Назначение женщины не в том, чтобы судить мужчин, а в том, чтобы прощать, когда они нуждаются в прощении. Её дело миловать, а не карать.
Оскар Уальд “Идеальный муж”
Во все времена люди любили обсуждать других людей, – их поведение, семейные обстоятельства, положение в обществе, материальный достаток. Поразительно и то, что мы склонны оценивать людей, которых лично совершенно не знаем – актёров и актрис, певиц и певцов, политиков, общественных деятелей. Этому способствуют социальные сети, которые, с одной стороны, обезличивают общение, дают свободу выражения собственного мнения, а, с другой стороны, создают иллюзию осведомлённости. В то же время, согласно некоторым исследованиям, эти интернет-компании специально провоцируют темы, вызывающие сильные эмоции (хейт и хайп), продвигая наиболее скандальные сюжеты. Но и до интернета люди подвергались тем же искушениям, о чём повествует одна библейская история.
14. Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.15. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками.16. Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.17. И принесли ковчег Господень, и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.18. Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа;19. и роздал всему народу, всему множеству Израильтян, как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому. И пошел весь народ, каждый в дом свой.20. Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему навстречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой‐нибудь пустой человек!21. И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;22. и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.23. И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее.(Вторая книга Царств 6:14-23, параллельный текст 1Пар.15:29)
Итак, Давид, ставший царём Израиля после долгих лет изгнания и преследований, решается перенести главную святыню израильского народа в новую столицу. Первая попытка заканчивается трагической гибелью одного человека, и план на время приостанавливается для исправления совершённых ошибок. Давид во время процессии скачет в льняном ефоде перед Господом, чем вызывает раздражение своей первой жены, Мелхолы (подробнее о ней здесь), которая позже высказывает ему своё недовольство.
На Мелхолу в данной ситуации есть две основных точки зрения:
1) Традиционная – Давид – молодец (как всегда!), а Мелхола – недуховная грешница. Эта версия основана исключительно на данной ситуации, в которой, кажется всё очевидно – Давид радуется фактическому превращению Иерусалима в духовный и политический центр всего Израиля, объединению всех колен под его руководством, а также празднованию переноса ковчега завета в столицу.
А Мелхола ничего не понимает, сидит дома, на праздник не идёт, а при возвращении мужа, который хочет благословить домашних, не находит ничего лучшего кроме ворчания по поводу недостойного поведения монарха перед простолюдинами.
Вроде бы в этой версии всё понятно, но только совершенно забывается контекст и некоторые детали отношений в этой семье, о которых мы поговорим немного позднее. Сторонники этой версии могут рассуждать о том, что они бы никогда так не поступили, однако поступают, критикуя и даже высмеивая поведение других, которое кажется им нелепым, недостойным или глупым.
Религиозное высокомерие, фарисейство, сектантское сознание возвышают человека в своих глазах, но в глазах Божьих – это лишь проявления гордости, достойные осуждения;
2) Сентиментальная – Давид совершенно неправильно себя ведёт в семейной жизни, а Мелхола – невинная жертва обстоятельств. В этой версии делается акцент на следующих обстоятельствах: отец, использующий дочерей исключительно в своих корыстных интересах, влюблённость Мелхолы в Давида, судя по всему безответная, убежавший супруг и второй по сути незаконный брак с Фалтием, так как Давид не давал разводное письмо, насильственное прекращение этого брака, который, видимо, был счастливым (муж со слезами провожал её), многочисленные жёны и наложницы Давида.
Даже при возвращении Мелхолы Давид, видимо, исходит не из каких-либо сентиментальных чувств, а из политической необходимости – ему не нужно возможных претендентов на трон, которыми могли бы быть дети Мелхолы. Стоит добавить также то, что Фалтий по некоторым предположениям не жил с Мелхолой как с женой, поэтому у них и не было детей. Более того, в загадочном тексте из 2 Цар.21:8, который считается некоторыми ошибкой переписчиков, возможно, говорится о том, что Мелхола, не имея своих детей, воспитывала детей своей преждевременно почившей старшей сестры (подробнее здесь).
Сторонники сентиментальной версии также осуждают Давида за его резкий ответ после упрёка Мелхолы: мол, Давид должен был понять, что жена расстроена, обнять её, поцеловать, поговорить по душам и утешить. Также в словах, что у Мелхолы до смерти не было детей, можно увидеть намёк на то, что Давид фактически не исполнял свой супружеский долг, который наряду с обеспечением едой и одеждой являлся обязанностью каждого мужа (Исх.21:10). Но эта версия, как и первая, видится излишне односторонней, к тому же подходит к ситуации с точки зрения современных феминистских представлений об отношениях мужчины и женщины. Во времена Ветхого Завета женщина не выбирала за кого выйти замуж, это делали родители. Более того, жена не могла просто так публично критиковать мужа, тем более помазанного царя. Даже в более поздние времена апостол Павел примером хорошей жены ставит Сарру, которая называла Авраама “господином”.
Современные мыслители под благовидными призывами уважения к человеческой личности маскируют фактическое потакание любым страстям и желаниям. Понятия долга, смирения, подчинения девальвируются, выше всего ставится самореализация, следование за чувствами и удовлетворение любых желаний. Из Библии мы знаем, что сердце человеческое “крайне испорчено”, и человек, который ставит себя мерилом всего, прийдёт к духовному краху. Поэтому и эта версия представляется односторонней и не учитывающей ряд важных обстоятельств.
Комбинированная версия
Попробуем учесть все обстоятельства, чтобы объяснить историю Давида и Мелхолы.
