Добрые пожелания пастору

Когда люди общаются с иностранцами или приезжают в другую страну, первые слова, которые они используют, являются выражения, связанные с приветствием и с благодарностью. Важно уметь сказать: «Привет!» или «Спасибо!» на языке собеседника, это проявление уважения к ценностям и культуре принимающей страны. В Посланиях Нового Завета приветствия играют очень важную роль, хотя большинство читателей и слушателей, как правило, пропускают их мимо ушей и сердец, что недальновидно по нескольким причинам. Во-первых, всякое слово, записанное в канонических книгах Библии – это откровение от Бога, которое нужно услышать, понять и использовать в своей жизни. Во-вторых, в приветствиях задаётся тон для всей книги, в них подчёркиваются некоторые акценты, которые стоит держать в голове, изучая каждую книгу. Посмотрим на одно из таких приветствий.

Тимофею, возлюбленному сыну, — благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

(2-е Послание к Тимофею 1:2)

Как вы думаете, чем это приветствие отличается от других приветствий в Посланиях Павла и где могут быть похожие приветствия?

Подумайте об этом некоторое время, а мы пока рассмотрим эти слова в контексте.

Первое, что лежит на поверхности при прочтении этих слов, — это личное обращение Апостола к одному из самых близких своих друзей – Тимофею, пастырю Ефесской церкви. В двух своих письмах к нему Павел называет Тимофея сыном – «истинным сыном в вере» в 1-м Послании и «возлюбленным сыном» во 2-м.

Второе, что нужно понимать, изучая это приветствие, — это то, что данная книга входит в состав так называемых «пастырских посланий», то есть наставлений пастырям церквей – Тимофею и Титу. Эти книги в последнее время подвергаются самой большой критике за «несовременный» взгляд на мир и на церковь. Ряд исследователей считают, что они не могли быть написаны Апостолом Павлом по ряду исторических и лингвистических причин[1].

Действительно, стилистика пастырских посланий заметно отличается от стилистики посланий к церквям. Но было бы удивительно, если бы они не отличались, ведь письмо начальнику очевидно будет отличаться от письма ко всему коллективу в целом. Что касается «несовременности» посланий, например требований к епископату и дьяконам, то эти требования легко применимы в настоящее время, так как базовые принципы, заложенные в них, не меняются со временем.

Но вернёмся к нашему приветствию – что же в нём необычного? А необычно в нём то, что только в пастырских посланиях в приветствиях употребляются вместе три греческих слова, которые важно иметь в своём сердце начальствующим во Христе. Эти три слова – благодать[2], милость[3] и мир[4] – Апостол Павел использует, чтобы настроить пастырей на правильное отношение к пастве и к себе самому. Интересно, что точно такое же приветствие использует Апостол Иоанн в своём послании к неизвестной церкви[5]. В этих приветствиях неизменно присутствует Бог Отец и Господь Иисус с титулами Спаситель[6] и Сын Отчий[7].

В Посланиях к Церквям Апостол Павел и Апостол Пётр употребляет только два из этих слов – благодать и мир. Но в пастырских посланиях добавляется милость, причём это слово стоит посередине, что подчёркивает его важность для пастыря. Иуда, Иаков и Иоанн используют уникальные приветствия. Например, Иуда пишет о милости, мире и любви, Иаков и Иоанн призывают радоваться во Христе.

Что же такое милость, и почему пастырю нужно особенно думать о ней?

Греческое слово обозначает отношение сострадания и доброты к человеку в жалком состоянии, незаслуженный дар без ожидания воздаяния или возврата. И это именно то, что произошло с человечеством благодаря Иисусу Христу. В Адаме мы все согрешили, а потом грешили самостоятельно, но Бог, полный милости, пожалел нас, очистил и освятил в Сыне Своём, чтобы мы перестали жить для себя, но начали жить для Бога, любя ближнего своего. В Евангелии Господь, цитируя книгу пророка Осии[8] говорит именно об этом, Он же обличает религиозных лидеров того времени, что они оставили «важнейшее в законе: суд, милость и веру»[9]. В Евангелии от Луки упоминается величественная песнь Марии, где она говорит, что милость Божья на тех, кто боится Его[10]. В притче о милосердном самаритянине говорится, что этот человек проявил милость к избитому разбойниками. Если говорить о Ветхом Завете, а точнее о его древнем греческом переводе Септуагинте, впервые греческое ἔλεος упоминается в истории о спасении Лота из Содома «…велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою…»[11], потом в истории с рабом Авраама, который пошёл искать жену для сына своего Господина «…сотвори милость с господином моим Авраамом…»[12]. Также она встречается в истории с Иосифом «И Господь был с Иосифом, и простёр к нему милость…»[13] и, конечно, в Декалоге «…творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои…»[14]. Но больше всего о милости можно прочитать в книге Псалмов, в том числе в 135-м псалме, где каждая строчка сопровождается рефреном «…ибо вовек милость Его…» (подробнее об этом можно почитать на нашем канале). О милости в текстах Ветхого Завета говорится более 200 раз («Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему…»[15]). Этот текст из предпоследней книги Ветхого Завета вполне может быть лозунгом каждого служителя Церкви Божьей.

Почему же помнить о милости и проявлять милость – это важнейшее качество именно для пастыря?

Потому что служители Церкви представляют Христа, именно через них верующий человек принимает Тело и Кровь Господа во время Таинства причащения. «Подражайте мне, как я Христу», – пишет Павел коринфской церкви[16], а также церкви в Филиппах[17], подражать вере усопших наставников призывает автор Послания к Евреям[18]. Очень важно видеть в человеке то, что показывает Христа – и самым явным образом это проявляется, когда человек, помня о милости Божьей, сам проявляет милость к окружающим. Не будьте, как тот негодный раб, которому простили неподъёмный долг, но он не мог простить незначительную задолженность своего собрата[19], потому что «суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом»[20].

Приветствуя Тимофея и Тита, а вместе с ними и всех будущих пастырей Церкви, Павел, упоминая о благодати и мире во Христе, которые сопровождают жизнь каждого человека, делает акцент на том, что пастырь должен прежде всего жить милостью. Он должен помнить о милости к себе, грешном, и проявлять милость к другим грешникам, являя собой милость Божью в лице Иисуса Христа.

Благодать, милость и мир вам!

[1] Подробнее о критике пастырских посланий Павла https://www.reformed.org.ua/2/183/18/Guthrie

[2] Гр.χάρις – хАрис. Номер Стронга G5485

[3] Гр.ἔλεος -Элэос. Номер Стронга G1656

[4] Гр.εἰρήνη – эйрЭнэ. Номер Стронга G1515

[5] 2-е Послание Иоанна 1:3

[6] Послание к Титу 1:4

[7] 2-е Послание Иоанна 1:3

[8] «…милости хочу, а не жертвы…» Осия 6:6

[9] Евангелие от Матфея 23:23

[10] Евангелие от Луки, глава 1

[11] Бытие 19:19

[12] Бытие 24:12, 14, 44, 49

[13] Бытие 39:21

[14] Исход 20:6, 34:7

[15] Захария 7:9

[16] 1-е Коринфянам 4:16

[17] Филиппийцам 3:17

[18] Евреям 3:17

[19] Евангелие от Матфея, глава 18

[20] Иакова 2:13

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.