Содом и окрестности

Что лучше – жить в городе, в пригороде, или вовсе в деревне? Хорошо ли жить в большом городе со всеми его возможностями или в маленьком городке, где жизнь спокойна и размеренна? Современный мир, связанный информационными сетями, всё больше становится местом, где географическое положение становится неважным. Можно жить в глухой деревне и работать на мировом рынке труда. Из-за ограничений, связанных с COVID-19 люди понимают, что лучше переместиться туда, где плотность населения мала, где есть природа, свежий воздух и тишина (лишь бы интернет работал!).

Иногда место жительства определяет твою судьбу – человек может погибнуть, если останется жить на одном месте и выжить, если переместится в другое. Самым известным местом погибели в прямом и переносном смысле является Содом, но, согласно библейскому тексту, люди погибли не только в нём, но и в окрестных городах, о которых говорится гораздо реже.

«Сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей».

И скажут все народы: «за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его!»

И скажут: «за то, что они оставили завет Господа, Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской,

и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали и которых Он не назначал им:

за то возгорелся гнев Господа на землю сию, и навел Он на нее все проклятия завета, написанные в сей книге;

и извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании, и поверг их на другую землю, как ныне видим».

(Книга Второзаконие 29:23-28)

В этом тексте из Пятикнижия Моисея четыре ханаанских города – Содом, Гоморра, Адма и Севоим – это символ последствий гнева и ярости Господа. Особенно важно, что этот образ применяется не по отношению к язычникам, но к народу Божьему, который оставит завет с Богом, будет поклоняться лжебогам и служить им вместо Всевышнего.

Но вернёмся к началу, в книгу Бытие, где описывается послепотопная история человечества. Пережив глобальную катастрофу, Ной и его сыновья – Сим, Хам и Иафет – становятся прародителями всех современных людей. Здесь происходит весьма неприглядное событие – Ной выпивает слишком много вина, а его сын Хам видит отца, лежащего обнажённым в шатре. Сим и Иафет, узнав об этом, закрывают лежащего родителя и не видят его позора. Проснувшись, Ной произносит проклятье, но не на сына, а на внука – Ханаана, потомки которого заселят будущую Землю Обетованную (Ханаан). Позже за своё безнравственное поведение они будут изгнаны и истреблены оттуда израильским народом, потомками Сима. Здесь мы видим одну из многочисленных ситуаций, где рассматривается предопределение Божье и свободная воля человека. Почему Бог проклинает множество людей ещё до того, как они что-либо сделали? Поступали бы они неправедно, если бы не были прокляты? И так далее…

Конечно, это сложная тема, но за тысячелетия люди нашли некоторые решения этой проблемы. Например, Лейбниц, размышляя о «наилучшем из миров»[1], свободе и предопределении. Не будем сейчас глубоко погружаться в эти философские категории, лучше вернёмся к нашей истории.

Итак, потомки Ханаана заселяют плодородные земли от Средиземного моря до реки Иордан, причём окрестности Содома становятся их юго-восточной границей.

и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши.

(Книга Бытие 10:19)

Надо сказать, что эти пограничные города с окрестностями были, вероятно, лучшим местом для жизни, так как там было много воды, а земля приносила разнообразные плоды в изобилии. Моисей сравнивает благополучие этих мест с двумя известными его современникам образами – Эдемский сад и Египет.

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская.

(Книга Бытие 13:10)

Богатство этих мест было связано с тем, что они располагались на берегу рек, почва же обладала какими-то невероятными плодородными свойствами. В частности, в Египте разливы Нила приносили и до сих пор приносят полезные для земледелия вещества со дна реки. Трудно достоверно выяснить, как это происходило в райском саду, но рек там было ещё больше, да и Бог наверняка позаботился о том, чтобы первым людям досталось идеальное место для проживания[2].

Надо сказать, что кроме четырёх городов содомской области, которые упоминаются вместе, был ещё один, о котором написано меньше – это Бела, который после уничтожения остальных будет переименован в Сигор. Разберёмся по порядку.

