Каким должен быть пастырь в Церкви?

Иез.34:1-4 И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и во́лною[1] одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью.

И рассеялись они без пастыря, и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам, и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их.

То же, (сб.5 авторов) И БЫЛО ОБРАЩЕНО СЛОВО БОГА КО МНЕ ТАКОЕ: “СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ! ПРОРОЧЕСТВУЙ О ПАСТЫРЯХ ИЗРАИЛЯ, ПРОРОЧЕСТВУЙ – И СКАЖЕШЬ ИМ, ПАСТЫРЯМ: “ТАК СКАЗАЛ ГОСПОДЬ ВСЕСИЛЬНЫЙ: ГОРЕ ВАМ, ПАСТЫРИ ИЗРАИЛЯ, ПАСШИЕ ТОЛЬКО САМИХ СЕБЯ! РАЗВЕ НЕ СТАДО ДОЛЖНЫ ПАСТИ ПАСТУХИ?! ТУК ВЫ СЪЕДИТЕ, В ШЕРСТЬ ОДЕНЕТЕСЬ, ОВЦУ, ЧТО ПОЖИРНЕЕ, ЗАРЕЖЕТЕ, А СТАДО ПАСТИ ТАК И НЕ БУДЕТЕ! СЛАБЫХ НЕ УКРЕПЛЯЛИ, БОЛЬНУЮ – НЕ ЛЕЧИЛИ. СЛОМАВШУЮ НОГУ НЕ ПЕРЕВЯЗЫВАЛИ, ОТСТАВШУЮ НЕ ВОЗВРАЩАЛИ, А ЗАТЕРЯВШУЮСЯ – НЕ ИСКАЛИ, НО СИЛОЙ ПРИНУЖДАЛИ ИХ К ПОВИНОВЕНИЮ И С ЖЕСТОКОСТЬЮ!

В 34-й главе книги пророка Иезекииля Бог через пророка обличает нечестивых пастырей Израиля. Подобные обличения также можно встретить у пророка Иеремии (Иер.23), Исаии (Ис.56:10-12), Захарии (Зах.10:3) и в Евангелиях[2] (Мф.23, Лк.11). Чтобы подробно разобраться в теме обличений пастырей, стоит начать изучать с этих текстов. Рассмотрим сегодня лишь небольшую часть, изложенную у Иезекииля. Для начала посмотрим, что делали неправедные пастыри и чего не делали, что должны были делать.

Что делали: пасли себя самих, ели тук, во́лною одевались, овец закалали, правили с насилием и жестокостью.

Что не делали (а должны были): не пасли стадо, не укрепляли слабых, не врачевали больных, не перевязывали раненых, не возвращали угнанных, не искали потерянных, не разведывали и не искали рассеянных.

Начнём с функционала. Чтобы пасти стадо, нужно выходить из своего дома и идти туда, где есть пища для овец. Если говорить о пастырях, которые должны заботиться о тех, кто верит в Бога, – это означает – познавать Бога, потому что Иисус – хлеб, сошедший с неба (Ин.6), Он – та пища, которая нужна христианам, и пастыри должны, прежде всего, напитать себя, а потом питать других.

Также нужно выходить из дома и искать слабых, больных, покалеченных, потерянных и угнанных и оказывать соответствующую помощь. Можно встретить среди служителей такую точку зрения, что все же взрослые люди, и если нужна помощь, то можно о ней попросить. Если переносить такую логику на овец, то пастырь, сидя на завалинке с другими пастырями, ждёт, что овца, застрявшая в болоте, или схваченная волком или больная сама приползает к пастырю за помощью. Можно много размышлять на эту тему, лучше всего это делать, смотря на Христа (Ин.10), Он жизнь отдал за овец, сердце истинного Пастыря жертвенно, Он ищет добра тем, кого дал Ему Отец в попечение.

Теперь о том, что же делают нечестивые пастыри. Конечно, прежде всего, они заботятся о себе, «пасут самих себя», сытно питаются, богато одеваются, используют овец в своих интересах. Что же касается отношений с другими – это насилие и жестокость. То есть, отличие праведного пастыря от неправедного в том, что он много делает для других, а о себе не заботится. Неправедный же пастырь много делает для себя, он не хочет жертвовать своим комфортом – душевным и духовным, идя к слабым, больным и покалеченным, он делает только то, что ему комфортно и не тяжело. Зато у него всегда отличная одежда, еда, они заботятся о себе, буквально “пасут сами себя”.

Как это может выражаться в христианской жизни? Многие христиане не любят выходить из своего узкого круга старых знакомых, они равнодушны к горестям ближних, им не хочется слышать, что у кого-то проблемы с деньгами, здоровьем, в семье. Если кто-то в церкви ослабевает, они говорят, что он(а) вольны делать свой выбор, и ничего не делают, и больные овцы умирают. И ведь это не проблема священников и проповедников, которые не оказывают должной заботы, каждый христианин – священник (1Петра.2:9-10), мы должны помогать носить бремена друг друга, в этом исполнение закона Христова (Гал.6:1-2).

