Как победить этот мир? (1Ин.2:13-17)

     В жизни многих людей раньше или позже происходит какое-то событие, или обстоятельства складываются таким образом, что в голове рождаются мысли о том, что этот мир безнадёжен. Возникают идеи, что всё плохо, а главное-что повлиять на это человек никаким образом не может. Из этого состояния, как правило, несколько выходов – смириться с неизбежным, попробовать что-то изменить или убежать.

     “Один молодой человек был именно в таком состоянии, и он решил покончить с собой, бросившись в воду с моста “Золотые ворота” в Сан-Франциско (высота около 70 метров или высота 20-ти этажного дома). Он очень подробно всё продумал, даже сходил сначала в школу, потом в кафе, на автобусе доехал до моста и встал около перил. Он стоял и плакал от отчаяния, а люди проходили мимо словно ничего не замечая, более того, одна женщина подошла к нему и попросила его сфотографировать её на фоне моста. Когда она отошла, он решил прыгнуть, но не постепенно, а сразу броситься вниз, чтобы не было времени на раздумья и чтобы никто не успел его остановить или отговорить. Но когда его руки оттолкнулись от моста, в голове его мелькнула отчаянная мысль: “Я хочу жить”, но он уже летел вниз, у него было около 5 или 7 секунд, чтобы подумать. И он очень хотел жить, вытянулся, чтобы не упасть вниз грудью или спиной и думал о том, что, может быть, всё-таки выживет. Потом последовал удар об воду, его ботинки немного смягчили этот удар, но несколько позвонков были раздроблены, и он погрузился на огромную глубину и не понимал, куда плыть, но был, тем не менее, жив. И тут он почувствовал, что его ноги что-то задело и подумал, что это акула. “Как глупо выжить при падении с моста и попасть в зубы акуле!”, – подумал он. Потом он увидел свет и понял, куда нужно плыть. На самом деле, его касался тюлень, который выталкивал его на поверхность до тех пор, пока не подоспели спасатели. “Некоторые думают, что это случайность, но я уверен, что здесь не обошлось без Божьего вмешательства”, – говорит он”.

     Главной заповедью для верующего человека является любовь к Богу, а противоположностью, – любовь к греховному миру.

     Но в чём выражается любовь к миру и что получают те, кто любят Бога?

     Прочитаем наш сегодняшний текст – 1Ин.2:13-17 (перевод епископа Кассиана):

     12 Пишу вам, дети, потому что отпущены вам грехи ради имени Его.

     13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Того, Кто от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого.

     14 Я написал вам, дети, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Того, Кто от начала. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие в вас пребывает, и вы победили лукавого.

    

     15 Не любите мира, ни того, что в мире. Если кто любит мир, в том нет любви Отца,

     16 потому что всё, что в мире: похоть плоти и похоть очей и гордость житейская – не от Отца, но от мира.

     17 И мир проходит, и похоть его; но творящий волю Божию пребывает вовек.

     Этот текст, как можно увидеть, состоит из двух имеющих общую идею частей: свойства верующих и повеление Иоанна им.

     Но сначала обратим внимание на центральную мысль данного текста, ради которой он и написан – стих 15. (Не любите мира, ни того, что в мире. Если кто любит мир, в том нет любви Отца”).

      Здесь важно понять – что такое мир и что происходит с тем, кто его любит?

     Этот текст является первым из 5 повелений, которые апостол Иоанн пишет в данном послании, через 5 веков его тёзка, монах и богослов Иоанн (Лествичник) сформулирует 30 ступеней духовного роста и первые три из них тоже касаются мира – отречение от мира, устранение печалей и забот о мире и уклонение от мира).

      Так о каком же “мире” говорит Иоанн?

     Употребляемое здесь слово κόσμος (кОсмос) широко употребляется в Новом Завете, например, по отношению ко всем людям (Ин.3:16-17), это же слово однокоренное со словом “косметика” обозначает красоту (1Пт.3:3). Но в данном контексте данное слово употреблено в значении греховного мира, тьмы, о которой мы читали в предыдущих главах, на что указывает противопоставление любви к миру любви к Отцу. В данном случае точнее будет перевести не “в том нет любви Отца”, а “в том нет любви к Отцу”, то же словосочетание употреблено в 1Ин.5:3 (“Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы заповеди Его соблюдали. И заповеди Его не тяжки”).

