Чтобы узнать о человеке, порой достаточно одного события, слова, но можно ли описать человека на этих основаниях на самом деле? Многие знают, что Гагарин был первым человеком в космосе, но каким он был в жизни, хорошим ли он был другом, сыном, коллегой по работе? Многие знают про Агне́с Го́ндже Бояджи́у, но знают ли на самом деле, что происходило вокруг этой женщины, была ли она на самом деле святой или её методы были далеки от гуманных? Да ведь практически никто и не знает её настоящее имя, а только прозвище – мать Тереза. Да и в наших жизнях много людей, которые в нашем сознании существуют лишь в виде ярлыков, а ведь каждый человек – это глубокий колодец, вычерпать который под силу только Всевышнему, Творцу всего сущего.
В книгах Священного Писания есть множество людей, имени которых мы даже не знаем. Например, неизвестно имя жены Ноя и имена жён его сыновей, хотя это женщины, от которых произошло всё современное человечество. Мы не знаем, как родители назвали Моисея при рождении, если вообще имя было дано, мы не знаем имена волхвов, посетивших Младенца Иисуса и имена разбойников, которые были распяты по правую и по левую сторону от Него. В то же время, есть в библейских текстах такие люди, которые только упоминаются по имени, есть те, о которых сказано несколько слов – и всё! И это вполне объяснимо – Библия не является исторической книгой в современном понимании этого слова, одни и те же события там могут быть описаны с разных сторон, что порождает критику в ошибочности Писания. Но дело вовсе не в этом, Библия безошибочна, потому что богодухновенна, а люди или события, описанные в ней, упоминаются лишь в той мере, чтобы раскрыть её главную цель. А это – спасение человека через заместительную жертву Иисуса Христа, Евангелие благодати, которое оправдывает грешника через праведную жизнь Спасителя. Но даже про Его жизнь сказано далеко не всё, хотя казалось бы… Апостол Иоанн прямо пишет, что не описано многое, что сотворил Иисус перед учениками, чудеса, которые Он творил, слова, которые Он говорил. Но то, что есть, написано ради обретения веры в Сына Божия и обретения вечной жизни вместе с верой в Него.
Есть один человек, о котором бы особенно хотелось узнать больше, потому что его судьба уникальна. Вокруг его личности написано много околобиблейской литературы – мифы, предания, рассуждения святых людей. Но в самой Библии он вскользь упоминается лишь в 4-х книгах – в одной упоминается лишь его имя в генеалогическом списке, в другой информация о родственниках чуть более полна, в третьей цитируется апокрифическая книга, авторство которой приписывается ему. Наконец, в четвёртой упоминание о нём связывается с проявлением веры, результатом которой стало свидетельство, что он угоден Богу, что и проявилось в уникальном даре, который он получил. Начнём с этого текста, а затем посмотрим и на другие:
“Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его.Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт“(Послание к Евреям 11:5-6)
Многие читали шестой стих, который является ключевым в первой части 11-й главы Послания к Евреям, где даётся определение веры (“…осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом…”), а потом на примере патриархов показывается как вера проявлялась в их жизни. Но по какой-то причине этот стих цитируется в отрыве от того, чья жизнь явилась воплощением этой мысли – праведника Еноха. Он является одним из трёх упоминаемых в этой главе людей, которые жили до потопа – Авель, Енох и Ной. Авель был первым мучеником за веру, Ной умер по естественным причинам, но Енох был единственным, кто “не видел смерти”, потому что был “переселён”. Одному Богу известно, куда был переселён этот праведник, это слово употребляет только автор Послания к Евреям, говоря о перемене священства и закона (7:12), а также об изменении всего мироустройства (“неба и земли”) в конце времён (12:27). То есть, это перемещение или переселение было каким-то радикальным изменением. Вторым человеком, о котором Библия говорит в таком же ключе, является Илия, который на глазах у своего ученика Елисея был поднят на небо в огненной колеснице (4Цар.2). Енох жил в самую первую эпоху человеческой истории, которую в Послании к Евреям ограничивают Авраамом, вторая эпоха длится от Авраама до пророков, то есть, фактически до пришествия Иисуса Христа.
