кто кажется нам слабым и ничтожным грешником, не достойным даже уважения, мы склонны скорее дать совет, чем оказать реальную помощь.
Всех Вам благословений Божьих, делитесь своей верой, изучайте Писание, исполняйте заповеди и несите бремя вместе с Иисусом!
Делитесь нашими материалами, поддерживайте нас репостами и пожертвованиями!