Людям свойственно группироваться по интересам, взглядам, социальному положению. Порой эти сообщества создаются намеренно, иногда люди попадают в них в силу независящих от них обстоятельств, например, по рождению. Христианство всегда отличалось тем, что рушило различные барьеры между людьми – между израильтянами и всеми остальными народами, между богатыми и бедными, между мужчинами и женщинами. Причиной и катализатором этого единства является Христос, являющийся Главой Церкви. Иисус Христос вызывал сильное возмущение у религиозных лидеров своего времени, потому что общался с людьми, которых считали грешниками и с которыми гнушались общаться. Но Бог хочет спасти каждого человека и открыт для нищих духом.
Во все времена отношения религиозных лидеров со своей паствой отличались дистанцированностью, даже в церквях «простому человеку» трудно донести свою точку зрения до иерархов, а тем более указать на ошибки или упрекнуть. Апостол Павел, часто сталкивающийся с критикой со всех сторон, понимал как важна открытость для пастыря. В 20-й главе книги Деяний мы читаем о том, как он относился к пастырям, стараясь всегда возвещать истину, молиться и поддерживать общины. Он делал всё, что мог, был готов пострадать лишь бы выполнить свою задачу. Но иногда церковные деятели относятся к своему служению безответственно и требуется усилие со стороны других людей, чтобы побудить их работать как для Господа. Прочитаем про одного такого человека, к которому обращается Апостол Павел в самом конце своего Послания к церкви в Колоссах.
И скажите Архиппу: будь внимателен к тому служению, которое ты принял в Господе, чтобы тебе его исполнить.
(Послание к Колоссянам 4:17)
Приветствия и заключительные слова в письмах апостолов зачастую прочитываются без особого внимания, потому что там мало понятной читателю информации – как правило, там упоминаются люди или события, о которых практически ничего не известно. Также там бывают некие добрые пожелания, которые кажутся скорее вежливыми вставками, чем содержательным материалом.
Например, мы мало знаем про Архиппа – вероятно, это сын Филимона, которому Апостол Павел написал своё единственное личное письмо, вошедшее в канонические книги Библии (подробнее об этом здесь). На него была возложена некоторая ответственность, вероятно, пастырская или учительская. Возможно, он был служителем в Лаодикии, где должны были прочитать письмо, ныне известное как Послание к Колоссянам. Кстати, некоторые считают, что Архипп так и не взялся за ум, потому что в Откровении Иоанна Богослова обращение к Лаодикийской церкви очень жёсткое[1]. Но мы можем кое-что узнать из нескольких слов, которые есть в тексте Библии.
Христиане первого века воспринимали библейские тексты на слух, потому что книги (тогда это были папирусные или пергаментные свитки) были дороги, а читать умели очень немногие. Единственное место, где они слышали Слово Божье, были совместные встречи, где чтецы, епископы или старейшины читали послания всему собранию. Здесь Павел обращается к Церкви, чтобы они повлияли на Архиппа, по какой-то причине он не обращается к нему лично. Надо сказать, что это уникальный случай для Павловых Посланий – он употребляет в императиве греческое слово βλέπω (блЭпо – смотреть, видеть), которое используется в двух значениях: первое – прямое, то есть, про непосредственное физическое зрение; второе – переносное, когда речь идёт о том, что кому-либо нужно обратить внимание на что-либо. Примеры употребления этого слова во втором значении можно найти в посланиях[2] и Евангелиях[3]. Например,
«Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду»
(2-е Послание Иоанна, стих 8)
«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом»
(Послание к Галатам 5:15)
«Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят…»
(Евангелие от Матфея 24:4)
«Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».
(Евангелие от Луки 8:18)
Но если обычно в библейских текстах используется обращение ко многим – «смотрите, берегитесь…», то только здесь обращение используется в единственном числе, к конкретному человеку. Возможно, этим Павел хотел призвать членов общины лично повлиять на дьякона Архиппа, а не устраивать публичных обвинений и обсуждений.