Но и в этом списке, как и в другом, который мы рассмотрим далее, Енох выбивается из общего ряда: Авель получил свидетельство своей праведности, Ной получил откровение о грядущем потопе, Авраам получил призыв пойти в землю обетованную, Сарра получила силу, чтобы забеременеть. Но Енох угодил Богу просто верой, в то время как другие герои получили некоторые дары или осуществили некоторые действия, чтобы проявить свою веру. Его судьба похожа на судьбу Авеля, только этот праведник за свою веру получил смерть, а Енох наоборот избежал смерти. Первый христианский мученик Стефан пошёл по пути Авеля, свидетельствуя о своей вере, что привело в ярость его современников, которые побили его камнями. Некоторые считают, что апостол Иоанн подобно Еноху не увидел смерти, а был вознесён на небо, такую же судьбу приписывают и Богородице, но доподлинно это неизвестно, хотя и вполне вероятно. Мы же оставим на заметку следующую мысль: для того, чтобы угодить Богу, не нужны дела – достаточно веры в Бога и Его благое воздаяние тем, кто Его ищет.
Далее посмотрим на две родословных из Ветхого и Нового Заветов:
“Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали,Сын Иосифов…Мафусалов, Енохов, Иаредов…Адамов, Божий”(Евангелие от Луки 3:23-38)Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.(Книга Бытие 5:18-24)
Чем отличаются родословия у евангелистов Матфея и Луки? Во-первых, Лука начинает с Иосифа, которого ошибочно считали отцом Иисуса и ведут линию назад до Адама, добавляя эпитет “Сын…Божий”, Матфей начинает с Авраама и поднимается к Христу. Во-вторых, Матфей упоминает не только непосредственных предков, но некоторые дополнительные подробности (например, братьев). В-третьих, Матфей упоминает пятерых женщин – Фамарь, Рахаву, Руфь, “бывшую за Уриею” (Вирсавию), Марию, а Лука ни одной. Наконец, есть некоторые различия в именах, о которых лучше поговорить отдельно. Почему Матфей останавливается на Аврааме, а Лука доходит до начала творения, вполне очевидно – Авраам является отцом израильского народа, а Матфей пишет как раз для евреев. Лука же пишет для всех народов, которые могли быть не в курсе всей истории, описанной в Пятикнижии Моисеевом.
Но в свете рассмотрения жизни Еноха важно то, что задолго до того, как был выбран народ Божий, были люди, которые верили в Бога и стали предками Христа не только в физическом, но и в духовном смысле. Но посмотрим на место Еноха в книге Бытие и его жизнь среди других патриархов древнего мира.
Как можно увидеть из графиков, Енох родил своего сына, Мафусала, в том же возрасте в каком его дед родил его отца – в 65 лет. Дни жизни Еноха совпадают с количеством дней в году – 365, а сам он был “седьмым после Адама” по числу дней недели. Сын Еноха, самый долгоживущий из всех людей, описанных в Библии, умер в тот же год, что и начался потоп, пережив на 5 лет своего сына Ламеха. Чисто теоретически Енох мог видеть всех потомков Адама и самого первого человека, его правнук Ной родился уже после смерти Адама. Енох находится между двумя долгожителями – отцом Иаредом, который прожил 962 года, и сыном Мафусалом, который прожил 969 лет, даже Ной, переживший потоп проживёт “всего” 950 лет. Если заглянуть в 4-ю главу книги Бытие, где говорится о потомках Каина, то можно увидеть удивительные совпадения в именах потомков Каина с именами потомков Сифа: Каин – Каинан, Енох, Мафусал, Ламех есть в обоих родословных, а также Енос у Сифа, Малелеиль – Мехиаель, Ирад – Иаред, Ноэма и Ной. По всей видимости потомки этих двух родов каким-то образом имели контакты друг с другом, возможно, называли детей в честь предков друг друга.
