Есть много заблуждений о Творце, но, пожалуй, самое распространённое – это взгляд на Бога, как на человека, ограниченного рамками пространства и времени. Многих смущает доктрина предопределения, то есть, как Бог может знать, какова судьба каждого человека в вечности и при этом не лишать человека свободы выбора. Конечно, в моей короткой заметке я не смогу решить вопрос, вызывающий споры в течение тысячелетий, но кое-что о качествах Бога я постараюсь рассказать.
И поможет мне в этом Библия – истинное и непогрешимое Слово Божье. Откроем 2-е Послание апостола Петра:
…это одно пусть не остается скрытым от вас, возлюбленные, что один день у Господа, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
В этом тексте через Петра Бог открывает то, что Он вне времени, потому что эта фраза в простой человеческой логике не может быть истинной – либо один день настолько продолжителен, что длится тысячу лет, либо тысяча лет настолько коротки, что длятся, как один день.
Однако, Слово Божье не ошибается, нужно разобраться, о чём здесь идёт речь. В начале этого послания Пётр говорит, что нужно быть утверждённым в верном пророческом слове, потому что есть множество лжеучителей и лжепророков, которые уводят в сторону от истины. В частности, они говорили о том, что ничего не меняется, пришествие Господа не наступает. Тем самым, вероятно, они намекали на то, что не стоит менять свою жизнь, потому что ещё много лет ничего не изменится и можно жить по собственным желаниям.
Апостол Пётр же, верно передавая учение Господа Иисуса Христа, проповедует о том, что нужно бодрствовать и быть «благоразумным слугой», постоянно ожидая пришествия Господа и исполняя заповеди Божьи (подробнее об этом написано в 12-й главе Евангелия от Луки, особенно обратите внимание на Лк.12:35-48).
И чтобы объяснить, что время для Бога не является ограничивающим фактором, он цитирует 89-й псалом, озаглавленный как псалом Моисея, прочитаем его целиком, обращая внимание на то, что здесь говорится о Боге в контексте времени:
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Во-первых, в 3-м стихе говорится о том, что Бог существует прежде сотворения мира и будут существовать всегда («от века и до века»), Он является Богом всегда.
Во-вторых, в 5-м стихе мы видим похожую фразу с посланием Петра, однако здесь говорится о тысяче лет, как один день, притом прошедший. Подробнее об этом поговорим позже.
В-третьих, в 9-10 стихах говорится о том, что даже самые продолжительные жизни весьма быстротечны и полны трудностей.
Наконец, в 12-м стихе заложена главная мысль относительно времени – Моисей просит у Бога о верном отношении к «счислению дней», чтобы «приобрести сердце мудрое».
После этого говорится о последствиях данной просьбы – через получение этой мудрости обретается радость и веселие, через это проявляется дело и слава Божья, и люди делают угодные Богу дела. А дело, угодное Богу – «доверять Тому, Кого Он послал» (Ин.6:29).
Итак, апостол Пётр пишет о том же, о чём Моисей – о том, что верное отношение к времени приходит от Бога и приносит мудрость.
Но вернёмся к нашей фразе – Пётр говорит что-то новое по сравнению с Моисеем, он раскрывает то, чего ещё не было во времена Моисея – приход Мессии, Его жертва, воскресение и вознесение.
И если Моисей подчёркивает быстротечность дней и ожидание милости, то Пётр указывает на то, что милость уже здесь, что один день как тысяча лет. Ожидание второго пришествие Христа, этот последний день уже наступает, есть все признаки для этого, поэтому нужно бодрствовать и быть готовым к этому. Если до этого все ожидали первого пришествия Спасителя, то теперь мы ожидаем второго пришествия, апостол Павел также пишет, что это непростое ожидание, мы томимся небесными благословениями, стонем в этой земной палатке, хотим поскорее быть с Христом.
Но цель этого ожидания – чтобы неверующие люди пришли к покаянию и не погибли, об этом говорится в 9-м стихе. А те, кто верит, должны помнить о следующем (ст.10-18): день Господень придёт неожиданно (ст.10), нужно жить в святости и благочестии (ст.11), ожидать и ускорять пришествие Дня Божьего (ст.12)(рассказывая Евангелие всем), ожидать новых небес и новой земли (ст.13)(подробнее об этом в последних главах книги Откровение), стараться жить праведно (ст.14), иметь долготерпение (ст.15), стараться понимать Писание (ст.16), беречься отступить от веры (ст.17), возрастать в благодати и познании Иисуса Христа (ст.18).
Итак, Бог бесконечен и не зависит от времени и пространства, но люди находятся во времени и должны понимать, как использовать это время “труда и болезни” – от неверующих требуется только одно – прийти к покаянию и вере в Бога; а верующие должны возрастать в своей вере и познании Бога, в святости и праведности, являя своей жизнью славу Богу, не скрывать данный Богом свет, который является любовью верующих друг к другу и к ближнему.
Получайте новые материалы через следующие сервисы (нажимайте на название сервиса для перехода).