Содом («горящий») – город на юге Мёртвого моря, вероятно, самый крупный из всех. Упоминается в Библии чаще всего[3] причём как для обозначения уничтоженного ханаанского города, так и в переносном смысле как символ отступления от Бога и уничтожения из-за этого[4]. На его главенствующее положение указывает также и то, что после победы Авраама над противниками Содома и окрестностей, он разговаривает именно с царём Содома, про других царей не упоминается[5]. В этой местности разрабатывался асфальт, да и само Мёртвое море раньше называлось Асфальтовым озером. Асфальтом называлась минеральная смола, в ямы от которой попадало войско царей Содома и Гоморры после поражения от Кедорлаомера[6]. Возможно, эта смола была причиной особенно сильных пожаров в этой местности.

Гоморра («погруженный») – самый северный город содомской окрестности. Как правило, упоминается в связке с Содомом, встречается в библейских текстах[7] в два раза реже первого. По всей видимости, входил в военный союз вместе с другими городами и играл там важную роль.

Адма («красный», «земля») – город, находящийся в середине этой местности. Название сходно с именем первого человека на Земле. Возможно, сельскохозяйственный или ремесленный город, тесно связанный с землёй. Упоминается гораздо реже[8], как правило, вместе с тремя другими городами, однако, один раз упоминается только вместе с Севоимом в книге пророка Осии[9].

Севоим («прекрасный», «славный», «великолепный») – город рядом с Адмой, часто упоминается вместе с ним[10]. По всей видимости, эти два города были тесно связаны, так как находились рядом, обычаи и порядки, да и судьба оказались похожими.

Бела («запутанный», «поглощённый») или Сигор («маленький») – самый южный город. Небольшого размера и, вероятно, самый незначительный в экономическом и военном плане. На это, в частности, указывает то, что при перечислении царей, вышедших на войну, не упоминается имя царя этого городка в отличие от всех остальных городов[11]. Возможно, этот город был в подчинении у Содома или зависел от него настолько, что можно было не упоминать его правителя.

Итак, мы видим богатую землю, однако, её жители бунтовщики – люди необузданные, развратные, злые и «весьма грешные пред Господом»[12]. В эту землю приходит праведник Авраам и его племянник Лот, затем они разделяются – Лот поселяется в Содоме, Авраам – в окрестностях Хеврона, города, находящегося на северо-западе от содомской области. В это время царь Содома вместе с царями других четырёх городов после 12 лет порабощения поднимает восстание против Кедорлаомера, царя Еламского и его союзников. Впрочем, этот мятеж был подавлен, а Лот был взят в плен вместе со всем своим имуществом. Узнав об этом, Авраам идёт на войну, побеждает, освобождает своего родственника и всю страну и встречается с царём содомским и Мелхиседеком, царём Салима («мира»). Последний выносит ему хлеб и вино и благословляет его. Затем Бог заключает с Аврамом завет, «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»[13], узнаёт, что его потомки будут 400 лет в египетском плену, после чего Бог вернёт их, и они получат землю Ханаанскую в наследие.

Пройдя через множество испытаний, когда казалось, что Бог не выполняет Своё обещание, Авраам встречается с Господом в виде «трёх мужей»[14]. После этой встречи, на которой обещания Господа снова подтверждаются, Авраам заступается за Содом и окрестные города, держа в голове своего родственника Лота.

Вероятно, Авраам был уверен или надеялся, что праведный Лот сможет повлиять на нечестивых жителей Содома и Гоморры. Как часто бывает, верующие люди надеются до последнего, что любого человека можно спасти, нужно только время. Но Бог знает, что некоторые люди погибнут, потому что не захотят раскаяться и жить по божьим заповедям. Эта страшная истина во все времена беспокоила людей и заставляла думать о том, как Бог, зная, что люди отвернутся от Него, всё равно создал их. Почему Бог, Который может сделать так, чтобы все поголовно покаялись, не делает этого? Как относиться к тому, что Бог знает тех, кто отвергнет Христа и обречён на геену огненную?