Посмотрим на контекст ситуации. Давид ошибается, когда самовольно решает перенести ковчег завета при помощи волов, в результате чего погибает Оза. Согласно указаниям Господним ковчег должны были переносить при помощи шестов специально назначенные на это люди, что и было сделано после этой трагедии и некоторого времени, когда Давид, видимо, посоветовался со священниками. Также вместо шумного оркестра из множества разных инструментов подобающих скорее народному празднику, а не религиозному действу, остались только трубы, которые также использовались, например, при взятии Иерихона. Давид был одет в льняной ефод, который одевали только священники, он приносил жертвы, что тоже было обязанностью священников.
Можно согласиться с тем, что он действительно бросил свою жену на произвол судьбы, взял себе по крайней мере ещё 8 жён, а также наложниц при живой Мелхоле. Надо при этом сказать, что дети от этих браков зачастую имели трагическую судьбу: убивали друг друга, например, Авессалом убил Амнона за изнасилование сестры, пытались захватить власть (Адония, Авессалом), преждевременно умирали и т.д. Для сравнения можно привести тот факт, что у царя Саула была только одна жена и одна наложница, что по сравнению с Давидом являет собой пример идеального семьянина.А сын Давида, Соломон, наоборот довёл поведение отца по отношению к женщинам до некоторого экстремума – семьсот жён и триста наложниц.
Отношения Давида и Мелхолы трудно назвать близкими – жена для него скорее функция, чем близкий по духу человек, подруга и помощница, как это задумывалось Творцом. В то же время, про Мелхолу, единственную из всех женщин Ветхого Завета за исключением безымянной девушки из Песни Песней, сказано, что она любила мужа (1Цар.18:20). В этом тексте использовано то же слово, что в заповедях “люби Бога” и “возлюби ближнего”. Впрочем, оно же использовано и при описании влюблённости и просто дружбы. Но нельзя игнорировать и тот факт, что Мелхола была принцессой, и её упрёк исходил, вероятно, из её представлений о том, каким должен быть монарх, на примере собственного отца.
Анна Ахматова в своём стихотворении так выразила противоречивые чувства Мелхолы:
А царская дочка глядит на певца,
Ей песен не нужно, не нужно венца,
В душе ее скорбь и обида,
Но хочет Мелхола Давида.
Бледнее, чем мертвая; рот ее сжат;
В зеленых глазах исступленье;
Сияют одежды, и стройно звенят
Запястья при каждом движенье.
Как тайна, как сон, как праматерь Лилит…
Не волей своею она говорит:
“Наверно, с отравой мне дали питье,
И мой помрачается дух.
Бесстыдство мое! Униженье мое!
Бродяга! Разбойник! Пастух!
Зачем же никто из придворных вельмож,
Увы, на него непохож?
А солнца лучи… а звезды в ночи…
А эта холодная дрожь…”
Стоит обратить внимание на то, что когда она спасала Давида, был использован домашний идол (аналогичный тому, который украла Рахиль у своего отца), а потом она попыталась обманом оправдаться перед Саулом. Это говорит о некоторых отклонениях в отношениях с Богом, которые были ей присущи с раннних лет. Указание на то, что у неё не было детей прямо связывается с тем, что она “уничижила” (букв.пренебрегла) Давида, пляшущего перед Богом с великой радостью. С таким же презрением Исав “пренебрёг” первородством, Голиаф “презирал” Давида, который в свою очередь “пренебрёг” Словом Господа, убив Урию Хеттеянина и забрав его жену себе, царица Астинь “пренебрегла” своим мужем, подав плохой пример другим жёнам.
Конечно, и Давид был не идеальным человеком, но в данной ситуации что-то неправильное произошло с Мелхолой. Возможно, это была обида, горечь на свою жизнь и на мужа, раздражение на обстоятельства, которые не дали ей возможность порадоваться вместе с другими. Возможно, Мелхола не хотела быть в одной толпе со служанками или просто не хотела быть рядом со своим мужем. Более того, она назвала Давида “пустым” (рака), Иисус в Нагорной Проповеди связывает это слово с гневом (“…кто же скажет брату своему “рака”, подлежит синедриону…” Мф.5:22), в Ветхом Завете “пустыми” назывались праздные, негодные люди (Суд.9:4, 11:3, 2Пар.13:7, Пр.12:11, 28:19). Здесь усматривается намёк на то время, когда Давид в бегах собирал вокруг себя недовольных, а потом вообще убежал к врагам Израиля, филистимлянам.
Как бы то не было, что-то привело Мелхолу к обиде на Бога, гневу и высокомерию, что осуждается Господом с начала творения. Гордость и гнев убивают любовь, порой буквально, как в случае с Каином, а порой через холодность, отстранённость и даже презрение. Давид не был совершенным мужем, совершал множество ошибок, порой очень серьёзных, но потом каким-то образом смирялся перед Богом, и был прощён. Мелхола столкнулась со множеством испытаний, но вместо того, чтобы в конечном итоге восхвалить Бога она дала волю своему гневу. Оказавшись в похожих ситуациях, Лия, жена Иакова, или Анна, мать Самуила, с отчаянием пытались найти мир с Господом – и обрели его и стали в ряду предков Спасителя.
Какой можно извлечь урок из данной истории? Тяжёлая жизнь, ошибки и грехи могут рождать в наших сердцах раздражение, обиды и гнев, которые по словам Иисуса Христа могут довести нас до геены огненной. Чтобы этого не произошло, нужно обратиться к Богу за помощью, взять свой крест и оставить даже мысли об осуждении ближнего, так как суд – дело Божье, “и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” (Флп.4:7).
Побеждайте гнев молитвой и миритесь с Богом и людьми!