Конечно, нам стоит вспомнить и слова Господа Иисуса Христа из 18-й главы Евангелия от Матфея «…если не послушает…скажи церкви…», но начало влияния на нерадивых пастырей заключено в неравнодушных христианах, которые один за другим могут сделать то, что никогда не сделают обсуждения без участия служителей.
Представьте себе, как себя чувствовал сам Архипп, когда впервые слушал это письмо. Вот Павел пишет о Епафрасе, верном служителе, о Тимофее, помощнике Апостола Павла. Возможно, он думает про себя «А ведь я тоже служитель, но как-то я не очень справляюсь с принятыми обязательствами». Потом он слышит, как Павел хвалит Колоссян за веру и любовь, говорит о плодах Евангелия, Архипп же опять, вероятно, корит себя, что веры и любви как-то ему недостаёт, да и с проповедью Благой Вести как-то не очень. Далее он слышит о благословениях во Христе, о небесных устремлениях и мире Божьем и о том, что всё надо делать как для Господа. Снова и снова он мог думать о том, что его усилий явно недостаточно для такого высокого стандарта, а мира нет и в помине. Письмо уже заканчивается, идут финальные приветствия, опять упоминается Епафрас, Онисим и ряд других братьев. И в самом конце как гром среди ясного неба «Скажите Архиппу…», а потом конец «Благодать со всеми вами».
Архипп был, вероятно, ошарашен, а потом к нему стали подходить некоторые братья и сёстры, подбадривать его и предлагать помощь, молиться вместе, спрашивать о том, что с ним происходит.
Я думаю, мало кто после подобного влияния остался бы равнодушным, и ничего бы не стал делать, чтобы измениться, раскаяться в лени, равнодушии или чём-то ином, что мешает служить Господу изо всех сил. Вероятно, Апостол Павел имел какое-то особенное отношение к Архиппу, что пытался ему помочь именно так. Достоверно неизвестно, что произошло дальше с ним, продолжил ли он своё служение или как Димас оставил его «возлюбив нынешний век»[4]. Но мы можем научиться тому, что плохой служитель может стать хорошим, если неравнодушные члены общины совместно помогут ему увидеть свои ошибки и измениться.
Что же был должен сделать Архипп в ответ на обращения от своих собратьев? Он должен был «исполнить» своё служение! Что же это значит? Как дать своему служению наполненность? В самом послании к Колоссянам уже есть все ответы – наполненность возникает при «познании воли Божьей»[5], исполнении «слова Божьего»[6], принадлежности Христу[7], угождению Богу[8]. Собственно, перед глазами Архиппа находился живой пример того, как это делать – Епафрас, верный служитель Божий. В других Посланиях мы читаем, что верные Богу люди также исполнены радости[9] и других плодов Духа[10], любви[11], познания[12], Евангелия[13], утешения[14], послушания и праведности[15], щедрости и желании помочь[16], а некоторые из них будут достойны того, чтобы «дополнить число»[17] мучеников за веру.
Быть служителем в Церкви Христовой – это не только великая честь, но и грандиозная ответственность. Иногда люди, призванные к служению, падают, унывают и даже оставляют своё место. Конечно, прежде всего в такой ситуации человек должен решить с Богом все возникающие вопросы, но и поддержка паствы может помочь встать на ноги.
Скажите своему священнику, служителю, духовнику, что вы нуждаетесь в их ревностном отношении к их служению!
[1] «…как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…» (Откр. 3:16)
[2] 2 Ин.1:8, 1 Кор.1:26, 1 Кор.3:10, 1 Кор.8:9, 1 Кор.10:12, 1 Кор.16:10, Гал.5:15, Еф.5:15, Фил.3:2, Кол.2:8, Кол. 4:17, Евр.3:12, Евр.12:25.
[3] Мф.24:4, Мк.4:24, Мк.8:15, Мк.12:38, Мк.13:5-9, 23, 33, Лк.8:18, Лк.21:8.