История Содома и Гоморры – это не только история о неотвратимости Божьего гнева, но и история о милости Божьей к слабым и колеблющимся людям. Мы читаем о Лоте, который медлил, пытаясь уговорить женихов своих дочерей бежать из Содома. И Ангелы буквально вынесли на руках его вместе семьёй, потому что время наказания неминуемо приближалось. Более того, Лот не послушался Божьего повеления бежать на гору, а устремился в городок Белу (Сигор) и спас его от уничтожения вместе с остальными содомскими городами. Эти события в некотором смысле отражают историю пришествия Спасителя на Землю.

Люди были обречены на погибель ещё прежде своего сотворения[15], также и Христос был обречён на Крест, чтобы спасти человечество. Многие не верят и не поверят, многие погибли, так и не поверив. Судный день неминуемо приближается, но некоторые по милости Божьей оказались в маленьком городке, который есть Церковь, были приведены за руку из места погибели, из-под разящего меча гнева Божьего.

Надо сказать, что праведник порой оказывается в тяжёлом положении, когда даже самые близкие люди могут оказаться не на его стороне. Достаточно вспомнить, что случилось с женой Лота, его зятьями, его дочками. В Евангелии написано, что даже ближайшие родственники могут предать тебя на смерть за твою веру[16], Давид пишет о предательстве того, с кем они вместе ходили в дом Божий и разделяли искренние беседы[17]. Конечно, хочется верить, что это никогда не произойдёт в твоей семье, в твоей общине, с твоими друзьями, но мы не можем знать этого наверняка. Однако, нам открыто Писание, в котором говорится:

Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?

Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною».

«И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого».

А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле».

И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом и были бы подобны Гоморре».

Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры, а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.

Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».

(Послание к Римлянам 9:22-33)

Мы, «сосуды гнева», «готовые к погибели» сделались бы подобно Содому и Гоморре и окрестным городам, если бы не Иисус Христос, «камень преткновения» и драгоценный камень спасения, на котором стоит здание Церкви. Именно в этом доме по милосердию Божию царит спасение. Мы, готовые утонуть в потопе наших грехов, были приглашены в ковчег, ограждающий нас от страстей и искушений. Мы, порабощённые и пленённые своей греховной природой, были выведены из пустыни, очищены и приведены в Землю Обетованную.

Где мы будем жить – в холодной северной стране или на жарком морском побережье, в маленькой квартире или в большом доме, будем ли богаты или бедны, знамениты, уважаемы или безвестны и презираемы. Всё это не так важно, потому что однажды исчезнет в огне судного дня. Важно то, будет ли твоё имя записано в книге жизни, а всё остальное – суета.

…возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

(Второе послание Петра 3:18)

[1] «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» (1710)

[2] Об идеальности Эдема и несовершенствах остальной Земли: https://zen.yandex.ru/media/jcml/nesovershennaia-zemlia-i-cel-tvoreniia-618d49a0d091f71a24eab437

[3] 38 раз в Ветхом Завете и 10 раз в Новом Завете

[4] Например, в книге Откровение Иоанна Богослова 11:8 им обозначается Иерусалим

[5] Книга Бытие 14:17-24

[6] Книга Бытие 14:10

[7] 19 раз в Ветхом Завете и 5 раз в Новом Завете

[8] 5 раз в Ветхом Завете

[9] Книга пророка Осии 11:8

[10] 5 раз в Ветхом Завете

[11] Бера – царь Содома, Бирша – царь Гоморры, Шинав – царь Адмы, Шемевер – царь Севоима (книга Бытие 14:2)

[12] Книга Бытие 13:13

[13] Книга Бытие 15:6

[14] Книга Бытие, глава 18. Эта встреча традиционно трактуется как указание на Троицу

[15] Послание к Ефесянам 1:4

[16] Евангелие от Луки 21:16

[17] Псалом 54:15

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.