
Иоанна 3:1-21
1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше». 8Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? 11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. 12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. 20 Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Во-первых, Евангелие от Иоанна, как и другие Евангелия, в своём повествовании явно указывают, что Иисус повторяет путь израильского народа за исключением того, что Господь проходит этот путь без отступлений от Бога. Можно вкратце упомянуть следующие события: рождение в земле обетованной, бегство в Египет, возвращение из Египта, переход через Красное море (крещение в Иордане), искушение в пустыне и т.д. Более того, Бог непосредственно называет Израиль Своим сыном, первенцем, точно так же именуется Иисус. Непосредственно Иоанн перед разговором с Никодимом цитирует Исаию, пророческую книгу, в которой раскрывается значение Мессии в истории Израиля, сам Никодим упоминает о чудесах, которые может творить великий пророк Божий подобный Моисею, ночь типологически отражает последние суды Божьи над Египтом перед выходом израильтян — тьма и гибель первенцев.
На ночи остановимся подробнее — во всех трёх ситуациях, где упоминается Никодим, говорится и о ночи: Иоанна, глава 3, 7:50 (Никодим против осуждения Иисуса без разбирательства); 19:39 (Никодим с Иосифом приходят похоронить Иисуса). Более того, с ночью связаны момент предательства Иуды и Петра на рыбалке после воскресения Христа, отречение Петра также произошло ночью. Интересно, что Иисус использует ночь как образ, связанный с концом времён. В то же время, Иисус говорит о том, что Он — свет, который побеждает ночь и тьму. В день смерти на кресте всю землю покрыла тьма, но это была тьма, которая привела к свету для всех народов. Выходя ночью из Египта, Израиль должен был проявить веру, чтобы войти в Землю Обетованную, но многие не смогли и погибли из-за этого, потому что не пили из духовной скалы, которой сокровенно и тогда был Христос (1 Кор.10:4). Теперь же Он был явлен сначала израильтянам, и Никодим, как один из них, должен был увидеть это.

Что касается рождения как личного покаяния, то язык Христа не подходит и к этой версии — он несколько раз говорит «вы», «должно вам родиться свыше», «если кто…» (не «если ты»). Также версия, что рождение от воды — это физическое рождение, а от Духа — духовное, не может быть признана достоверной, так как отрезает путь к спасению всем нерождённым, погибшим в утробе детям, да и по контексту было бы странно говорить фарисею, что нужно родиться, это и так очевидно.
Всё встаёт на свои места, если предположить, что Иисус говорит с Никодимом о переосмыслении Царства Божьего от национального израильского до всеобщего для всех народов посредством Мессии. Когда пришёл Иисус, уже недостаточно просто родиться израильтянином или присоединиться к израильскому обществу, нужно услышать голос Святого Духа, Который свидительствует о том, что Мессия сошёл на Землю, чтобы спасти все народы. Ин.3:16 является одним из аргументов, которые должны были повлиять на Никодима — уже не только израильтяне призваны, но весь мир призван к спасению через Иисуса Христа. Вся глава заканчивается этим всеобщим призывом к спасению: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную». Более того, после разговора с Никодимом начинаются крещения в Иудее, потом призываются самаряне, а потом Иисус возвращается в Галилею. Иоанн композиционно снова собирает Израиль в единое целое, где Иисус — Тот, Кто выше Моисея и всех пророков, новый путь к спасению. На переход также указывает то, что Иоанн Креститель передаёт свои достижения, славу и влияния Христу, как подтвердят Его превосходство на Горе Преображения Моисей и Илия и голос с небес, говорящий, чтобы теперь слушали только Иисуса.

Конечно, это не отменяет необходимости личного покаяния и крещения как просьбы к Богу о чистой совести, но об этом говорится во многих других текстах Библии, но не в 3-й главе Евангелия от Иоанна. Здесь же говорится о том, что актуально для каждого потомка Израиля — не просто физическое рождение в израильском народе, но и духовное рождение через веру в Христа.
*Для подготовки статьи были использованы следующие материалы:
Timoty D. Foster. John 3:5 Refining the people of God (link)
Naked Bible podcast. Episode 330. The Exodus and John 3:5 (link)