Вернёмся к тому вопросу, который мы задали в начале:  …в чём выражается любовь к миру и что получают те, кто любят Бога?

1.Любовь к миру.

     В тексте говорится о трёх характеристиках того, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Говоря о значении этих вещей, переведём на современный язык, сохраняя смысл исходных слов: прихоти тела, прихоти разума и тщеславие от материальных или социальных успехов.

     И здесь важно понимать, что мы живём в этом материальном мире, и от этого никуда не деться, у нас есть наше физическое тело, которое имеет определённые особенности, о которых известный богослов Иоанн Дамаскин живший в 7-8 в.в. н.э. говорил как о “неукоризненных страстях”, которые были и у Иисуса Христа. Например, физическая усталость, желание поспать, чувство голода, физические страдания, старение тела и тому подобные вещи. Мы знаем, что Иисус был во всём искушён кроме греха (Евр.4:15), в частности, будучи в полном смысле человеком, он испытывал усталость и чувствовал боль, вероятно, что Он даже болел, но на этот счёт существуют различные мнения.

     Но если человек эти, возникшие в результате грехопадения физические особенности ставит в качестве идола или превращает в прихоти, то это уже грех, об этом написано в Рим.13:13-14 (Как днем, будем вести себя благообразно: ни объядения и пьянства, ни сладострастия и распутства, ни ссор и ревности; но облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти).

      Это использует дьявол, чтобы подчинить человека своей воле и погубить (Вы – от отца вашего, диавола, и хотите делать похоти отца вашего. Он человекоубийца был от начала и в истине не стоял, потому что нет истины в нем. Когда кто говорит ложь, говорит то, что ему свойственно, оттого что и отец его – лжец”. (Иоан.8:44).

     Это заглушает слово Божье в человеческом сердце, и оно не может принести плода, о чём говорит Иисус в притче о почвах (И вот другие, те, что сеются в тернии: это – услышавшие слово, и заботы века и обольщение богатства и прочие вожделения, входя, заглушают слово, и оно делается бесплодным”. (Мар.4:18,19).

     Итак, живя в этом мире, мы имеем слабости, которые невозможно устранить пока мы живы – это слабости тела, слабости разума и слабости материально-социальные. Они должны быть сдерживаемы, чтобы не привели к тому, что заглушат Слово Божье и не введут человека в руки сатаны. И в Библии говорится о том, как это сделать, в частности в Гал.5:16,17 (“Я же говорю: поступайте по Духу и вы не будете совершать похоти плоти. Ибо плоть желает противного Духу, а Дух – противного плоти; они друг другу противятся, чтобы вы делали не то, что хотели бы”.)

     И чтобы понять подробнее, что поможет нам это сделать, перейдём ко второй части, – как проявляется в людях любовь к Богу.

2.Любовь к Богу.

     Надо сказать, что Иоанн перед тем, как давать повеления, говорит вдохновляющие вещи, это говорит о его духовной мудрости, и мы можем поучиться этому. Прежде, чем обличать человека в грехах или наставлять “на путь истинный” скажи о том, что хорошего есть в нём, что Бог дал хорошего.

     И эти вдохновляющие слова Иоанн повторяет дважды, практически слово в слово, употребляя слова “дети, отцы, юноши”, чтобы мысль была понята и утверждена, и чтобы её было легче запомнить. Рассмотрев контекст данных слов, можно сделать вывод, что здесь не идёт речь о физическом возрасте аудитории, потому что обращение “дети” употребляется Иоанном в этом послании много раз и очевидно, что не по отношению к физическим детям, а также Иисусом Христом по отношению к Его апостолам (Ин.13:33) с целью выражения крайне нежной любви к слушателям.  Более того, употребление данного слова во множественном числе вообще характерно для обращения учителя к ученикам, какого бы возраста они не были. Что касается “отцов” и “юношей”, то это некоторые этапы жизни во Христе, характеризуемые определёнными признаками, о которых мы поговорим ниже.