Но самое главное в этом родословии то, что все люди, упомянутые в ней, умерли, фраза “и он умер” повторяется после каждого имени, но только про Еноха сказано что-то другое – “Бог взял его”. Это то же самое, что в Послании к Евреям описывается как “переселение”, но очевидно, что это не была смерть. А самое загадочное – что означает дважды повторённая фраза – “ходил Енох пред Богом”. Стоит отметить, что перед Богом (Элохим) ходил Ной (Быт.6:9), Авраам и Исаак (Быт.48:15), а Сам Бог ходил среди людей с самого начала творения. Что же такого сделал именно Енох, что в своём хождении угодил Богу? Видимо, эта тайна осталась между ними, мы же можем только гадать об этом. Но очевидно, что это не было что-то сверхъестественное, недоступное какому-либо человеку. Можно даже предположить, что Енох и Илия не единственные, кто не увидел смерти, и у каждого есть этот шанс. Из родословных можно вынести следующее: святые люди – это не те, кто обладает какими-то сверхъестественными способностями или кто сильно отличается по своему образу жизни от всех остальных, поэтому каждый может стать святым при желании и вере.
В заключение рассмотрим самый загадочный текст про Еноха, который находится в одной из наименее известных книг Нового Завета – в Послании Иуды:
“О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря:«се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих —сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах,которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах,которые произносили на Него нечестивые грешники”
Первое, что смущает некоторых в этом тексте, – это то, что Иудой цитируется книга Еноха (ссылка), апокриф III в.до н.э., который никак не мог быть написан Енохом, а здесь прямо говорится “пророчествовал и Енох, седьмый от Адама…” Второе, что кажется неточностью – это то, что в книге Еноха говорится о суде над нечестивыми людьми в конце времён, а Иуда пишет о лжеучителях, которые развращают христианские общины в его время. Однако, не всё так сложно, как кажется.
Иуда цитирует не только книгу Еноха, он также цитирует “Успение Моисея” о споре диавола с Михаилом Архангелом по поводу тела Моисея. История про ангелов, которые сошли на землю, чтобы стать подобными людям, научили людей воевать, а женщин использовать косметические процедуры, упоминается в книге Еноха. Вполне вероятно и то, что слова, которые здесь приписываются Еноху, действительно были им произнесены и сохранились через иудейские предания и другие околобиблейские источники, их цитирует Моисей (Втор.33:2), потому что они стали расхожей фразой, приписываемой этому праведнику. Святой Иуда пишет о людях, которые использовали благодать Божью для своего распутства, а примеры Содома и Гоморры и апокрифических книг, видимо, были самыми известными примерами такого поведения. В конце концов, для библейских авторов не так важна фактическая точность или авторство: например, отцом могли называть просто предка, который фактически был на несколько поколений раньше, могли округлять некоторые цифры до каких-то символических величин, в разных книгах описывать одно и то же событие по-разному, делая определённые акценты.
Енох здесь скорее символ проповедника правды и суда Божия над теми, кто восстал против Господа, чем реальный человек. Из небольшого объёма библейской информации и огромного массива апокрифической литературы был создан образ, притча, которая, возможно, имеет мало общего с личностью Еноха, но всё-таки он является выдающимся человеком веры, и его пример может многому научить. Поэтому из последнего рассматриваемого сегодня текста мы вынесем такую практическую мысль: наша жизнь может стать хорошим примером для других людей, если мы не будем угашать огонь Духа Божия внутри нас.
Итак, Енох, седьмой от Адама, человек-загадка, который по какой-то неизвестной нам причине так угодил Богу, что не увидел смерти и был перенесён куда-то в лучшие обители Творцом. Он был таким же как и любой из нас, но своим хождением с Богом и крепкой верой порадовал Небесного Отца, он веровал в любящего и справедливого Бога, и не был разочарован, он, как яркая звезда на тёмном небосклоне, явил пример для всех ищущих Всевышнего.