Но чтобы до конца разобрать неправедное поведение пастырей, внимательно рассмотрим два слова, характеризующие неугодное Богу управление – насилие  и жестокость.

Насилие (евр.וּבְחָזְקָה – хозка). О таком типе правления говорится в Суд.4:1-3, когда Израиль из-за грехов был отдан в руки Иавина, царя Ханаанского, в Суд.8:1, когда Ефремляне разозлились на Гедеона, что он по воле Божьей не взял их на войну с Мадианитянами, в 1Цар.2:16 в рассказе о нечестивых священниках, сынах Илия, которые угрожая отбирали жертвы у израильтян. Также это слово употребляется, когда говорится о материалах для укрепления храма (4Цар.12:12) и о сильном молении к Богу после проповеди Ионы (Ион.3:8). “Насилие”, в данном случае, характеризуется упрямостью, напором, угрозами, гневом и раздражением, завистью, жадностью и пренебрежением волей Бога.

Жестокость (евр.וּבְפָֽרֶךְ׃ пэрэкх). Этот тип правления встречается в книгах Исход и Левит. В книге Исход говорится о том, что Египтяне принуждали сынов Израилевых к работе с жестокостью (Исх.1:13-14), в книге Левит говорится о рабах из числа обедневших израильтян, к которым не надо относиться с жестокостью, помня о египетском плене (Лев.25:43-46). И в том, и в другом случае говорится о том, что имеющий некоторую власть искушён в том, чтобы заставить людей подчиняться своей воле, не думая о том, как это может отразиться на подчинённых. Египет (Мицраим), один из сыновей Хама, проклятого сына Ноя (Быт.9:25) символизирует крайнюю степень испорченности, такую, что даже народ Израиля там чуть не был потерян. Фараон – символ упрямства перед волей Всевышнего, удары (казни), призванные его исправить, только ожесточали его сердце, и, в итоге, он потерял всё, в том числе, и своё будущее – первенца.

Попробуем разобраться с тем, как этот текст и подобные ему относятся лично к нам, ведь не каждый, кто читает его, является рукоположенным служителем, а любой текст Писания полезен для научения каждого.

Во-первых, все мы, так или иначе, пастыри друг другу в Церкви, направляющие друг друга «к любви и добрым делам» (Евр.10:19-25)  – как родители, как друзья, как братья и сёстры во Христе, просто у одних – ответственности больше, у других – меньше. Апостол Иоанн много пишет о том, чтобы мы не имели сердце Каина, а любили друг друга (1Ин.3:11-12).

Во-вторых, мы должны понимать, каковы стандарты у Бога, и что произойдёт, если их не соблюдать. Известно, что произошло с народом Израильским, который не послушал предупреждений, которые Бог говорил через пророков, – они были завоёваны чужеземными народами и уведены в плен. Также известно, что случилось с Иерусалимом, который не узнал время посещения его Спасителем (Мф.23:37, Лк.13:34). В 70-м году город и храм Иерусалима были разрушены, а жители погибли от меча и голода.

В-третьих, важно верить в то, что Бог всё знает, в том числе и по поводу поведения пастырей Церкви, это не наше дело их судить, если же есть грехи, стоит поступать как и с любым братом согрешающим согласно Мф.18:15-17. Если же вопрос касается мнений на церковное устройство или цели общины, здесь надо быть особенно осторожным, много молиться и изучать Писание прежде, чем выражать своё мнение. В конце концов, пастыри будут судимы строже остальных (Иак.3:1-2), они дадут отчёт главному Пастырю.

Что же делать?

Во-первых, самим быть хорошими пастырями в зоне своей ответственности, заботиться о своих домах, родителях, родственниках, друзьях, коллегах, стремиться к личной святости и жаждать плодов Духа Святого в личной жизни.

Во-вторых, молиться за пастырей ежедневно, о чём многократно просил апостол Павел, потому что от их состояния зависит состояние многих.

В-третьих, имея верное понимание и отношение, что они такие же братья во Христе, как и другие, стараться им помочь – словом, делом, предложениями, замечаниями.

И, конечно, не отводить своего взгляда от Иисуса Христа (Евр.12:2-3), единственного совершенного Пастыря несовершенных овец Его.

Для дополнительного изучения: Чис.27:15-17, 3 Цар.22:17, Мф.9:36, Мк.6:34 (Про овец без пастыря).

[1] Во́лна – белая овечья шерсть (слав.) – Пс.147:5, Пр.31:13, Ис.1:18, 51:8, Иез.27:18, 44:17, Ос.2:5-9, Суд.6:37, Втор.22:11, Лев.13:47-59

[2] Пример верного Пастыря мы видим в Иисусе Христе – Ин.10.

Делитесь нашими материалами, изучайте и исполняйте Писание, поддерживайте нас в молитве и по мере вашего желания!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.