     Итак, рассмотрим качества христианина, о которых говорит здесь Иоанн, их всего 3 и все они в русском языке начинаются на букву “П”, их легко таким образом запомнить: прощение грехов, познание Бога и победа над злом.

     Жизнь христианина начинается с прощения грехов (“дети”), это то начало, с которого все начинают, но, как мы читали ранее в 1-й главе (Если мы исповедуем грехи свои. Он верен и праведен простить нам грехи и очистить нас от всякой неправды (1Иоан.1:9), это также и то, что должно быть нашим регулярным упражнением. Более того, то, что Бог нас простил, должно нас вдохновлять прощать других (Мф.6:14-15, Мк.11:25), и через это мы познаём Отца и думаем о Сыне, ведь “ради имени Его” прощены нам грехи.

     Целью жизни христианина является познание Бога (“отцы”), в данном случае обращение к зрелым христианам акцентируется на этом, потому что с годами чтения Писания это желание притупляется. Мы можем думать, что читали Библию много раз и ничего нового там найти не получается. И здесь как раз и нужна зрелость и мудрость, чтобы продолжать и не останавливаться. В своей книге “Как читать Библию и видеть всю её ценность” (Гордон Фи, Дуглас Стюарт) авторы пишут о том, что, изучая Писание, сначала нужно понять, что изначально было заложено в текст, который писался получателям конкретной эпохи и места, вывести универсальные принципы не зависимые от места и времени и применить их настоящему. Зачастую этап извлечения изначального смысла пропускается, и мы толкуем Писание, исходя из наших современных взглядов и получаем запрет на ношение брюк женщинами, галстука мужчинами, поедание свинины, покрытие головы или обязательный сбор 10% доходов. Вдохновляет то, что каждого человека Бог просвещает (Ин.1:9), а также то, что если ты хочешь называться христианином, ты просто обязан изучать Писания, Которые свидетельствуют о Нём (Ин.5:31-39).

     Но то, что здесь и сейчас, то, с чем мы живём каждый день, – это духовная борьба, в которой нужно быть победителем (“юноши”), Иоанн говорит о том, что сила приходит от “пребывания” в нас Слова Божьего, Которое может не принести плода, если человек будет поддаваться мирским прихотям, о чём мы говорили ранее (Мк.4:18-19). Но, в то же время, Иоанн повторяет за своим любимым Учителем, что победа возможна, нужно лишь мужество и дерзновение во Христе (Ин.16:33 Это сказал Я вам, чтобы вы во Мне мир (εἰρήνη (гр.) “покой”) имели. В мире скорбь имеете; но дерзайте: Я победил мир.”).

     Выражением же этой победы будет вечная жизнь (ст.17,ч.2  творящий волю Божию пребывает вовек) вместе с Богом, если Он будет нашим сокровищем (Мф.6:21), в Котором наше сердце, наша воля, наши желания, наш разум (Лк.10:27).

     Итак, мы рассмотрели то, что мы живём в мире, и это означает то, что у нас есть в связи с этим сложности и искушения. И у нас есть выбор, куда направить наше сердце – в мир, чтобы исполнять его повеления и погибнуть; в Бога, чтобы исполнять Его волю и обрести вечную жизнь.

P.S. Предлагаю после данного изучения запомнить цель, ради которой Иоанн, вдохновлённый Духом Святым, написал своё послание, а лучше выучить данный текст наизусть, чтобы, читая 1-е послание Иоанна, каждый текст рассматривать в контексте этой цели.

1Ин 5:13: “Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.”

Скачать текстовый файл

Читайте также предыдущие уроки по 1-му посланию Иоанна:

Урок 1

Урок 2

Подписывайтесь на обновления, заходите на сайт, чтобы не пропустить следующих уроков, которые будут все в рубрике с одноименным названием, делитесь материалами в соц.сетях и мессенджерах и по возможности поддерживайте наше служение.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.