Снисхождение к униженным.

people-850948_640Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
 
Время и обстоятельства (ст.1-3)
  1. Перед Пасхой перед тем, как уйти из мира
  2. С любовью
  3. Дьявол вложил в сердце Иуде предательство
  4. У Иисуса вся сила и власть
На Иисуса происходит двойное давление:
– с одной стороны Он знает, что Его ждёт самое тяжёлое время на Земле – предательство Иуды, рассеяние и отречение учеников (в частности Петра), несправедливый суд, ненависть народа, страдания и издевательства со стороны иудеев и римлян;
– с другой стороны у Него есть власть, силы, свобода выбора, безграничные возможности, чтобы избежать страданий и победить врагов.
В таких обстоятельствах человек либо замыкается в себе, либо начинает нападать на всех окружающих.
В 1-м стихе есть добавление слов “явил делом, что…”, который несколько сужает контекст любви Иисуса конкретным делом, которое последует ниже. Однако, Его любовь была, конечно не только в этом, но и в горячей проповеди о любви, которая начинается в 13-й главе, продолжается в 14-й – 16-й главах с одновременным разъяснением об Отце и Святом Духе, и выражается в молитве (17-я глава), где Иисус молится о единстве в любви среди учеников.
В Евангелии от Луки говорится о некоторых подробностях этого вечера – ученики спорили, кто из них больший, они готовили и ели вместе пасхальный ужин, и Иуда Искариот был среди них.
И вот Иисус преподаёт им урок, который был выражен следующими словами в этом Евангелии:
 
Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
«Господь призвал нас не столько для нашего спасения, сколько для спасения многих», — было девизом Франциска Ассизскогого.
Кто такой Франциск Асизский (текст на вики)
Поступок (ст.4-5)
Далее следует краткое описание того, что Иисус сделал для Своих учеников:
а. встал
б. снял одежду
в. взял полотенце
г. препоясался
д. налил воды в умывальницу
е. начал умывать ноги и отирать полотенцем
По всей видимости Иисус перед Петром омыл ноги кому-то из учеников, и на этот счёт имеются несколько точек зрения. Первая – что это был Иуда, этой точки зрения придерживается в частности Феофилакт Болгарский. По его мнению другие ученики тоже бы остановили Иисуса от омовения их ног, ведь эту работу делал слуга, она считалась грязной и непочётной, Иуде же предателю было бы приятно увидеть унижение того, кого он предаёт. Вторая точка зрения говорит о том, что первым учеником, которому омыли ноги, мог быть Иоанн как “любимый” ученик Иисуса.
Так или иначе Иисус подходит к Петру.
Разговор с Петром (ст.6-11)
Этот разговор можно разделить на три части:
  1. Вопрос с возмущением – Тебе ли, Господи…? Пётр очень любил Иисуса и не мог даже представить такого унижения для своего любимого Учителя. В связи с этим вспоминается его же прекословие по поводу смерти Иисуса, но в этот раз Иисус отвечает мягко и говорит, что пока Петру не понять всего, но тот поймёт позднее.
  2. Противоречие. Не получив удовлетворительного ответа, Пётр противоречит Иисусу, что показывает его непонимание того, что делает Иисус. На это Иисус говорит самые страшные слова для Петра о том, что он не будет с Иисусом, если будет продолжать упорствовать.
  3. Просьба о большем. Пётр, поняв отчасти свою ошибку тут же просит большего, но Иисус мягко останавливает его горячность, говоря о предательстве Иуды. После Он скажет и об отречении Петра, но сейчас нужно просто остановить Петра от дальнейших слов и сделать то дело, которое нужно было сделать.
Эта часть истории особенно поучительна, потому что в ней открывается характер многих верующих в непонятных ситуациях – сначала мы спрашиваем о том, чтобы Бог показал нам, что происходит в обстоятельствах для нас странных и непонятных. Но они таковы, потому что мы не знаем истинных целей Господних, которые всегда нам на благо (о чём подробно можно прочитать в первой главе послания Иакова). Не получив внятного ответа, мы просим избавить нас от всего этого, как нам не подходящего. А получив внятное предостережение от противоречия воле Божьей мы просим о большем.
Здесь хороший урок для нас слушать и слышать, пытаться понять и принять наши обстоятельства жизни, не возмущаться, не жаловаться, а брать силы в отношениях с Богом, ведь не даст Господь испытаний нам не по силам (1 Кор.10).
Поучения ученикам (ст.12-20).
а. Брать пример с Христа (здесь Иисус показал нам принцип, на котором мы должны строить свои отношения с людьми – ставить других выше себя, видеть нужды слабейших и их удовлетворять)
б. Знать своё место. Мы посланники и рабы Христовы, поэтому не нужно возноситься над собратьями или другими людьми. И счастье (блаженство) в исполнении этого принципа.
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
в. Принимать друг друга. Слово λαμβάνει, (ламбАнэй ) имеет значения 1. брать, хватать, обхватывать; 2. получать, принимать.
Фраза в ст.20 обычно понимается, как утешение для учеников, что те, кто их принимают, принимают Бога, а кто не принимает, не принимает Бога. Но почему бы не применить это к отношениям учеников друг с другом, ведь вся 13-я глава говорит об отношениях именно между апостолами.
Мы часто смотрим на других людей с нашей колокольни – с высоты нашего разумения, знания Писаний, нашего взгляда на те или иные убеждения и практики. Но Иисус учит верующих любить друг друга не потому что они похожи друг на друга, апостолы были такими разными – от ненавидимого всеми Левия Матфея до Симона Зилота. Среди учеников были бывшие одержимые, прокажённые, слепые, глухие, нищие, сборщики налогов и прочие грешники, и когда человек становится учеником Христа, он остаётся во многом тем же человеком с особенностями характера и поведения с той лишь только разницей, что он/а уже не смотрит только на свои собственные желания, но старается исполнить волю Божью смотря на Христа.
Мы же часто склонны обижаться, когда кто-то начинает жаловаться и ворчать, мы склонны скорее к тому, чтобы обличать, чем к тому, чтобы служить, мы склонны скорее возноситься, чем к тому, чтобы унижаться перед кем-либо, тем более перед тем, кто кажется нам слабым и ничтожным грешником, не достойным даже уважения, мы склонны скорее дать совет, чем оказать реальную помощь.
Всех Вам благословений Божьих, делитесь своей верой, изучайте Писание, исполняйте заповеди и несите бремя вместе с Иисусом!
Делитесь нашими материалами, поддерживайте нас репостами и пожертвованиями!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.