Когда люди говорят о вере в Бога, обычно всплывает вопрос о рациональности и обоснованности веры. С одной стороны, вера не была бы верой, если бы имела 100%-е доказательства, это была бы просто уверенность. Однако, некритичное отношение ко всему, касающемуся духовной сферы, порождает многочисленные ереси и секты, где уже слова людей воспринимаются как догматы, не подлежащие обсуждению.
Апостол Павел в своих посланиях говорит о том, чтобы не иметь ложной уверенности вроде позитивного исповедания, но, в то же время, иметь убеждения, которые помогают справиться с различными жизненными обстоятельствами. Сам Савл немало пострадал за свою жизнь – и физически, и эмоционально, и духовно – его били, он болел, сидел в тюрьмах, переживал предательство близких, тяжело работал, а в конце мученически отдал свою жизнь за Господа. Через всё это он пронёс свою веру, которой учил Церковь, призывая к единству в любви и в отношении к Богу и к ближним. Одним из текстов, который заключает в себе важнейшую часть христианского учения, является текст из Послания к Римлянам.
А мы знаем, что любящим Бога, призванным по предустановлению, Он во всём содействует ко благу,потому что кого Он предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы быть Ему первородным между многими братьями, а кого предопределил, тех и призвал; и кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.(Послание к Римлянам 8:28-30*)
Стихи 29-30 часто опускаются, но без них 28-й стих является лишь выражением ничем не обоснованного оптимизма. Но сегодня бы хотелось разобрать смысл короткой фразы в самом начале этого отрывка – “мы знаем”. Это перевод греческого глагола εἴδο (эйдо), стоящего в перфекте – времени, обозначающем результат, который виден в настоящем. В данном случае результат – знание – является последствием Божьих действий, связанных с воплощением, смертью и воскресением Иисуса Христа. Примером перфекта может являться фраза “Свершилось”, которую произнёс Иисус на кресте – в тот момент произошло завершение искупления человечества за счёт Его жертвы.
В Послании к Римлянам Апостол Павел 6 раз употребляет это выражение, половина из этих текстов находится в 8-й главе. Например, в 22-м стихе он пишет о том, что всё творение в настоящее время мучается от того, что лишено славы Божьей,, а в 26-м стихе Апостол говорит о том, что мы “не знаем” как молиться, поэтому Дух молит за нас. В Рим.2:3 предостерегая от суда над грешниками он упоминает о знании, что Бог справедливо и неотвратимо осуждает грехи – это не наша прерогатива. В Рим.3:19 говорится об осуждающей функции закона, которая сделала всех виновными. О похожем размышляет он и в 7:14, где говорится о духовной сути закона, и о слабости физического тела человека.
В других своих Посланиях Павел пишет о знании ничтожности идолов и идоложертвенного (1Кор.8:1-4), о том, что земное тело будет разрушено, а будет дано духовное тело (2Кор.5:1), а потому и Христа надо познавать не по плоти, но духовно (2Кор.5:16), наконец, в 1Тим.1:8 Павел пишет о доброте закона по отношению к праведникам и строгости к грешникам. Из других авторов Нового Завета это выражение активно использует Святой Апостол Иоанн в своём Послании (1Ин.3:2, 14, 5:15,18-20).
Прочитав эти тексты, мы можем заметить, что догматы – это не просто скучные унылые законы ; это то, что определяет отношение к жизни в целом. Например, разбираемый нами текст из Послания к Римлянам является своеобразным итогом всех предыдущих “мы знаем” в этом Послании. Закон и Божий суд, слабость человека, страдания всего творения в ожидании последних дней – всё это обретает особый смысл, когда человек знает, что Бог во всём проявляет благо для верующего. Как и святой Иаков, который говорит о том, что испытания воспитывают терпение и укрепляют веру, Апостол Павел утверждает, что во Христе люди обретают избрание и славу, которую невозможно получить никаким другим способом. И если Бог так возлюбил людей, что отдал Сына Своего возлюбленного за нас, то тем более временные земные страдания не являются проявлением Его нелюбви.
“Всё будет хорошо”, – это слабое утешение для страдающего человека, но знание об избрании во Христе – это твёрдое основание среди жизненных бурь. Это не просто слабая надежда или предположение, это крепкая уверенность, имеющая вполне разумные основания (“Если Бог с нами, то кто против нас?”, “Что может отделить нас от любви Божьей?” и т.п.).
Современный мир высмеивает убеждённых людей, в моде больше умение подстраиваться под обстоятельства и людей. Люди “думают”, “предполагают”, когда нужно просто знать, что всё на благо любящим Бога. Это разумный и обоснованный выбор здравого человека, помогающий обрести покой и неисчерпаемый источник сил и вдохновения во всех сферах жизни.
Имейте верные убеждения!
*перевод епископа Кассиана